Приписной пункт Сорока

Приписной пункт Сорока
Описание порта

Сорокский порт расположен в устье р. Выга при небольшом селении Сорока.
В виду обилия лесов в окружающей местности и сплава большого количества бревен по р. Выгу в Сороках возникли большие лесопильные заводы, что и обусловило работу порта почти исключительно по вывозу лесных материалов за границу.
По данным проф. Кандыба грузооборот Сорокского порта в последние года перед войною, а именно в 1911, 1912 и 1913г.г. выразился:
А) По заграничной торговле:
Вывоз (исключительно лесные материалы) …. 11.530.100 п.
Ввоз ………………………………………………………………68.800 „
Б) По каботажной торговле:
Вывоз …….. • ……59.200 п.
(В том числе лесных материалов 16.000 п.)
Ввоз …………….. 5.434.800 „
(В том числе лесных материалов 4.646.300 п.)
В общем 95 % грузооборота Сорокского порта приходилось на лесные материалы, при чем заграничная торговля этого порта заключалась исключительно в лесном экспорте.
Портовые устройства исчерпывались до войны обделками берега реечной кладкой, устроенными около лесопильных заводов для погрузки лесных материалов на лихтера.

Географическое описание

Сорокская бухта представляет собою видную площадь около 100 кв. верст. Со стороны моря ширина бухты достигает 12 верст между мысом Выг-Наволок и островом Тумище.
Бухта на протяжении 3-х верст от устья р. Выга мелководна (от 0 до 3 фут., считая от уровня низкого отлива).
Далее по направлению к морю имеется довольно крутое падение и на расстоянии 8 верст от устья р. Выга глубина бухты достигает 24 фут.

Глубина

Против мыса Рознаволок у северного берега бухты глубина 22 фута находится от мыса в расстоянии около 3-х верст.
Течением р. Выг в бухте образовалось естественное русло с наименьшей глубиною 5 фут.

Приливы и отливы

При подъеме воды во время приливов, при наибольшей разности горизонтов в 4 1/2 фут и наименьшей в 2 фута, в устье реки могли входить суда с осадкой до 8 фут.
Грузовые океанские пароходы, приходившие в Сороку за лесом, становились на якоре на рейде в 10 — 12 верстах от устья, причем лес подвозился к пароходам на лихтерах.

Ветры

Господствующими ветрами по силе являются ветры Н и ННО и т. к. по отношению к этим ветрам бухта совершенно открыта, то во время их действия грузовые операции на рейде прекращались.
Преобладающий грунт дна в Сорокской бухте —синяя глина с вкрапленными в нее валунами и выступами скалы.
Углубление бухты возможно лишь в части ее, примыкающей к северному берегу.

Замерзание

Навигация происходит с половины апреля до середины октября. По данным за период времени с 1903 по 1915 г. г. средняя продолжительность навигации 186 дней.
Зимою Сорокская бухта сплошь покрывается льдом, достигающим у устья реки Выг толщины 0,5 саж.
Далее в море плавающий зимою лед смерзается иногда в большие подвижные ледяные поля.

Сооружения

В 1915 году средствами и распоряжением жел. дороги в Сороках была построена пристань длиною 275 саж., шириною 7 саж. и высотою от низкого горизонта 1,25 саж.
Пристань построена на сваях, по ней проложен железнодорожный путь. Корневую часть пристани составляет дамба в 52 сажени, выведенная от острова Старчина.
Пристань была предназначена для причала лихтеров и беломорских каботажных пароходов. Глубина у пристани с одной стороны по всему протяжению 10 фут. с другой всего лишь 1 1/2 —4 1 /2 фут.

В настоящее время часть этой пристани, просевшая во время срочных работ по приемке железнодорожных грузов, требует капитального ремонта.

Ввиду того, что для срочного сооружения жел. дороги представлялось недостаточным наличие одной пристани у острова Старчина, зимою 1915 — 1916 г. приступлено было к постройке пристани в м. Разноволок, причем к этому мысу проведена была из Сороки железнодорожная ветка длиною 9 верст. Пристань возводилась в виде отдельных ряжей, расставленных по длине пристани на расстоянии 3,9 саж. друг от друга. В подводной части ряжи нарубались до высоты 1,5 саж. от ординара. Ряжи загружались камнем и промежутки между ними застраивались мостками на сваях.
Глубина пристани, начиная от берега небольшая, достаточная для подхода лихтеров, далее от 18 до 22 фут. Длина пристани около 200 саж. Водную площадь перед пристанью предполагалось углубить на ширину 600 саж. до 24 фут и вырыть на такую же глубину канал шириною 30 са;т . до естественной 24 футовой глубины. Однако работа эта не была закончена. В настоящее время пристань эта находится в полуразрушенном состоянии, т. к. с момента постройки она находилась без ремонта. Около пристани на берегу были сооружены 20 деревянных построек, из них 9 жилых домов, для грузчиков рабочих и администрации, 9 служб и 2 пакгауза. Кроме того, в с. Сорока построен дом для бывш. Управления работ Сорокского порта.

Условия работы порта

Несмотря на постройку довольно солидных сооружений, имеющих частичный характер, условия производства погрузочных операций в Сорокском порту остаются неудовлетворительными.
Прорытый по фарватеру канал, не вполне законченный, своим устройством улучшает лишь условия плавания лихтеров и мелких каботажных судов. Что же касается до заграничных пароходов, то они по прежнему вынуждены останавливаться на открытом рейде в расстоянии 8 верст от места расположения лесопильных заводов и нагружаться из лихтеров, буксируемых мелко сидящим портовым пароходом, что, конечно, вызывает значительные накладные расходы.
Для облегчения грузовых операций необходимо прорыть глубокий канал для выхода на большие естественные глубины, что вызывает большие расходы.

Грузооборот

Грузооборот Сорокского порта в 1922 г. составлял 1.476.196 п.
—————————————–1923  —————5.249.182 „
—————————————–1924 —————-5. 104.054 „

(Источник – Отчет о деятельности Мурманского и Кемского портов за 1923 и 1924 г. – Л., 1925. стр 122 – 126)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.