Море, флот, люди

Печальная весть из Севастополя

Сегодня набрал номер телефона Горынцева Виталия Анатольевича. Ответила его сестра. Она с горечью в голосе сообщила скорбную весть: 28 августа 2023 года на 84-м году жизни Виталий Анатольевич скоропостижно скончался…

Не стало известного и заслуженного на водном транспорте специалиста, капитана дальнего плавания, всю свою жизнь проработавшего в Беломорско-Онежском пароходстве на судах Беломорской приписки.

В.А. Горынцев окончил Архангельское мореходное училище, в 1963 году поступил в Беломорскую пристань, где начал трудиться 2-м штурманом, а затем старшим помощником капитана на морском буксире «Титан». Служил в ВМФ три года. В 1971 году вернулся в Беломорск и продолжил работу в плавсоставе морского порта: ст. штурманом на «Балтийском-66», капитаном на т/х «Морской-3», «Балтийский-34» и «Сормовский-45». Все суда загранплавания.

Его безупречный труд на флоте отмечен почетными званиями и наградами отрасли, медалями.

Ушел из жизни уважаемый наставник молодежи и просто замечательный человек. Таким он останется в памяти современников. Полная биография Горынцева В.А. помещена на сайте в публикации «Эпоха становления, созидания, развития».

На фотографии Горынцев В.А.

Вспоминается один, возможно, малозначительный, но показательный, эпизод, характеризующий высокий уровень профессионализма судоводителя, капитана Горынцева. Весной 1990 года я находился с инспекторской миссией в заграничном рейсе на беломорском судне «Сормовский-45», где долгое время работал капитаном Виталий Анатольевич Горынцев. Помню, после выгрузки в Нью-Холланде, что на реке Хамбер, судно должно было перейти для погрузки зерна в английский порт Гулль, находящийся на противоположном, левом берегу в двух милях. Прибыл лоцман. Он предложил капитану заказать вспомогательный буксир, на что тот вежливо отказался, дав понять, что мол, справимся сами.

И вот рано утром, еще до рассвета, начали движение вниз по течению реки. По корме судна остался огромный, высотой 160 и длиной 2400 метров, подвесной однопролетный мост Хамбер. В то время самый крупный мост в мире. Заход в сравнительно узкую часть акватории порта должен был произойти после поворота влево на 120 градусов, что осложнялось большим количеством береговых огней, дрейфом от инерции судна и довольно сильным течением реки. Капитан сам встал к ДАУ (дистанционное автоматическое управление двигателями), а штурмана поставил за штурвал.

При подходе к точке поворота Горынцев выбрал для лучшей управляемости оптимальные обороты машин и приступил к маневру. Судно задрожало от вибрации и перегрузок, но, повинуясь воле человека, точно вписалось в поворот, с ускорением оставляя на водной поверхности крутую дугу.

В кульминационный момент поворота огни города-порта превратились в мерцающие горизонтальные линии, показывая стремительность циркуляции корабля. Те, кто впервые наблюдали эту панораму, возможно, теряли ориентацию, недоумевая, как здесь можно определить верное направление движения судна. В этом не сомневались лишь двое – капитан и лоцман. Не прошло и минуты, как судоводители одержали судно, и оно плавно вошло в ось фарватера. Чтобы не потерять ход, капитан добавил оборотов машинам. Спустя еще несколько минут, обойдя стоящий у причала английский фрегат, судно, что называется, в одно касание остановилось у стенки зернового терминала. Это надо было видеть!

Лоцман был просто поражен таким мастерством и удалью. И все, кто находился в ходовой рубке, восторженно взирали на Виталия Анатольевича. Это был его, капитана, можно сказать, мастер-класс, основой которому стали богатый опыт вождения судов, точный расчет и уверенность в надежности техники, обеспеченной его командой.

Три года назад в Петрозаводске я случайно встретился с Виталием Анатольевичем. Он в очередной раз проходил медицинскую комиссию. Поинтересовался:

– Когда на отдых?

– Пока позволяет здоровье – буду работать.

Таково жизненное кредо этого незаурядного человека… Выйдя на пенсию, В.А. Горынцев с семьей жил в г. Севастополь.
Ю.П. Лежнев