Море, флот, люди

Капитанские вахты Валентина Кошелева.

В.Е.КОШЕЛЕВ (1936-2021)

Капитанские вахты Валентина Кошелева
На псковской земле, далекой от моря и крупных судоходных путей в 1936 году родился будущий капитан судов Беломорско-Онежского пароходства (БОП) Валентин Евгеньевич Кошелев. В 1956 году он, обучаясь на судоводителя в Ленинградском речном училище, прибыл для прохождения плавательской практики в Беломорск. Первым судном, на котором Валентин получил «боевое крещение», был буксирный пароход «Сахалин». Его первым капитаном был Петр Алексеевич Стрелков, потомственный помор. Основным ядром действующего в то время флота были морские буксиры, выполнявшие буксировки лихтеров с лесом из Мезени, Архангельска и Онеги в Беломорск. За ними же следовали из Беломорска, перегоняемые на реки Сибири, различные плавучие объекты. Одним словом, буксиры были своего рода «челноками», трудились денно и нощно. Валентин Кошелев, в тот же год, по окончании училища, был зачислен третьим штурманом на морской буксир «Суворов» к капитану Кожевникову Сергею Ивановичу. Капитан Кожевников проходил военную службу на кораблях Балтийского флота вместе с будущим героем-североморцем Александром Осиповичем Шабалиным, с которым они встретились много лет спустя в порту Онега на открытии бюста дважды герою Советского Союза. С.И.Кожевников по праву считался одним из первых морских специалистов БОП. Еще на двух таких же однотипных буксирах «Беринг» и «Невельской» Валентин Кошелев трудился штурманом. В зимнее время, он проходил обучение в Архангельском мореходном училище, чтобы получить морской диплом судоводителя. А в 1963 году его назначают уже капитаном на буксир «Азов».
Так быстро проходило становление, и это было характерным тому времени явлением. Беломорск на Поморском берегу оказался как бы центром притяжения романтиков моря, людей, приезжающих с разных мест. Несмотря на большую текучесть кадров, морскую школу здесь специалисты получали хорошую. Шестидесятые годы — это период активной модернизации и обновления флота. На смену буксирам и лихтерам начали поступать самоходные грузовые суда как отечественные, так и построенные за рубежом. Конечно же первые «самоходки» были не достаточно мореходные, в эксплуатации и в бытовых условиях для экипажа не совершенны. Но этот путь коллективу молодого пароходства необходимо было пройти. Кошелев В. Е. в 1964–1965 годах работал капитаном на сухогрузах «Шала» и «Беломорский-22». В тот год П. А. Стрелкова, работавшего капитаном-наставником, перевели на повышение в управление БОП, а на свое место он предложил кандидатуру капитана Кошелева В. Е. За Беломорской группой флота были закреплены два капитана-наставника- Кошелев В. Е. и Горев В. А. Они отвечали за организацию безопасности судовождения на Белом море. До 1967 года В. Е. Кошелев был на береговой работе. В открывшемся в Беломорске Филиале Петрозаводского речного училища, опытный капитан как преподаватель, в зимнее время передавал свои знания будущим судоводителям. А в 1970 снова заступил на капитанскую вахту в море. Менялись только суда — «Беломорский-30», «Морской-1» и, значительно позднее, в 1979 году- «Волго-Балт-216», на котором Валентин Евгеньевич трудился до 1983 года, выполняя рейсы в порты Балтийского и Черного морей. У ветерана пароходства много учеников, впоследствии ставших капитанами. Они его помнят и подоброму называли наш дядя Валя. Все долгие годы капитанских вахт Валентина Евгеньевича на берегу его ждала семья — жена Евгения Александровна, дочь и два сына. Многие помнят, как “трепетно” Валентин Евгеньевич относился к супруге. На флоте не без юмора. Очевидец рассказывает: «Судно подходит в порт с моря. Моряки в предвкушении встречи с близкими. Но конец месяца, план на контроле. Капитан принимает решение пройти из 19-го шлюза в 18-й без остановки. Старпом М. Головин, видя прогуливающуюся по причалу женщину, спрашивает капитана,
«Валентин Евгеньевич, не Ваша ли «Графиня» на причале, пришла изъять зарплату у мужа?» Капитан ухмыляется
«Не время, идем в 18-й без остановки».
На лицах членов команды минор. Женщина, видя проходящее мимо судно, машет рукой. В ответ ей раздается басовитый гудок теплохода.
В 1994 году закончились капитанские вахты, позади шторма и туманы, но еще долго продолжались трудовые будни. Более десяти лет Валентин Евгеньевич работал лоцманом в порту. Все это время он встречал и провожал пароходы, сравнивая их с теми что были прежде. Крепче стали суда, функциональнее что ли, солиднее. А оценить их он, опытный мореход, мог всесторонне. За столь длительный период работы на водном транспорте труд капитана Кошелева В. Е. по заслугам вознагражден Почетной грамотой МРФ и медалью «За трудовую доблесть». В 1983 году ему присвоено звание «Специалист высшего класса». В. Е. Кошелев — Ветеран Беломорско-Онежского пароходства и Ветеран труда Российской Федерации.
Ю. П. Лежнев