ШКИПЕРА. Юрий Лежнев.
ШКИПЕРА.
К особой категории моряков и речников нужно отнести капитанов несамоходного флота – шкиперов. Их на Беломорской пристани было много. И до 70-х годов эта профессия была во всем Беломорско-Онежском пароходстве массовой. Подготовку шкиперов начали на курсах при Беломорской пристани еще в 1955 году. Занятия проводились в зимнее время в отдельном, специально оборудованном здании в поселке у 19-го шлюза ББК. Руководил курсами уроженец с. Шижня Иван Александрович Коршаков. В период навигации он работал в коммерческом отделе под началом Павла Александровича Евтифеева, тогда заместителя начальника пристани. Старейший шкипер и капитан Беломорской пристани, в последствии порта, Анатолий Васильевич Ганжинов вспоминает.Свой трудовой путь на нашем предприятии он начал после окончания этих курсов на лихтере грузоподъемностью 1000 тонн, где проплавал шкипером четыре навигации.
Перевозили круглый лес из Архангельска и Онеги в Ленинград и Таллинн. А до этого А. Ганжинов уже прошел суровую закалку военным временем. В разговоре со мной он удивляется: как я смог, пройдя такие испытания в жизни, дожить до столь солидного возраста. Родился Анатолий в Вознесенском районе Ленинградской области 28 ноября 1929 года в семье водника. Отец плавал старшим помощником капитана грузо-пассажирского парохода «Коммунист». С началом Великой Отечественной войны судно использовалось в военных целях. Вознесенье оккупировали финские войска и большая часть населения, в том числе Ганжиновы, а у матери было пятеро детей, оказались в семейном лагере № 5 близ г. Петрозаводска. С того времени это поселение носит название Пятый поселок. В лагере умерли брат и сестра Анатолия. В 1944 году, после освобождения Петрозаводска, семья переехала к отцу в Вытегорскую пристань Шекснинского пароходства. В 1946 году мать стала работать проводником, а Анатолий матросом на все том же пароходе «Коммунист». Через год отец заболел и вскоре умер.
Анатолий Васильевич Ганжинов, ветеран Беломорско-Онежского пароходства
Пароход «Коммунист»на р.Свирь. 1949 г.
Фото из архива А. В. Ганжинова
Летом молодой матрос трудился на судне, а зимой его посылали на лесозаготовки лесорубом. 2,5 года А. В. Ганжинов отслужил в Армии. Демобилизовавшись, решил что будет моряком и с этой целью приехал в Беломорск… В 1959 году он оканчивает курсы судоводителей на суда вместимостью 200 регистровых тонн, после чего его направляют капитаном на 2000 тонный лихтер №13.
Однажды на рейде Вознесенья по разным причинам скопилось много лихтеров, рассказывает ветеран. Начальник Беломорско-Онежского пароходства В. А. Сабуров лично инспектировал суда и на служебном катере подошел к лихтеру №13. «Капитан на судне?» – спрашивает у вахтенного матроса. «Капитан спит после вахты», – отвечает матрос. «Разбуди», следует приказ. На что матрос озабоченно произнес: – «Не надо беспокоить хорошего человека, пусть отдыхает», и… удалился в помещение. По результатам той навигации, в 1960 году А. В. Ганжинову присвоили звание «Лучший шкипер Министерства речного флота». 1961 год, его назначают сменным капитаном на рейдовый пароход «Ижорец-27». Спустя четыре года проходит обучение на судоводителя-судомеханика 3-й группы судов в Пиндушах, и Ганжинова переводят на буксиры-плотоводы. В период 1964-67 годы А. Ганжинов получил хорошую морскую практику на буксировках плотов морем из Кеми в Беломорск. В 1972 году Анатолий Васильевич назначен капитаном рейдового дизель-электрохода «Шлюзовой-20», где он трудился семнадцать лет. Это был период самого интенсивного судоходства по ББК. На рейде Беломорска всегда было тесно. Приходилось работать на выводах лихтеров груженых пиловочником с морского рейда к причалу Беломорского ЛДК, а также буксировках плавкранов к местам выгрузки судов на объектах ББК. Трудился безупречно и безаварийно. Еще пять навигаций, до выхода на заслуженный отдых в 1994 году, А. В. Ганжинов капитанствовал на таком же судне «Шлюзовой-78». У А. В. Ганжинова много поощрений: он награжден медалями «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», «300 лет Российскому флоту»,Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Карельской АССР, ему присвоены почетные звания «Ветеран труда» и «Ветеран Беломорско-Онежского пароходства».
Вместе вспомнили старейших шкиперов, многие из которых впоследствии стали капитанами морских буксиров, сухогрузов и лоцманами. Назовем их имена: И. Черных, В. Никитин, В. Кощенко, А. Гороховик, А. Бахирев, Ф. Тукачев, А.Симонов, Н. Трофимчик, Н. Летовальцев. Последний успешно работал на лихтере № 8888 и, когда узнал, что его судно, в составе группы других, передают на реки Сибири, никак не хотел расставаться с лихтером. Добился приема к начальнику пароходства Е.О. Васильеву и тот, после разговора, сделал ему исключение. На «четырех восьмерках» Николай Петрович проплавал до пенсии. Приходилось зачастую работать за двоих. В штате лихтера два человека – шкипер да матрос, которым работала жена, Юлия Васильевна. На берегу оставались дети, их в море не брали. Вот она и металась, то мужу помочь, то за детьми присмотреть. Работа работой, но и отдохнуть хотелось. Как-то в Архангельске шкипера собрались на берег, на танцы. Механик лихтера Николай Радэ спрашивает приятелей: «Какой мне сегодня костюм надеть?» Шкипер говорит: «Ты же моряк, конечно, форменный». Николай одевает видавший виды и посеревший от солнца и воды морской китель с орденом Красной Звезды на груди.
Другого-то не было.
Ю.П.Лежнев.
Огромное спасибо Юрию Петровичу за очень подробные и интересные факты биографии жизни моего папы Ганжинова Анатолия Васильевича…