Дыра Спасения
Потрясения, вызвавшие исход украинцев во все ближайшие пределы, докатили и до нас, грешных, волны свои.
В небольшой, стоящий вне железных магистралей и федеральных трасс, Городец привезли несколько десятков донецких беженцев. Старики, дети, инвалиды. Затесалась к ним, почему-то, и крепкая молодежь. Не нам судить, что толкает здорового парня бежать из охваченной огнем родины, но факт остается фактом. Явилась южная молодежь, расселилась по гостиницам на бесплатные пайки, и принялась хаять место нынешнего пребывания. В дыру, дескать, их запихали. Вместо столиц и городских крупняков, как, видимо, предполагалось. Кисни тут, и даже «Славу» не покричать – полиция пресекает.
Повторяю – не мне судить. Но, пока молодежь скучает, расскажу им немного про нашу дыру.
Крохотная пылинка на карте, однажды признанная опорой земли Русской. История Городца – история государства. Судьба его – судьба Феникса, и силищи в нем столько, что не жалко ни с кем поделиться.
По рождении своём именовался Городец – Малым Китежем. С переводе с марийского (тогдашних хозяев окрестных земель), «китеж» значит – пришелец, скиталец. Некие монахи, бежав от чего-то в глухие заволжские леса, основали у озера Светлояр монастырь и посад Китеж. Часть братии двинулась дальше и приютилась на волжском берегу, построив скит с именем Малый Китеж.
Наступил 12 век. Русь сотрясалась раздорами удельных князей в борьбе за Киевский престол. Князь Юрий Владимирович Долгорукий не слезал с коня, кочуя окрест владений, укрепляя их границы.
Увидев селище Малый Китеж, Долгорукий возрадовался его удобному расположению. Крутой труднодоступный берег с прекрасным обзором с одной стороны и непроходимыми лесами с другой. Так, в 1152 году появилась крепость, названная Долгоруким Городец-Радилов. Дословно: городок на реке Ра (что значит, на Волге).
В роковой 1238 год двинулось на Русь полчище монголо-татар. Жгли и сметали всё на пути. Обложили и Городец-Радилов. Многие жители попали в плен, другие бежали в лес. Погиб в жестокой сече Георгий Всеволодович, внук Долгорукого, владевший Городцом.
Монголы натешившись, ушли с пепелища. Тогда вернулись из лесных чащ остатки жителей и возродили крепость. Тогда же был построен и монастырь явленной иконы Феодоровской Божией Матери, ставший впоследствии последним пристанищем полководца Александра Невского.
В 1263 году, возвращаясь Волгой из Золотой Орды, Невский занемог. Высадившись в Городце, занял одну из келий Феодоровского монастыря, где скончался, приняв монашеское пострижение с именем Алексей.
Всего через сорок лет после сожжения Городцу вновь пришлось защищаться. Теперь — от ордынского хана Арапша. Ордынец спалил отстроенный посад, но крепостные стены и рвы не одолел. А еще через 30 лет татары вернулись, ведомые ханом Едыгеем, и уже уничтожили крепость, сравняв с землей всю округу.
Два долгих века летописи упоминали это место как «пустой Городец». Лишь в 17-м веке сюда вернется жизнь…
От ратного прошлого в Городце остался отрезок оборонительного вала.
Длина его сейчас полтора километра, высота до семи метров, глубина рва до шести. Это исторический памятник федерального значения. Могучие сосны, выросшие на валу, придают ему значительности и красоты.
За время, пока город существовал только в летописях и памяти народной, российское государство выросло, окрепло, изменилось. В поволжских крепостях оно не нуждалось. Вдоль Волги выросли большие торговые села. Одним из таких сёл и стал возродившийся Городец, уже без приставки Радилов. Судьба назначила ему превратиться в центр речного судостроения и хлебной торговли, а также центр русского старообрядчества. Купцы-старообрядцы много славного и важного сделали для родного села. Не случайно, что именно в Городце воздвигнут единственный в России памятник «Купечеству России».
Ни одна историческая веха Российского государства не миновала Городец и его жителей. Для изгнания поляков в 1614 здесь был сформирован собственный отряд ополчения. Городчане сражались против наполеоновских войн, в честь победы над которыми в 1842 году была построена и стоит до сих пор церковь Покрова.
Сотни горожан погибли на фронтах Второй мировой войны. Имя летчика, генерал-майора авиации, дважды героя Советского Союза Арсения Ворожейкина известно далеко за пределами родного города.
Городец славен и уникальной культурой. Музейная столица, город народных мастеров, жемчужина Нижегородчины – как только его не величают!
В годину перестройки городецкая земля сберегла главное, чем всегда была жива Россия – сельское хозяйство. Одни колхозы реформировались до мелкого фермерства, другие сохранились неприкосновенными, но все они по-прежнему кормят себя и страну картофелем, зерном, молоком и мясом. Как однажды хвастала одна подруга в письме другой: «Спрашиваешь, как выживаем мы в своей глуши. Да сносно! Вот сижу я, простая городчанка, за завтраком. Творог ем – местный, чай пью – местный (делает из кипрея местная артель). Хлеб на столе тоже городецкий, и мажу я его городецким маслом, а сверху кладу кусок городецкого же сыра…»
Шутки-шутками, но самодостаточность Городца такова, что он способен, как бывало всегда, и себя содержать, и стране помогать. Здесь действует знаменитая, еще Петром Великим заложенная, судоверфь; заводы по производству деталей для автопрома; размеры жилищного строительства поражают воображение.
А как здесь любят гостей! На традиционный День города (кстати, именно в Городце придумали этот праздник, распространившийся по стране), на областной праздник «Мастеров народных братство», на «Зеленые святки» съезжаются десятки тысяч людей. Туристическая отрасль скоро начнет пополнять местный бюджет не хуже, чем промышленность и сельское хозяйство.
Но – лучше один раз воочию увидеть, чем сто раз услышать. Приезжайте. А кому-то уже повезло. Они не просто приехали, они здесь теперь живут – на полном государственном обеспечении.
→Марина Ксенина