Top.Mail.Ru
Море, флот, люди

Мой путь в профессию. Николай Толмачев.

Николай Иванович ТОЛМАЧЕВ

…в марте 1969 года я в Ленинграде обитал в общежитии на
набережной реки Пряжки. Нас, выпускников речных училищ обязали пройти курс спецдисциплин при
Центральных курсах усовершенствования инженерно-технических работников Минречфлота. В советское
время не экономили на обучении народа, учиться можно было всю жизнь. Но и не объяснимых сейчас
парадоксов было много. Вот пример, случившийся с выпуском судоводителей в 1967 году в Ростовском
речном училище. Приняли нас в это училище в 1962 году для подготовки к управлению судами на
внутренних водных путях. Каждому пришлось преодолевать конкурс из поступавших четырёх человек на
одно место. А в это время валом начали сходить со стапелей суда «река — море» плавания, Жизнь заставила
советскую экономику сделать чуть эффективней. Судоходных рек, каналов, озёр на территории страны
полно, морей вокруг больше десяти, и грузы зарождаются там и сям, Почему бы не изготовить
транспортные средства для без перевалочных перевозок. Замыслили — сделали, Нужны кадры. Где их брать.
Какому ведомству поручить: морякам или речникам. Началась борьба — кому эксплуатировать эти суда:
Минморфлоту или Минречфлоту. Уже в начале 60 — х годов мы видели на Нижнем Дону суда «река — море»
плавания, в том числе Каспийского пароходства. Так какое ведомство «захватит» это «чудо» советского
судостроения? Все знают, что кадры решают всё. В Ростовском речном училище, видать, сразу смекнули,
что надо зрить не только в реку, но и в море. Тем более, оно под боком — Азовское, хотя не ахти какое, но
море. И вот начали нас — курсантов учить и речным и морским наукам. В Ростове, надо отдать должное,
народ смекалистый и своё всегда возьмут. К 1962 году для подготовки специалистов материальная база
была создана по тогдашнему времени суперсовременная. Был выстроен учебный корпус, в нём оборудовали
лаборатории по всем специальностям, мастерские, действующий тренажер водных путей. В программу
обучения были введены курсы морских дисциплин. Мальков (бывший командир подводной лодки)
оборудовал лабораторию и кабинет с действующими электрорадионавигационными приборами. Он у
курсантов пользовался особым расположением, пользуясь «псевдонимом» — «магнитострикционный
эффект». А Рапопорт (один из немногих евреев на флоте) оснастил кабинет навигации и морской лоции
множеством морскими картами и пособиями, инструментами для прокладки, секстанами, тренажёром для
определения места судна в море. Стали нас обучать две конкурирующие «партии»: речники и моряки. В
кабинете специальной лоции внутренних водных путей действовал тренажёр, оснащенный контурными
картами. Громадный рулон с очертаниями берегов рек и указателями километров от Ростова до Москвы
надо было выучить наизусть, расставить судоходную плавучую и береговую обстановку, указать названия
перекатов, населённых пунктов и т.п. Уж точно все судоводители помнят перекат — «Танькино колено». Три
навигации курсанты провели на судах. Одна, в 1964 году, была специализированная. На буксирном
теплоходе «Озёрный — 77» «исколесили» всё Азовское море, посетив все тогдашние морские порты:
Таганрог, Ейск, Жданов (теперь Мариуполь), Бердянск. Добирались до Керченского пролива.
Демонстрировали нам особенности морского судовождения, эксплуатацию навигационных приборов, за
исключением гирокомпаса. На буксире он не был установлен. В навигации 1965 и 1966 гт. курсанты набора
1962 года работали на рядовых штатных должностях, постигая и оттачивая навыки управления судами и
эксплуатацию судового оборудования. В 1965 году на грузовом теплоходе «Иловатка» с двумя тысячами
тони донецкого угля я и соплаватели впервые отправились через Единую глубоководную систему из
морского порта Жданова ло Выборга. Рейс был памятен своей продолжительностью — более двадцати суток
он длился. Пройдя Азовское море, Нижний Дон, Цимлянское и все волжские водохранилища, Волго — Дон и
ещё неухоженный Волго-Балт, Белое, Онежское и Ладожское озёра, реки: Шексна, Свирь и Нева теплоход
«Иловатка» был остановлен в Угольной гавани Ленинградского морского порта. Пока оформляли отход в
море, наведались в Ленинград, ставший для меня впоследствии третьим городом, в которых я учился, жил и
мужал. Почему — то дальше Угольной гавани нас не пустили, В Балтийском море я оказался только спустя
два года, А пока пришлось набираться морского опыта, посещая с грузами Азовские порты. В
межнавигационный период в училище нас учили премудростям и морского и речного судовождения. Наш
курс, видать, был одним из первых, над которым так экспериментировали. Первые годы режим учебы и быта был
приближен к военизированному, когда училище готовило для ВМФ артиллеристов береговых и судовых
батарей. Ещё дослуживали офицеры военных лет, мы изучали программу в кабинете по военной подготовке. Гражданских лиц в училище не было. Мы сами охраняли учебный корпус и экипаж (общежитие) «вооружённые» боцманскими дудками,правда, команды с помощью их я не помню, чтобы нас учили подавать. Строевые занятия были такими, что коробку из курсантов РРУ выставляли на военном параде. Я лично шагал по Театральной площади в белых перчатках. Перед тем, как маршировать мы простояли два часа соседствуя с кавалерией.
И вот после сдачи государственных экзаменов, завершившихся у судоводителей 7 апреля 1967 гола,
после поступления — зачисления, кто пожелал, в Ростовский филиал Горьковского института инженеров
водного транспорта и отпуска, группа из 8 человек явилась в середине мая в Петрозаводск для работы на
судах «река — море» БОП-а помощниками капитана (или штурманами). Диплом об окончании РРУ,
рабочий диплом на право занимать должности 2-го пом. капитана 1, 2, 3 групи и 3 — го пом. капитана всех
групп речного и озёрного флота РСФСР были выданы в твердой обложке с тремя печатями, а вот документ
на право занимать должность судоводителя речных судов с выходом в прибрежное морское плавание
выглядел очень скромно. Выдан он был на основании Постановления СМ СССР № 901 от 06.08.1959 г.
особой квалификационной комиссией и подписан капитаном Таганрогского морского порта. Предъявляем
мы кадровикам БОП-а все свои документы, а они нам предлагают должности матросов. Мы были убеждены,
что подготовлены для должностей штурманов на судах «река — море». Нас этому учили, мы сдавали
экзамены, нас направили, мы приехали. После предложения матросить, посовещавшись, решили отправить
гонца на вокзал за билетами и возвращаться в Ростов. Борис Яковлевич Клейн, начальник отдела кадров, с присущим ему тактом, уговорил нас не торопиться. «Мы, что нибудь с вами решим» — молвил он, Дня через два ввели для нас в штатное расписание судов должности «дублёр 3 — го штурмана», заодно и «дублёр 3-го механика». И уже 12 мая я и Головко А. были на борту т/х «Балтийский-55» у капитана Хотькина Леонида Лазаревича. Я дублёром 3-го штурмана Жданова, а А. Головко — дублёром 3-го механика. В конце июля 1967 года меня перевели на тх «Балтийский-56» на должность 3-го штурмана, на котором капитаном был Устинов Александр Петрович. Были созданы все условия для ведения штурманского хозяйства, заведования судовой кассой и
самостоятельного несения ходовых вахт по морскому уставу. Кадровый аппарат, приняв во внимание наши
хлипкие «дипломы» судоводителя прибрежного плавания, где-то, может быть рискнув, приобрели для
пароходства подготовленных специалистов. Все мы, судоводители и судомеханики — всего 14 человек,
прибывшие весной 1967 гола из Ростовского речного училища в БОП прошли быстрый в те годы карьерный
рост в плавсоставе, в последствии стали нужными специалистами на судах и береговых подразделениях. Вот
имена судоводителей: Живаго Г, (1-й пом. капитана), Киселев А.С. (перевёлся в ЗРП), Кобан А. (был 3-м
штурманом в составе первого экипажа на т/х «50 лет Советской власти»), Кузуб В.К. (закончил Мурманское
ВМУ), Сердитов В. и Субботин А. (капитаны на судах «река-море»).

55 лет минуло с той поры. Уходит в небытие прошлое.

Всё больше срок, всё отдалённей даты,
Нет многих тех, кто корабли водил.
Величием труда мы все были богаты,
Нам прошлое хранить остался лишь удел.

Оцените публикацию ПРОТИВЗА (Пока оценок нет)
Загрузка...
.