ШИЖЕНЦЫ. Борис Ремизов.
«Водник Карелии» от 1 мая 1973 года.
ШИЖЕНЦЫ.
Есть на карте нашей орденоносной республики место с негромким названием — Шижня. Эта небольшое поморское село, каких немало в Карелии, входит в Беломорский район, расположенный на побережье Белого моря — студеного, порой неласкового и сурового. Живут там шиженцы — обыкновенные простые люди со своими повседневными заботами и радостями.Многие из них имеют непосредственное отношение к Беломорскому эксплуатационному участку БОПа, в составе экипажей теплоходов бороздят голубые просторы рек и морей, работают на канале, водят лихтеры, ремонтируют суда. Другие — навсегда связали свою судьбу с нелегкими рыбацкими профессиями.Кому случалось бывать в кругу гостеприимных шиженцев, тот невольно вспомнит и «беломорочку» — селедочку, приготовленную по особому домашнему рецепту, и треску «по-шиженски» — кушанье, невесть в какие времена изобретенное кулинарами и искусно приготавливаемое шиженцами. Не забудет он и о шиженских грибах.Но главная особенность и красота Шижни заключается в ее прекрасных людях, сильных духом, мужественных, трудолюбивых и душевных. Шижня по праву может ими гордиться. Работая ранее в экипаже теплохода «БАЛТИЙСКИЙ-66» и непосредственно общаясь с шиженцами, я узнал их очень близко. Могу с уверенностью, без преувеличения сказать, что многие из них — настоящие героические труженики рек и морей, влюбленные в свои профессии, специалисты высокого класса в полном смысле этого слова. Это люди, в совершенстве овладевшие необходимыми навыками судоводителей, механиков, радистов, рулевых, мотористов. Море- их родная стихия, они знают настоящую цену ему. Оно дает им радость, вдохновение, моральное удовлетворение, многому учит. Поэтому и отношение у людей к морю особенное, ласковое. Они прекрасно понимают и знают, что море шуток не допускает, а пренебрежительного отношения не прощает. Не один раз в экипаже приходилось слышать: «Мы из Шижни ! Мы шиженские !» В этих словах заключалась своя фамильная гордость за родное село, подчеркивалось что-то особенное, подкупающее. Действительно, шиженцы верны себе во всем. Многие из них, в разное время входившие в состав экипажа, неплохо трудились на порученных им участках работы и своими делами снискали всеобщую признательность и уважение. Как не вспомнить таких подлинных мастеров своего дела, как механики Петр ПОНОМАРЕВ, и Владимир МАКУРОВ, судоводители Борис ШИШОВ и Владимир АФАНАСЬЕВ, радисты Николай ЕВСТЮГИН и Николай ЖИТЕЙНЫЙ, боцман Евгений ВАСИЛЬЕВ, старшие механики А.Д.КУРОЧКИН, Т.В. ТУНТУЕВ, 3-й механик Евгений КАНШИЕВ, четвертый механик Н.Н.ЛАЗОВСКИЙ, кто трудовую деятельность на флоте тоже начинали в Шижне. А.Д.КУРОЧКИН и Н.Н. ЛАЗОВСКИЙ удостоены высоких правительственных наград — орденов «Трудового Красного Знамени» и «Знак Почета».
Шижню не без основания называют и кузницей кадров нашего пароходства. Немало замечательных командиров и других специалистов речного и морского флота выращено здесь. Среди них и те, кто сегодня водит суда на дальних линиях: капитаны М.П.АБАКУМОВ, И.А.МАУРИН, В.М. КЕЛАРЕВ, Ю.С. НЕФЕДОВ. Многие из числа шиженцев трудятся в аппарате пароходства, ремонтно-эксплуатационной базы флота. Но где бы ни находились и чем бы ни занимались, все они не забывают свою добрую Шижню, в которой промелькнули их молодые годы, прошли дни труда и забот. Многие шиженцы и сегодня несут свою трудовую вахту на речных и морских просторах нашей Родины и за ее рубежами, вносят свой достойный вклад в выполнение заданий третьего решающего года девятой пятилетки. В светлые весенние дни Первомая от всего сердца обращаюсь к моим бывшим товарищам по экипажу: «С праздником вас, дорогие шиженцы ! Новых вам трудовых успехов !»
Б.РЕМИЗОВ, первый помощник капитана теплохода «БАЛТИЙСКИЙ — 58».
ШИЖЕНЦЫ, встреча двух поколений. фото 2014 г.
P.S. Борис Георгиевич Ремизов пришел на флот, демобилизовавшись из армии в звании майора запаса, в 1969 году. Ранее ему никогда не приходилось работать в море и он признавался, что пришлось пройти своего рода привыкание к специфике флотской жизни. Он, помнится, появился у нас на судне с армейским рюкзаком за плечами где были солдатская телогрейка и сапоги, с расчетом, что это может пригодиться для участия в общесудовых работах. Так оно и было. Кроме своих прямых обязанностей 1-го помощника капитана, он не считал зазорным выйти вместе с матросами на покрасочные работы. С каждым членом экипажа познакомился близко, был что называется в контакте. Перед выходом в рейс он обеспечивал доставку на судно корреспонденции и кинофильмов, обновлял библиотечку. В кают-кампании регулярно выпускалась стенгазета и вывешивались персональные поздравления с днём рождения моряков. Велась спортивная работа в условиях судна: волейбол, теннис, шахматы. В экипаже поддерживалась обстановка доброжелательности, доверия и взаимопомощи.
В целом наш «помполит» был хорошей опорой у капитана и авторитетным товарищем у членов команды. В своей статье ШИЖЕНЦЫ Борис Георгиевич к исконно выходцам из села Шижня- поморам, приобщил и тех моряков, которые, получив профессии в речных и мореходных училищах, прибыли в Беломорск для работы на судах в разное время от Беломорской пристани, Ремонтно-эксплуатационной базы флота и Морского порта БОП-а. Их семьи в большинстве своем жили в п.Водников близ Шижни, а также в Беломорске.Так в среде плавсостава пароходства за ними и закрепилось звание- шиженцы. А.И.Лаврухин, И.А.Маурин и В.А.Горынцев прошли все ступени роста от штурмана до капитана дальнего плавания, работая на беломорских буксирах и сухогрузах. Они просили кадровиков направлять на свои суда по возможности шиженцев -людей хорошо знающих свое дело, бывалых, надежных и проверенных в морской практике. Были уверены, такие не подведут!
Ю.П.ЛЕЖНЕВ, штурман теплохода «Балтийский-66» в 1969-1970 гг.
.