Top.Mail.Ru
Море, флот, люди

Замечательные люди флота

Капитан ЧЕКМАСОВ Валерий Федорович.

Ярким представителем капитанов, отнесенных к плеяде специалистов «эпохи восхождения «Беломорско-Онежского пароходства ( 1970 -1980-е годы ) по праву можно назвать Валерия Федоровича ЧЕКМАСОВА.
В.Ф. ЧЕКМАСОВ родился 17 ноября 1949 года в городе Тутаев Ярославской области, который расположен на берегу Волги, и конечно это не могло не повлиять на выбор будущей профессии. Поэтому когда пришло время, Валерий Федорович поступил в Рыбинское речное училище. После окончания училища, в 1969 году, он был направлен на работу в Беломорско-Онежское пароходство. На тот момент это было бурно развивающееся предприятие и кадры соответствующего профиля были очень нужны. По прибытию БОП, он сразу получил назначение на теплоход «БАЛТИЙСКИЙ-10» на должность третьего помощника капитана. Затем Валерий Федорович был назначен на теплоход «СОРМОВСКИЙ-5»,где проработал до призыва на военную службу в мае 1970 года. Служил на Северном флоте , в морской пехоте.
После окончания службы в рядах Вооруженных сил , он возвращается в Беломорско-Онежское пароходство и получает назначение на теплоход «СОРМОВСКИЙ-13», где под руководством капитана ИЛЮКЕВИЧА Н.И. проходит путь от третьего помощника капитана до капитана судов заграничного плавания.
Интенсивное развитие БОП-а, и пополнение его новыми современными судами , требовало и от кадров соответствующей подготовки, поэтому 1975 году Валерий Федорович заочно заканчивает Ленинградское мореходное училище, по специальности «морское судовождение», 1978 году курсы английского языка при пароходстве — это был первый выпуск курсов английского для плавсостава. Дополнительно к этому , в 1989 году В.Ф. ЧЕКМАСОВ заканчивает Ленинградский институт водного транспорта, по специальности — «морское судовождение» и получает высшее образование.
14 мая 1978 года ЧЕКМАСОВ Валерий Федорович , в возрасте 27 лет , поднялся на капитанский мостик теплохода «АЛЕКСАНДР ВЕРМИШЕВ» в должности капитана .Много разных судов было на капитанском пути: «БАЛТИЙСКИЙ -57», «БАЛТИЙСКИЙ -103», «ИВАН КУЛИБИН» , «АЛЕКСАНДР ШОТМАН».
В 1986 году коллегия Министерства речного флота, присвоила Валерию Федоровичу звание — «Специалист высшего класса». В 1991 году В.Ф.ЧЕКМАСОВУ присвоено почетное звание «Ветеран Беломорско-Онежского пароходства», а в 1994 году приказом министра речного флота ему присвоено звание «Отличник речного флота».
Почти за 30-летнюю работу капитаном, много было разных рейсов, но следует выделить рейс в апреле 1988 года. Впервые сухогруз смешанного река-море плавания «АЛЕКСАНДР ШОТМАН» под командованием капитана ЧЕКМАСОВА В.Ф. совершил переход в порт Гент (Бельгия) из порта Поти (Грузия) на побережье Черного моря, через Бискайский залив вокруг Европы. Это был первый в истории речного флота подобный рейс. В дальнейшем , в 90 годах прошедшего столетия , такие рейсы стали обычными. В 2004 году, по переводу, Валерий Федорович поступил на работу в ГБУ “Волго-Балт” лоцманом службы «Санкт-Петербургские мосты», где проработал еще 14 лет, занимаясь любимой работой. Сегодня пришла печальная весть. 21 марта 2022 г. Валерия Федоровича Чекмасова не стало, друзья и коллеги проводили его в последний путь. Светлая память.
Г.В.БЕРДИКОВ


Марковский Мечислав Петрович, капитан Беломорско-Онежского пароходства. Родился 05.01.1952 в д. Михайловщина Ошмянского р-на Гродненской обл. Белорусской ССР (ныне – Белоруссия) в многодетной крестьянской семье. В 1956 переехал с родителями в д. Орусъярви Питкярантского р-на Карельской АССР (ныне – Республика Карелия). Окончив в 1967 восемь классов средней школы, в период с 1968 по 1972 учился в Петрозаводском речном училище (ныне – Беломорско-Онежский филиал ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова») по специальности «Морское судовождение». По окончании училища был направлен матросом на теплоход «Морской‑6» Беломорского районного управления Беломорско-Онежского пароходства; с июля 1972 – рулевой-моторист т/х «Лермонтов», с сентября того же года – третий штурман т/х «Балтийский‑24». В 1973 переведен на должность второго штурмана буксирного парохода «Титан», с 1974 – второй штурман т/х «Балтийский‑53», с 1975 – старший помощник капитана т/х «Балтийский‑53» Беломорско-Онежского пароходства. Наиболее успешно он трудился с 1979 по 1988 капитаном т/х «Балтийский‑53», эксплуатировавшегося на внутренних линиях. Экипаж этого судна ежегодно перевыполнял годовые планы и выходил победителем соревнования в пароходстве. Команда судна получила звание «Экипаж коммунистического труда». В 1988 Марковский М.П. назначен капитаном т/х «Волго‑Балт – 229», на котором работал в Белом, Балтийском и Черном морях, ходил по каналам, рекам и озерам Европейской части страны. Возглавляемый им экипаж считался передовым в пароходстве, а высокий профессионализм и безаварийная работа капитана неоднократно отмечались на разных уровнях. В период с 1995 до выхода на пенсию в 2017 трудился капитаном на судах в частных судоходных компаниях: в1995-1998- «Норд-Ост, Ltd.», г.Петрозаводск, -«Волго-Балт – 150», и в 1999-2017- «Инок Карелия» (г. Петрозаводск),- теплоход «ДЮНА». В 1996 году «Волго-Балт-150» под управлением капитана Марковского М.П. впервые из судов этого типа , в зимнее время совершил рейс в дальнем плавании из прибалтийского порта Клайпеда в израильский порт Хайфа на Средиземном море, Общий трудовой стаж в отрасли составляет 45 лет, в т.ч. в должности капитана – 38 лет! Капитан дальнего плавания Марковский М.П. награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалями, ведомственными знаками отличия.


СИЗОВ МИХАИЛ ПЕТРОВИЧ, механик Беломорско-Онежского пароходства. Родился 19.11.1931 в д. Тугушево Сторожиловского р-на Рязанской обл. в крестьянской семье. В 1939, после окончания Финской войны, родители были направлены в Карельскую АССР (ныне – Республика Карелия) для восстановления колхоза в д. Уусикюля (ныне – Сортавальский р-н Карелии), с началом Великой Отечественной войны эвакуированы в г. Усть-Каменогорск Казахской ССР (ныне – Казахстан); в 1945, по завершении Великой Отечественной войны, возвратились в д. Тугушево, откуда отец вновь был направлен в д. Варта Сельга, Сортавальского р-на Карелии для восстановления народного хозяйства. Михаил Сизов в 1949 поступил в Сортавальский сельскохозяйственный техникум, в котором проучился один год; с 1950 по 1951 учился на судомеханическом отделении Беломорской мореходной школы . по завершении учебы работал на промысловых судах Беломорской базы Гослова рыбы в должностях моториста и механика. В 1953 окончил курсы повышения квалификации при Ленинградском мореходном училище, Министерства рыбной промышленности СССР, получил диплом механика 2-го разряда. Отработал механиком на средних рыболовных траулерах Беломорской базы Гослова рыбы 15 лет. В 1964 поступил в Беломорско-Онежское-пароходство где начал трудиться вторым механиком на теплоходе «Балтийский-19»; с 1965 – старший механик т/х «Балтийский-21», с 1966 – старший механик т/х «Балтийский-56» (первое судно круглогодового плавания БОП), с 1968 – старший механик т/х «Сормовский-4». В период с 1972 до выхода на пенсию в 1986 работал механиком-наставником Беломорско-Онежского пароходства, по совместительству преподавал теорию судовых силовых установок в Петрозаводском речном училище (ныне – Беломорско-Онежский филиал ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова»). Награжден медалями, ведомственными знаками отличия.

«На «Титане» ( газета «Водник Карелии» от 5 сентября 1965 года).

Капитан буксирного парохода «Титан» Андрей Александрович Афанасьев вынужден остаться на один рейс на берегу. И вот, спустя пять лет, я снова стою на мостике «Титана» в своей прежней должности. Судно чистое. Чувствуется по всему- любовно за ним ухаживает экипаж. Это вызвало в моей душе теплое чувство благодарности к людям, на нем работающим.В памяти невольно всплывают эпизоды, связанные с работой на этом судне. Здесь, на «Титане» мои старые друзья- моряки Егор Акимович Филиппов, Владимир Иванович Афанасьев. Афанасьев уже не боцман, а третий штурман. Он плавает на «Титане» восьмую навигацию вместе со своей супругой Марией Николаевной. Машинист Луукор Савич 14 лет проработал на наших судах.Неумолимо текут годы. И кажется совсем недавно произошел случай, о котором разговорились мы с Владимиром Ивановичем. Прошло уже пять лет. А кажется это было вчера. .. Сентябрь 1960 года. На внешнем рейде Беломорска взяли мы тогда на буксир два 1000-тонных лихтера, и сзади за ними забуксировали огромный котел, идущий в Архангельск на целлюлозный комбинат. Красный, яйцеобразный по форме, он тащился позади лихтеров на стальном буксире. Тогда не приходило мне в голову, что стальной буксир в 32 миллиметра толщиной, 200 метров длиной слаб для котла. Не учел я тогда его волнового сопротивления. И вдруг заштормило. Котел оборвался… Увели мы тогда сначала лихтеры в укрытие и пошли ловить котел в море. Но задача эта оказалась нелегкой. Спускать спасательную шлюпку во время шторма дело рисковое. Но делать больше нечего и мы решились. Команда была хорошая… Гребцы работали слаженно. Шлюпка то поднималась на гребень волны, то скрывалась совсем у ее подножья. Вот шлюпка уже подходит к котлу. Но волна поднимает котел и на какое-то мгновение он точно повис над шлюпкой…В голове мелькнула страшная мысль: «Неужели трагическая развязка ?» Стал подавать тревожные гудки.Шлюпка отошла. И тут котел волной точно кто подбросил к нам под корму .Боцман Владимир Афанасьев набросил гак на его буксирную скобу. Котел, подобно дикой лошади, попал на аркан.Поднять шлюпку оказалось не просто. Пришлось оставить на ней двух человек, а остальных всех снять и отпустить ее метров на 200 за корму, то есть еще на 100 метров дальше котла. Пошли в укрытие малым ходом. Мы не спускали глаз со шлюпки. А она выделывала умопомрачительные трюки в этой дикой пляске на огромных гребнях морских волн.И вот долгожданная Костылиха. На якорях наши лихтеры. Здесь тихо. Мокрые, озябшие, но счастливые кочегар Бяйко и третий штурман Белько поднимаются на борт.Шторм держит нас в укрытии четверо суток. Сколько будет держать-неизвестно. Решили идти. Вынуждены оставить под Костылихой один лихтер, а с другим лихтером и котлом, отпущенном на буксире на 300 метров, пошли. Огибая остров Жижгин, сбавили ход до среднего, опасаясь обрыва. Ночь темная. На экране локатора хорошо видим лихтер и котел. Но, что это…Котел стал удаляться. — Опять оборвало-, вздохнул штурман. .. Следим за экраном локатора. Котел несет на подводные камни Чур-наволока. «Разобьет, обязательно разобьет»- подумал я. И от этой мысли стало не по себе. Остается полмили. И тут раздается треск в локаторе. На экране исчезло изображение.Утренний рассвет принес долгожданное затишье. В бинокль осматриваем все вокруг. И видим: лежит наш злополучный котел на берегу острова Жижгин. А подойти к нему, как свидетельствовала карта, можно только на 1,5 мили. Дальше стояли зловещие крестики. Карта усеяна пометками о подводных камнях. Но котел не бросишь, как бы там ни было.
За двумя шлюпками, непрерывно замеряющими глубину, «Титан» самым малым ходом следует по месту, где по карте показаны сплошные камни. Бросаем вешки…Винт то и дело стучит о камни.Осталось 400 метров… Полетел в воду якорь. Договариваемся через рацию с местным начальником Жижгинского водорослевого завода о помощи.Уже пять суток моряки не спят. Выбились из последних сил. А больше всего досталось боцману В.И. Афанасьеву, кочегару Н.А.Бяйго, старшему механику А.И. Капиталинину. К счастью все пять дней тихо. К нам на помощь подошел пароход «Моряк Матюшенко». Тянем двойной тягой. Но котел не шевелится. Делаем рывок двумя буксирами и котел переворачивается. Кто-то радостно закричал: Ур-а-а !Ну, разве можно забыть такой эпизод, товарищей, способных во имя дела не спать по несколько суток и работать не покладая рук. Разве можно забыть боцмана Владимира Ивановича Афанасьева, которому «Титан» за 8 лет стал родным. Невозможно забыть и других членов экипажа, этих замечательных людей, чьими делами и помыслами сильна и могуча наша великая Родина».

П. Стрелков. Капитан-наставник, наш общественный корр.

В дополнение к материалу: В 1972 году Владимир Иванович Афанасьев, закончивший заочно мореходное училище, уже работал капитаном парохода
«Е.Хабаров», а в 1973 и до конца эксплуатации «Титана» — его капитаном.

КАПИТАН АРКТИЧЕСКОГО ПЛАВАНИЯ.

Андрей Александрович Афанасьев, родился в 1928 году в с.Шижня , Беломорского района. Его дед был моряком, работал на хозяйском торговом судне. Отец плотничал на строительстве ББК, тяжело заболел, и вскоре умер. На руках мамы остались три сына и две дочери. В 1943 г Андрей пошел работать учеником столяра в судоремонтные мастерские Беломорской пристани. В 1949-51 годах служба в Армии, получил воинскую специальность радиста. По возвращении в Беломорск, поступил на работу матросом на пароход «Пролетарий», капитаном судна был Волк Григорий Кондратьевич. В 1953 году Афанасьева перевели радистом на бп «Сахалин» к капитану Стрелкову П.А. В зимний период 53-54 гг он окончил курсы судоводителей до 200 рег.тонн. и после этого работал штурманом на «Сахалине» и на бп «Матюшенко». В 1956-57 годах окончил курсы штурманов малого плавания в Архангельской мореходке. !958 год Афанасьев А.А.-капитан бп»Суворов» и снова на «Матюшенко». Стрелков П.А. в начале 60-х работал капитаном на «ТИТАНЕ» . В 1963 году его сменил Афанасьев А.А., где он трудился до 1969 года. Ежегодно «Титан» ходил в Арктику, сопровождая самоходные речные суда до портов Тикси на р.Лена и к Диксону на р.Енисей.. Ледокольного обеспечения не было, справлялись как могли сами. Несколько лет , до 1989 года Афанасьев А.А. был капитаном резерва и капитаном наставником по буксирному флоту. С этой должности он вышел на заслуженный отдых. Афанасьев Андрей Александрович награжден Почетной грамотой МРФ.( 1966), Почетной грамотой Президиума Верховного Совета КАССР (1967). В 1968 ему присвоено звание «Лучший капитан МРФ».,а в 1988 году- «Отличник соц.соревнования МРФ» Он также награжден медалями «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны» и «300 лет Российскому флоту».

АФАНАСЬЕВ Андрей Александрович передал эти фото, сделанные в Арктике 20 октября 1964 года.

На нижнем групповом снимке, слева направо- капитан Афанасьев А.А., машинист ?. старший механик Филиппов Е.А., старший штурман Горынцев В.А, второй механик Баданин Л.Я.

Андрей Александрович рассказал неизвестный ранее эпизод истории буксирного парохода «ТИТАН». После перехода судна из Финляндии в Ленинград «ТИТАН» с объектом был отправлен в рейс на Дальний Восток. Там он некоторое время работал в распоряжении органов НКВД, выполняя рейсы в Магадан и Петропавловск. Затем был переход обратно и передача судна в Северное морское пароходство , в Архангельск, и только после этого его передали в БОП.

ОДИССЕЯ ПОМОРОВ АФАНАСЬЕВЫХ.
Афанасьев Владимир Иванович родился в 1931 году в с.Шижня, Сорокского ( ныне Беломорского) района Карелии в семье рыбаков-колхозников. Вся его жизнь была связана с нелегким трудом помора и плаванием в Белом,Баренцевом и Карском морях. Не достигнув совершеннолетия начал трудиться в бригаде рыбаков на Мурмане. Затем его приняли на рейдовый пароход «Ижорец-23» Беломорской пристани в качестве рулевого. Отслужившего в армии положенный срок, в 1958 году В.Афанасьева перевели боцманом на буксирный пароход «ТИТАН». Это новое судно поступило в Беломорско-Онежское пароходство (БОП) для выполнения буксировок несамоходных лихтеров и других объектов в неограниченном районе плавания. Заочно, уже достаточно опытный моряк, прошел обучение на судоводителя в Архангельске, и в 1963 году был назначен 3-м штурманом. В этом же году, впервые на «ТИТАНЕ» ему довелось участвовать в арктическом плавании в Нарьян-Мар и к Диксону. Этот буксир, мощностью силовой установки в 800 л.с. привлекался для перегона речных судов на реки Сибири, где в то время начали образовываться новые пароходства. Капитаном «ТИТАНА» тогда работал его земляк и однофамилец Афанасьев Андрей Александрович, в дальнейшем ставший капитаном-наставником БОП-ва. В период с 1967 по 1972 годы, последовательно, Афанасьев В.И. трудился штурманом, передвигаясь по служебной лестнице на буксирах «Е.Хабаров» и «Г.Невельской», а затем поднялся на мостик буксирного парохода «Е.Хабаров» , став капитаном этого судна. На этих судах, называемых поморами,- «коньками», он получил бесценный опыт и закалку морем. В период 1973-76 гг В.И.Афанасьев – капитан б/п «ТИТАН». Судно периодически работало в аренде у Экспедиции спецморпроводки МРФ и выполняло транспортную работу на Белом море. Все эти годы, вместе с капитаном трудилась его жена, Мария Николаевна, вначале матросом, а затем поваром , разделяя тяготы морской жизни. Ее стаж работы на флоте составил 10 лет. В 1976 году буксирный пароход «ТИТАН» завершил свою работу на Севере и был поставлен на холодный отстой в Беломорске. Капитан Афанасьев В.И с супругой перешли на буксир «Игарка», где они трудились еще две навигации.. В зимний период Владимир Иванович в должности боцмана сухогруза «Балтийский-66» ходил в загранплавание по Балтике. «Одиссея» капитана В.И.Афанасьева закончилась в 1977 году, когда его перевели на берег капитаном инспекции портового надзора.В 1994 году он вышел на пенсию. Примерный труд капитана и помора Афанасьева Владимира Ивановича по достоинству был отмечен в Беломорском порту и Беломорско-Онежском пароходстве. В 1958 и 1967 гг его портрет на Доске Почета. Он награжден Почетными грамотами: Министерства речного флота (1966 ) и Совета Министров республики (1984 ), медалями «За доблестный труд в ознаменование 100-летия В.И.Ленина» и «Ветеран труда», а также значком «Ветеран Беломорско-Онежского пароходства». Имя заслуженного моряка В.И.Афанасьева в 1975 году занесено в «Книгу Почета Беломорского морского порта».

Ю.П.ЛЕЖНЕВ

Оцените публикацию ПРОТИВЗА (Пока оценок нет)
Загрузка...
.