Кемь в 15-16 веках
Кемь – одно из старейших поселений в Карельском Поморье, в письменных источниках упоминается с первой половины 15 века. В это время Кемь была волостью новгородской посадницы Марфы Борецкой, которая в 1450 году передала эти территории Соловецкому монастырю.
«Самым древним промыслом поморов и карелов был «весновальный» – добыча тюленя на льду в весенние месяцы. Но и в другие сезоны било местное население морского зверя – тюленя и моржа… В 16 веке среди других добывающих и обрабатывающих промыслов Карелии на первое место выдвинулось солеварение. Это было вызвано ростом спроса на соль – на рынках и для заготовки рыбы. Соль, получаемая из морской воды, была крупной, грубой, низкого качества и называлась «поморянка»… Издревле в реках «Карельского берега» – Кеми, Керети, Куземке и других добывался жемчуг…» (из книги В. С. Баркиной «Кемь»).
После 1562 года, в связи с реформами Ивана 4 Грозного в городе строятся «судейские избы», тюрьма, учреждена должность палача, возникают торговые базы иноземных купцов. У кемских причалов появлялись норвежские и английские промысловые и торговые суда. В то время, по свидетельству немца на русской службе Генриха Штадена, на реки Кеми стоял «большой незащищенный посад».
Но не все хотели сотрудничать мирно, некоторых иностранцев привлекала не только торговля. Нередки были нападения наших ближайших соседей – шведов. В 1576 году Кемь и Сума были впервые опустошены захватчиками.
В 1570-1590-е годы шведы часто приходили сюда с набегами. Так, например, в 1590-1592 годах Кемь была разрушена «до основания» отрядами Петра Багге и его сына Свена Педерсона.
В 1591 году уже и сам город, и вся волость со всеми крестьянами и промыслами была в ведении монастыря, который оказал огромное влияние на развитие экономики в крае. Так в Кеми Соловецкий монастырь имел свое подворье, склады, финансировал строительство церквей.
До шведских набегов в Кемской волости было 96 дворов и населяло их 209 человек, после ухода шведских войск осталось 52 двора и населения – 64 человека. Из 20 соляных варниц после войны осталось лишь 8. После этого крестьяне Поморья были даже освобождены от платежа дани (из книги «Успенский собор в Кеми»).
В связи с этой решено было построить здесь защищенный острог, или, как еще говорили, «городок Кемской». Он, наряду с подобными укреплениями в Суме, Коле и Олонце, а также Соловецким монастырем, становится важным форпостом Беломорья.
Кемский городок построен в период между 1593 и 1598 годами. А после, в 1657 году, вместо уже обветшавшей 4-башенной крепости была выстроена новая 6-башенная деревянная крепость с пушками и пищалями. «Кемский городок рублен в тарасы в две стены. Эти две параллельно идущие стены были соединены поперечными стенами… в пустых камерах нижнего этажа были сделаны бойницы для стрельбы из пушек и крупнокалиберных пищалей. Бойницы для стрельбы из ружей и мушкетов были на втором этаже. Здесь же шли круговые переходы по всей крепости, от башни к другой… Высота стен была более 6 метров, башни с шатром – более 15 метров, длина стен по окружности – 452 метра… На вооружении крепости в то время было 12 чугунных пушек, 14 пищалей, 63 мушкета и много холодного оружия» («Советское Беломорье», 1989 г., статья И. Мулло).
Также на острове находилась часовня в честь Иоанна Предтечи 1688 (1682) года постройки, которую запечатлил на фото в 1916 году Прокудин-Горский, также до начала 20 века сохранилась и одна из башен городка.
Крепость располагалась на Малом Лепострове, тогда как основная городская застройка была на Большом Лепострове и в Гайжево (Хайжево). Лепостров назван так, потому что до того как эти земли заселили новгородцы (русские), здесь проживали карелы и саамы. На островах росли густые заросли ольхи. Карелы называли остров Леппя-саари, что и означает «ольховый остров».
Как всем известно, «жемчужина Кеми» – Успенский собор был построен в начале 18 века, до этого же на этом месте был двупредельный одноименный храм, который сгорел. Рядом же, с конца 17 века располагалась и ныне существующая Троицкая часовня, а рядом располагалось старинное кладбище. По предположениям историков, оно возникло в середине 15 века. Также важно сказать, что в Кеми было много старообрядцев, однако на официальные богослужения в православные храмы они не ходили, а исполняли свои христианские обряды в молельных домах («Советское Беломорье», 1997 г, статья Г. С. Сонникова).
Также появляется еще одно кладбище, в 1696 году строится Троицкая кладбищенская церковь (старое кладбище в городе).
А то, какой была Кемь в 18 веке – мой следующий пост…
ИСТОЧНИКИ: статьи из газеты «Советское Беломорье», «Кемь» В. С. Баркиной, «Успенский собор в Кеми», «Сокровища русского Севера» А. В. Ополовникова
.