История

Святки в Поморье

В преддверии Рождества Христова уместно вспомнить о первой этнографической статье краеведа, собирателя, этнографа Ивана Матвеевича Дурова, который 112 лет назад, 30 декабря 1910 года, опубликовал в газете «Архангельск» статью, посвященную главному зимнему празднику в православном календаре – Святкам, знаменующим собой переход от старого года к новому.

 

Звезда чудесная сияет

Над Вифлиемскими странами;

Дева Господа рождает

И пеленами повивает;

И вот настали дни златые,

И рассыпался туман;

И блаженная Мария

Днесь родила Спаса нам;

Днесь малый Вифлием

И прекрасен, как Едем,

И повсюду вся дивися,

И вся тварь возвеселися.

Но дорога, путь жестока,

И волхвы пришли в востока;

Трои дары приносили,

И младенцу поклонились,

Он их светом облистал.

Я пред Ним предстал.

Новорожденнаго прославим,

А вас с праздником поздравим.[1]

 

Иван Матвеевич написал, что эту так называемую «Звезду» исполняли в Поморье дети в первый день Рождества: «…как только послышится первый удар колокола, призывающего к утрени, родители будят своих детей; последние одеваются в лучшее платье – «обновки», и отправляются с фонарями и звездами, сделанными из разноцветных бумаг, в церковь; затем, взяв там восковые свечи, отправляются по родным и знакомым «славить Христа». Придя в какой-нибудь дом, дети обращаются к хозяевам: «благославите-ко Христа прославить?» Получив утвердительный ответ, они начинают петь: «Христос рождается славите», тропарь и кондакт Рождеству Христову; за это славельщикам дается несколько копеек. Ходящие со звездой, кроме ирмоса и духовных стихов, поют еще… «Звезду».[2]

В первой же публикации Иван Матвеевич «погружает» читателя в атмосферу праздничного православного Поморья, где, как он пишет, сохранен старый уклад жизни, наполненный обычаями и обрядностями. Взрослые передавали детям знания о них, и это была не игра, не поучения, а сама жизнь, где не приходилось играть роли, а лишь проживать ее естественным образом, неуклонно соблюдая традиции. Трудно сказать, маскируются ли сегодня  в лохмотья молодые поморы, чтобы под масками напроказничать в святочные дни. Но ведь, как передал нам в наследство эти сведения И. М. Дуров, в его бытность поморская молодежь любила таким образом гулять группами по селу, непременно собираясь после обеда в каком-нибудь доме на «бесёду».

Интерес представляет празднование Нового года в Поморье, в особенности то, как описывает его Иван Матвеевич: «… компания богатых мужиков, одевшись в «печки» и т.н. наряды, убирает елку мерзлыми камбалами, корюхами, керчами (корчагами) и навагами; затем приготовляется из толстой белой бумаги лист, который прикрепляют углами к двум палкам и на нем пишется углем или смолой: на одной стороне – цифрами год, а на другой – «Да здравствует новый год»! Елку и лист с указанной надписью ставят в сани, в которые впрягают лошадь»; в передок саней кладут пустую бутыль – четверть из-под водки и тут же садится самая компания, которая часа 1 ½ и разъезжает вокруг деревни…».[3]

Светлана Кошкина, краевед ОО “Поморский берег”

______________________________________________________

[1] Дуров, И. Святки в Поморье / И. Дуров // Архангельск. – 1910. – 30 дек.

[2] Там же.

[3] Там же.