Как жадность людская маяки опозорила

Поморские
сказы
— Степан расскажи сказку»: просят в становой избе, уже прибитые ко сну морские трудники.
— Что живы божоны, али море вас не истомило нонче?
— Дак, тело никак не ослабнет, а под сказку и сон-угомон притулитце.
— Ну слушайте, сказка моя о том, как жадность людская маяки да путеводные огоньки опозорила.
Исстари мореходцы во спасение бедствующих на мори, сложения из камней, опознавательные башни, да навигационные кресты на берегу ставили. Потом уж и огонёцки, на быках выставляли.
Сотни лет свет маяков указывал мореходцам безопасный путь. В непогодь огонёцек тот, надею давал, благоволения судьбы да путь к спасению указывал.
Но однажды от жадобности людской случился позор маякам. В оправдание разбоя пришло «береговое право», которо гласило: «Нашедший предметы, выброшенные на морской берег, станет их владельцем». Покражами да гибелью накрыло это право корабли, что терпели бедствие в прибрежных водах. Избегнув смерти в воде, мореходцы могли сгинуть от рук насельников побережья. Оне брали, то что море выносило на берег. По закону, найденное становилось своим тогда токмо, ежели хозяева судна не значились в живых. Поэтому, терпящих бедствие и вынувшихся из моря, береговые жители могли полонить ино и жизни лишить.
В ожидании поживы, жители берегов старались приумножить количество несчастий на мори. Стали ложные маяки способить. Вот тогда-то и пошёл позор маякам. Много лет тако непотребство вершилось. Дак владетели земель побережных да и монахи при церквах не стыдились почитать «береговое право», а тем и богастьво наживали. Вот маяки да огонёцки путеводные, спасительные, топерь были в услужении у лихих людей.
Но был и другой вековой морской устав на Севере на Поморье. И этот устав был царём Петром Первым узаконен. По этому уставу должно было «охранять корабль с грузом, провожать его через всяко страшно место, пока достигнет места безопасного. Все спасенное должно быть со всяким попечением и тщанием сберегаемо и охраняемо, дабы от худого смотрения али небрежения не могло быть повреждено или истреблено. Невместно было присваивать себе ни толики малейшей, спасенного или найденного на берегу, но должен объявить о том. Когда же люди спасены будут, то должно поступать с ними со всяким человеколюбием, помогать им во всякой нужде».
И в защиту чести путеводных огонёцков и маяков, по морскому уставу, запрещено было в пятидесяти верстном расстоянии от законного маяка, устраивать по берегам иные маяки или раскладывать и зажигать по берегу огонь. Так вот на Поморье сберегаемы были маяки от позора.
Степан замолчал, пождал, молчали трудники:
— Угомонились бажёные, видать прибой повалил уж!
Отозвались голоса:
— Не спим ишшо, живём! А морской устав наш в праведности стоит и ещё стоять будет. И позору не допустим маякам ныне и напредки.
— Что живы божоны, али море вас не истомило нонче?
— Дак, тело никак не ослабнет, а под сказку и сон-угомон притулитце.
— Ну слушайте, сказка моя о том, как жадность людская маяки да путеводные огоньки опозорила.
Исстари мореходцы во спасение бедствующих на мори, сложения из камней, опознавательные башни, да навигационные кресты на берегу ставили. Потом уж и огонёцки, на быках выставляли.
Сотни лет свет маяков указывал мореходцам безопасный путь. В непогодь огонёцек тот, надею давал, благоволения судьбы да путь к спасению указывал.
Но однажды от жадобности людской случился позор маякам. В оправдание разбоя пришло «береговое право», которо гласило: «Нашедший предметы, выброшенные на морской берег, станет их владельцем». Покражами да гибелью накрыло это право корабли, что терпели бедствие в прибрежных водах. Избегнув смерти в воде, мореходцы могли сгинуть от рук насельников побережья. Оне брали, то что море выносило на берег. По закону, найденное становилось своим тогда токмо, ежели хозяева судна не значились в живых. Поэтому, терпящих бедствие и вынувшихся из моря, береговые жители могли полонить ино и жизни лишить.
В ожидании поживы, жители берегов старались приумножить количество несчастий на мори. Стали ложные маяки способить. Вот тогда-то и пошёл позор маякам. Много лет тако непотребство вершилось. Дак владетели земель побережных да и монахи при церквах не стыдились почитать «береговое право», а тем и богастьво наживали. Вот маяки да огонёцки путеводные, спасительные, топерь были в услужении у лихих людей.
Но был и другой вековой морской устав на Севере на Поморье. И этот устав был царём Петром Первым узаконен. По этому уставу должно было «охранять корабль с грузом, провожать его через всяко страшно место, пока достигнет места безопасного. Все спасенное должно быть со всяким попечением и тщанием сберегаемо и охраняемо, дабы от худого смотрения али небрежения не могло быть повреждено или истреблено. Невместно было присваивать себе ни толики малейшей, спасенного или найденного на берегу, но должен объявить о том. Когда же люди спасены будут, то должно поступать с ними со всяким человеколюбием, помогать им во всякой нужде».
И в защиту чести путеводных огонёцков и маяков, по морскому уставу, запрещено было в пятидесяти верстном расстоянии от законного маяка, устраивать по берегам иные маяки или раскладывать и зажигать по берегу огонь. Так вот на Поморье сберегаемы были маяки от позора.
Степан замолчал, пождал, молчали трудники:
— Угомонились бажёные, видать прибой повалил уж!
Отозвались голоса:
— Не спим ишшо, живём! А морской устав наш в праведности стоит и ещё стоять будет. И позору не допустим маякам ныне и напредки.
Словник:
Жадобность – жадность
Бык — каменный утёс, выдающийся в море
Прибой — утомление, обессиление
—
Страница автора доступна по ссылке: Лилия Крошнина
Лилия КрошнинаСеверянка, карелка, поморка! По отцу Колежомская (Колежма — поморское село), по матери Олонецкая карелка (рода-племени ливикского). Родилась и выросла на летней стороне (южной) Карелии, сейчас живу на Полнощной (Северной).
Путешествую соло — в одиночку по рекам и озёрам Северной Карелии!
В сборнике «Русского Севера слово» (2017 год, Выпуск 3) опубликован незаконченный рассказ «Анёвушкино морё».

Укажите своё имя под текстом комментария