Море, флот, люди

Щуркины

В 1953 г. в Беломорскую ремонтно-эксплуатационную базу (РЭБ) БОП-а прибыла очередная группа «фэзэушников» в количестве 15 человек, окончивших школу ФЗУ на Балтийском судостроительном заводе в Ленинграде. Но отнюдь не все они были рады предстоящей жизни и работе на Севере. Из этой группы лишь трое, отслужив в армии, остались работать в Беломорске:  В. Денежкин, В. Королев и А. Щуркин. К сожалению, их сейчас уже нет в живых. А когда были молодыми, поженились на местных красавицах из с. Шижня. Августа Королева и Агнея Щуркина работали в бухгалтерии РЭБ, а затем Беломорского морского порта.

           А.Д. Щуркин. 1980 г.

От простого к сложному осваивал ремесло судоремонтника Анатолий Дмитриевич Щуркин, повышая свой разряд электросварщика. Анатолий не изменил этой профессии даже после несчастного случая, когда на рабочем месте вспыхнул неисправный бензорез, и он получил серьезные ожоги лица, шеи и рук. Поправился, и потом, когда стал наставником молодых, строго требовал не пренебрегать правилами безопасности.

А.Д. Щуркин был, что называется, сварщиком от Бога. Он научился из металла делать, если не все, то почти все. Освоил смежные профессии судокорпусника, котельщика, газорезчика, газосварщика. Когда на предприятие поступили листогибочный станок и «гильотина» (станок для резки металла), первым овладел новой техникой. Бригада в составе А.Д. Щуркина, С.И. Лисовского, М.Н. Гольцова, И.Н. Соколова стабильно и качественно выполняла производственные задания.

Вспоминается такой случай. На морской рейд буксиры привели по ББК плавучий док с подводной лодкой, на котором сложилась нештатная ситуация. Морские офицеры ввели меня в курс дела. Оказалось, что при следовании через один из шлюзов канала порывом ветра плавдок навалило на король шлюза (бетонный порог под воротами), в результате батопорт дока получил деформацию, теперь его не удается открыть для выхода подводной лодки. Требовалась помощь специалистов, им предстояла ответственная работа. Было решено направить на док самых опытных – бригаду А.Д. Щуркина. Через несколько часов наши умельцы, доставленные туда со своим инструментом и оборудованием, выправили многотонную конструкцию, после чего подводная лодка благополучно вышла в море. Таким образом, график ее перегона не был нарушен. Рабочие получили премию, а на совещании в управлении пароходства начальник службы безопасности судовождения П.А. Стрелков (он тогда руководил буксировкой дока), во всеуслышание заявил, что такого высококлассного специалиста, как Щуркин, он никогда не встречал!

А.Д. Щуркин за время работы в РЭБ и морском порту подготовил в своей бригаде до десятка специалистов-сварщиков. Среди них Б.В. Дианов, В.И. Быков, В.В. Соболев, Ю.А. Китов и др. За высокие производственные показатели по подготовке флота для перевозки зерна в Черноморском бассейне в 1983 г. А.Д. Щуркин был награжден медалью «За трудовую доблесть».

   Владимир Щуркин

В семье Анатолия и Агнеи Щуркиных выросли дети. В детский сад поселка Водников воспитателем пришла работать их дочь Ольга, а в мастерские порта к токарному станку встал сын Владимир. Володя, окончив Беломорскую среднюю школу №1, до призыва в армию поработал немного. Несомненно, он стал бы таким же первоклассным специалистом, как и его отец. Но судьба распорядилась иначе. Войсковая часть, где проходил службу Владимир, дислоцировалась на территории Афганистана. Случилось так, что выполняя боевую задачу, она попала под огонь противника, и Владимир Щуркин погиб.

Ему не исполнилось и 20 лет. Безмерно горе родителей. Володя был скромным и трудолюбивым парнем. Страшно и больно произносить это слово «был». Решением исполкома Беломорского городского совета улица Молодежная в поселке Водников переименована в улицу Владимира Щуркина. Это Решение было утверждено Постановлением Совета Министров КАССР. Те, кто помнят Володю, приносят живые цветы к мемориальной доске, установленной на доме, где он жил.

Ю.П. Лежнев