Море, флот, люди

Страницы прошлого листая…

Об этом чрезвычайном происшествии в Онежском озере ветераны Беломорско-Онежского пароходства (БОП) рассказывали неохотно. В мае 1986 года затертый льдами, после начавшейся подвижки, «Волго-Балт-134» получил сжатие корпуса и на глазах у экипажа, сошедшего на лед, теплоход затонул. Судно, груженное щебнем, следовало из Петрозаводска в Москву. „После выхода из порта, – вспоминает Л. М. Алехин, заместитель начальника пароходства, – в районе Ивановского маяка его взял на сопровождение ледокол «Нева» .                                

Ранее за сутки по этой трассе уже проходили другие суда, поэтому «Волго-Балт-134» под управлением капитана Б. Смирнова следовал разводьями, выбирая путь между ледовыми полями. Движение этих полей началось неожиданно с усилением ветра, когда ледокол «Нева» оказывал помощь другому судну, идущему из Вытегры“.

Свидетелей, членов экипажа «Волго-Балта-134» разыскать не удалось.

  “Волго-Балт-134”

Л. М. Алехин: «Разбирательством этого случая занималась транспортная прокуратура. В итоге прокурор не усмотрел оснований для уголовного преследования капитана и должностных лиц БОП-а. Руководство пароходства обратилось в отраслевой институт «Ленгипроречтранс» с просьбой сделать оценку затрат на подъем судна. Специалисты пришли к выводу, что поднимать его на поверхность экономически нецелесообразно».

Циклон” лежит на дне морском.

В конце октября 1981 года в ночное время на переходе из Кеми в Беломорск в водах Белого моря затонул буксир-плотовод «Циклон».

                                                      “Циклон”

Произошел случай, теория которого описана в учебнике по судовождению. Морской буксир «Игарка» под управлением капитана И. Е. Андреева вел на буксире плавучий кран. Буксирный трос был закреплен не за плавкран, как того требуют правила буксировки, а за буксир-плотовод «Циклон», капитан А.Ф. Гандзюк, подводивший плавкран к «Игарке» при отходе буксируемого состава от причала Рабочеостровска. В районе острова Ромбак, «Игарка» выполняла крутой поворот на другой курс из-за чего не имевший управления «Циклон» (его команда находилась на буксировщике) оказался в углу линии буксира и плавкрана. Должного наблюдения за буксируемыми объектами судоводители «Игарки» не вели.

В результате сложения сил тяги «Игарки» и сопротивления плавкрана «Циклон», имевший незначительную массу, получил критический крен до 90 градусов правого борта и зачерпнул воду в незакрытую шахту машинного отделения. После этого судно уже не вернулось на ровный киль, потеряло плавучесть и затонуло на глубине тридцати метров. К счастью, люди не пострадали. Освободившись от связи с «Циклоном», «Игарка» с плавкраном продолжила следование по назначению.

По результатам разбора аварии комиссия пришла к выводу, что она произошла по причине ряда не профессиональных действий судоводителей-капитана буксира «Игарка» и капитана «Циклона». По настоящее время судно остается под водой.

Ю.П. Лежнев