ИсторияМоре, флот, люди

Залив Бекмана

Премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение правительства о присвоении имени военного моряка и исследователя Альфреда Бекмана заливу в Онежском озере. В Онежском озере появился залив имени Альфреда Андреевича Бекмана. Это произошло после четырех месяцев последовательного продвижения инициативы ветеранов Беломорско-Онежского пароходства и лично Юрия Лежнева по увековечиванию памяти Бекмана. 


В распоряжении правительства России, которое датировано 11 июля 2020 года, говорится, что именем военного моряка, изобретателя Бекмана А.А., внесшего значительный вклад в исследование и изучение Онежского озера, назван безымянный залив в Онежском озере, расположенный в пределах внутренних вод РФ с координатами 61°49,0′ северной широты и 35°56,6′ восточной долготы.

К обоснованию выбора объекта.


Безымянный географический объект (не имеет наименования на государственных морских навигационных картах на акваторию Онежского озера) на восточном побережье Онежского озера к северу от устья реки Водла и мыса Кочковнаволок. Данный объект имеет географические координаты центра (система координат СК-42) – широта 61°49,0′ N; долгота 35°56,6′ E. Безымянный географический объект подобран исходя из значимых заслуг в биографии Альфреда Андреевеча Бекмана, а именно – в акватории реки Водла в 1969-1970 гг происходили важные испытания «Речного счислителя пути», после которых прибор был признан изобретением Госкомитетом Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий.

Бекман Альфред Андреевич
(1896-1991),
советский изобретатель.
Родился 31.12.1896 года в г. Одесса Российской Империи (ныне –Украина) в семье моряка.
В 1901 с родителями переехал в Царское Село [ныне – Музей-заповедник в г. Пушкин (в составе г. Санкт-Петербург)].

Окончив в 1914 Императорскую Николаевскую Царскосельскую гимназию, в том же году поступил и в 1917 завершил обучение в Военно-морских классах гардемаринов в г. Петроград (ныне – г. Санкт-Петербург). На учебном судне «Орел» совершил плавания на Камчатку, в Корею и Японию.

В апреле 1917 приказом командира 2-ой бригады линкоров №65 был назначен вахтенным офицером на линейный корабль «Гражданин» (бывший «Цесаревич») Балтийского флота; осенью того же года участвовал в Моонзундском морском сражении, после чего был откомандирован в Минный офицерский класс в г.Кронштадт.

С 1918 служил старшим флаг-секретарем 1-й бригады линкоров; командировался для доставки финской Красной Гвардии инвалюты, хранившейся на линкоре «Гражданин» в виде особого фонда. Затем был секретарем и переводчиком морской комиссии в г. Либава (ныне – г. Лиепая, Латвия), участвовавшей в работе по заключению Брестского мира; принимал участие в походе на пароходе «Рига» для эвакуации краснофлотцев. В июле 1919 назначен помощником (заместителем) заведующего делами Высшей военно-морской инспекции.

В 1920 переведен в Москву в Морской генеральный штаб (Генмор); приказом командующего морскими силами Республики №32 от 19.03.1920 включен представителем Генмора в бюро по организации выставки музея Красной Армии и Флота.

С 1921 служил флаг-офицером у командующего всеми морскими, озерными и речными силами (Коморси) Республики Нёмитца А.В., участвовал в боевых действиях на Азовском море против флота Врангеля; после отвоевывания Крыма занимался переброской сухопутных частей из Крыма на Таманский полуостров.

В начале 1920-х арестовывался на четыре месяца, но вскоре был освобожден. С 1922 по 1924 – младший
флагман при преемнике Нёмитца Панцержанском Э.С., затем вахтенный начальник; с 1924 – помощник командира эсминца «Незаможник», с 1925 – помощник командира эсминца «Петровский».

В конце 1925 переведен на должность флагманского штурмана дивизиона подводных лодок.

В 1926 вновь был арестован по подозрению в шпионаже, сидел на Лубянке и в Бутырской тюрьме. После осуждения направлен в Соловецкий лагерь особого назначения, где занимал должность смотрителя Соловецкого маяка; Содержался на Соловецких островах; в 1933 досрочно освобожден, в 1956 реабилитирован. В период с 1933 до 1935 работал комендантом аэродрома и заведующим метеостанцией воздухолиний в Медвежьей Горе и Усть-Цильме.

С 1935 служил по вольному найму девиатором на Беломорканале (см. «Беломорско-Балтийский канал»); затем – заведующий компасной частью навигационной камеры, начальник навигационного сектора Беломорканала. Был вновь арестован, но вскоре освобожден.

Во время Великой Отечественной войны работал в г. Архангельск, занимаясь корректировкой карт для арктического плавания и приборной оптики.

После войны жил в гг. Медвежьегорск и Петрозаводск, работал в Беломорско-Онежском пароходстве. Организатор и руководитель навигационной камеры пароходства, признанной лучшей в системе Министерства речного флота РСФСР.

Альфред Бекман с сыном, фото heninen.net

В 1961 вышел на пенсию. При участии слесаря Варжунтовича В. изобрел принципиально новый прибор в
судовождении – «Речной счислитель пути», который определял скорость вращения винта, силу встречного или бокового ветра, высчитывал скорость движения судна и, указывая на карте его точное местоположение на фарватере, подавал звуковой сигнал-предупреждение при приближении к опасным зонам; после тестирования в 1969-1970 на рр. Водла и Волга прибор был признан изобретением Госкомитетом Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий.

Создатель лоцийного описания Онежского озера, Кемского морского прибрежного фарватера. Автор многих воспоминаний о службе, а также печатных трудов и учебных пособий: «Руководство по обращению со штурманскими приборами и уходу за ними», «Пособие судоводителю озерного плавания» (рекомендовано учебно-методическим советом при управлении кадров Минречфлота в качестве учебника для школ командного состава), «Устройство и эксплуатация штурманских приборов», «Руководство для плавания буксирных судов в Онежском озере» и др.

Награжден медалями, ведомственными знаками отличия. Дата смерти 16.12.1991 года . Похоронен на кладбище «Бесовец» в г. Петрозаводск. В 2020 году именем А.А.Бекмана назван залив в Онежском озере.

Альфред Бекман