Море, флот, люди

Точка на карте

Если взглянуть на карту нашей Карелии, то сразу задумываешься о том, как богата наша республика лесами, озерами, реками. Но есть на карте точки, за которыми стоит история, целая эпоха. Одной из таких точек является Беломорско-Балтийский канал, который соединяет между собой Онежское озеро и Белое море.

Очень много написано об истории Беломорско-Балтийского канала. Строительство его одновременно печальная и удивительная история. Построен он был в очень короткие сроки — 21 месяц. Общая протяженность – 220 километров, включает 127 сооружений: 19 шлюзов, 13 плотин, 13 водоспусков, 33 искусственных канала, 47 дамб, 1 мол и другие сооружения.

Беломорско-Балтийский канал официально открыли 2 августа 1933 года. Было подписано постановление председателем Совета народных комиссаров СССР, в котором говорилось: «Зачислить Беломорско-Балтийский канал… в число действующих водных путей СССР».

2023 год — юбилейный для Беломорско-Балтийского канала, 90 лет со дня открытия. В Повенце находится небольшой музей истории строительства Беломорканала, в котором экспозиции представлены вещами, фотоматериалами, документами, касающиеся строительства канала.

Протяженность всей трассы Беломорканала и водные пути Онежского озера обслуживает Федеральное государственное учреждение «Администрация «Беломорско-Онежского бассейна внутренних водных путей», управление которого расположено в городе Медвежьегорск.

Ещё одной значимой точкой на карте Карелии является Беломорск. В 2024 году исполнится 90 лег со времени образования пристани Сорока, впоследствии Беломорского морского порта. История этого предприятия связана с началом эксплуатации Беломорско-Балтийского канала. К сожалению, предприятие сейчас не существует, но память многих хранит воспоминания развития, работы Беломорского морского порта, того времени, когда кипела жизнь в поселке Водников: причалы, заполненные теплоходами, рабочие цеха, школа, детский сад, амбулатория, клуб, столовая, библиотека. Поселок был ухоженным, чистым, зеленым. Но самое главное, что за всем этим стояли трудовые коллективы, люди, со своими неповторимыми, интересными судьбами. Многих хочется вспомнить, о многих рассказать.

В разные годы стояли у руля руководители пристани Сорока (Беломорского морского порта): А.Орлов, Г. Афанасьев, А. И. Тихонов, Е.И. Сокольницкий, Е.Д. Павленко, Г.И. Носков и другие. Много лет начальником Беломорского морского порта был Юрий Петрович Лежнев. Юрий Петрович родился в с. Шижня Беломорского района. Окончил Шиженскую школу и поступил в Петрозаводское речное училище по специальности «Морское судовождение». Работал на судах загранплавания. В 1972 году стал работать инженером коммерческого отдела Беломорского морского порта, затем заместителем начальника порта по эксплуатации.

С 1978 года и до выхода на заслуженный отдых в 2004 году был начальником Беломорского морского порта. Поэтому вся его жизнь связана с морем и, как девиз жизненный, звучат слова «Мы морю, как прежде верны», которыми он озаглавил свою книгу, посвященную Беломорскому морскому порту, его людям.

Слова благодарности хочется выразить Лежневу Ю.П. за эту память, которую он бережно хранит, делится своими воспоминаниями в книгах, статьях, публикациях. Надо отметить, что Юрий Петрович, как выпускник Петрозаводского речного училища, ветеран Беломорско-Онежского пароходства, проявляет активное участие в создании музея училища и Беломорско-Онежского пароходства на базе Беломорско-Онежского филиала ФГ БОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова» (так теперь называется Петрозаводское речное училище).
У Петрозаводского речного училища путь длиною в 60 лет. В 2023 году исполняется 60 лет со дня образования среднего специального учебного заведения Карелии – Петрозаводского речного училища. Это образовательная организация, осуществляющая подготовку специалистов в области водного транспорта. Основанная в 1963 году, она имеет уникальное прошлое, гордится настоящим, с уверенностью смотрит в будущее. Сейчас Беломорско-Онежский филиал реализует образовательные программы общего и профессионального обучения, профессионального обучения, а также дополнительные образовательные программы: судовождение, эксплуатация судовых энергетических установок, эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики.

Здесь обучается свыше 600 человек из разных регионов Российской Федерации. Филиал гордится своей историей и традициями, своими выпускниками — ведь сегодня они занимают ответственные командные должности на судах, работают в различных службах судоходных компаниях. В числе первых выпускников училища (1968 год), наших земляков, были штурмана: Нестеренко Б.Б., Головин М.А., Кликачев А.А., Лежнев Ю.П., механики: Кулибаба А.В., Полузеров В.А., Червов Ю.Г. Выпускниками последующих годов были: Афанасьев А.В., Нечаев А.Ф., Никитин Ю.В., Васильев Б.В., Летовальцев Н.Н., Бахирев В.А., Чижов А.В., Королев А.В., Левин В.И., Ефимов А.М., Тихонов В.Г., Соколов А.С., Банников С.В., Афанасьев А.С., Макарихин И.М.., Бахирев А.В., Сергеев А., Дмитриев И., Павлюковский Р., Павлюковский А. и другие.

Очень много выпускников Петрозаводского речного училища трудились и в Беломорском морском порту и в Беломорско-Онежском пароходстве. Кого-то уже нет, но осталась добрая память о них. Многие продолжают свой флотский путь, верны морю, своей профессии.

Быстротечна река времени. Отмечают знаменательные юбилейные даты Беломорско-Балтийский канал (90 лет) и Петрозаводское речное училище (60 лет). И пусть успешным и долгим будет их дальнейший путь. Пусть впишутся новые странички событий в большую летопись их истории.

С. МАРТЫНОВА, методист
Беломорско-Онежского филиала
ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала
С.О. Макарова»

2 комментария для “Точка на карте

  • Добрый день, всем!

    С чувством теплоты за всех моих Земляков прочитал статью Светланы Ивановны, большое спасибо, что Вы поддерживаете эту не видимую связь поколений!

    С уважением, Никитин Ю.В.
    Капитан тх ЕСЕНИЯ

Обсуждение закрыто.