Л.Павленина. Море остаётся с человеком…
Море остаётся с человеком…
Человек о котором пойдет речь ,- Владимир Андреевич Моисеев, главный диспетчер службы заграничных перевозок Беломорско-Онежского пароходства.
Детство его было трудным, как и у всех ребят военной поры. Отец ушел на фронт, а они с матерью эвакуировались с Суоярвского района в Архангельскую область. В 42-м мать умерла. И приютила семилетнего Володю большая семья. «Где восемь ртов, там и девятый не помеха,- решила хозяйка. Так и делили с ним хлеб до конца войны. Детям тоже приходилось работать: колоски собирать, лён дергать, потому что все, от мала до велика понимали…война. В 1945 году возвратился с войны отец. В 1951 году Владимир закончил семь классов и поступил в Беломорскую мореходную школу. Первая практика была на учебном судне- среднем рыболовном траулере. Здесь он приобретал морские навыки и сноровку, впервые испытал шторм, почувствовал трудную романтику морских дорог. Ходили по Белому и Баренцеву морям до Мурманска.А после возвращения считали себя мальчишки уже настоящими моряками, гордились своей профессией. Успешно закончив мореходную школу, Владимир Моисеев был зачислен матросом первого класса на СРТ-362 Беломорской базы гослова.
…Это было в Атлантике, в районе Фарерских островов. Подошли к плавбазе сдавать рыбу. И вдруг-сигнал: советский рыболовный траулер терпит бедствие. Отказало рулевое управление и судно несет на скалистые берега. Наше судно последовало на помощь. Жестокий шторм не давал возможности подойти к борту судна. Несколько раз подавали буксирный трос, но он то и дело обрывался. И все приходилось начинать сначала. Истекали вторые сутки, когда наконец, оба судна вышли в безопасное место. Пожалуй это было его первое, по настоящему, боевое крещение. В девятнадцать лет. Потом многое повидал. Тяжело было работать в Атлантике: зимой- по несколько месяцев шторма, летом-туманы. На судах тогда не было радиолокаторов, а без них в тумане ходить было очень нелегко. По полгода не бывал на берегу. В последние дни перед возвращением домой, все, кто был свободен от вахты, собирались в рубке, выжидали когда же появится долгожданный родной берег. Владимир тоже скучал, ведь там, дома его ждали жена и маленький сын. И когда возвращался с промысла, пропахший рыбой и морем, радостью светилось его лицо. Но проходило несколько дней, и опять тянуло его туда, в море.
…Годы летели удивительно быстро. Кажется, давно ли работал помощником капитана катера на Гимольском сплавном участке ! В 1965 перешел в Беломорско-Онежское пароходство, стал вторым помощником капитана теплохода «Балтийский-21», где был ещё и парторгом судна. В характеристике за этот период отмечалось: «Показал себя как специалист хорошо знающий свое дело. Исполнительный , дисциплинированный, инициативный. Обладает хорошими штурманскими качествами». Что стоит за такой строкой биографии, морякам объяснять не надо. Через четыре года В.А.Моисеев работал уже старпомом на «Балтийском-43», был награжден Почетной грамотой Министерства речного флота — За проявленную инициативу по совершенствованию технической эксплуатации флота на научной основе». Команда делала все возможное чтобы продлить навигацию до 340 суток в год: во время стоянок под грузовыми операциями проводили ремонтные работы, которые обеспечивали отличное техническое состояние судна и механизмов.
1971 год был для Владимира Андреевича Моисеева знаменательным. Закончил Ленинградское мореходное училище ММФ и получил диплом штурмана дальнего плавания, был назначен на должность капитана теплохода «Балтийский-43». Затем работал на «Балтийском-60» сначала старшим штурманом, потом капитаном. В.А.Моисеев был требовательным к себе и подчиненным. Ведь на море могут возникнуть такие ситуации когда капитан, принимая решение, всю ответственность берет на себя. А правильность капитанского решения зависит от его опыта и знаний. И была у капитана еще одна забота -воспитать у молодых моряков гордость за свой теплоход, любовь к нелегкой морской работе . Уходили ребята в армию, и со службы писали: «Вернемся-возьмите к себе!»
Мелькали годы, насыщенные напряженным трудом, мелькали города и страны, но настал такой день, когда пришлось Владимиру Андреевичу остаться на берегу. -Сначала думал: еще вернусь.Не получилось. Переживал страшно. Ведь 20 лет посвящено морю.Тосковал.Снилось море. Но помогли ему люди.Вот уже 10 лет работает Владимир Андреевич Моисеев главным диспетчером службы заграничных перевозок пароходства.
-Работа беспокойная, но мне нравится. Необходимо знать каждое судно,его возможности, обстановку в портах. Оперативно распределять, какому судну с какой позиции и какой груз удобнее взять. Вовремя сообщить агентам в заграничных портах информацию о судах, чтобы не было простоев. Специфика этой службы такова, что приходится работать и в выходные дни. И не было такого случая чтобы В.А.Моисеев отказался, сославшись на занятость.
-Честный, справедливый, доброжелательный,- так отзывается о Владимире Андреевиче начальник службы Ф.Г.Репич,- Опыт капитанской работы помогает ему во всем, он всегда сумеет понять капитана и помочь ему. И хотя сейчас В.А.Моисеев работает на берегу, с морем не расстается. Он руководит не только из кабинета, но стремится к непосредственному общению с людьми, работающими на теплоходах. Заходят суда в Петрозаводск, и Владимир Андреевич встречается с капитанами, расспрашивает их о трудностях и проблемах, о жизни экипажей. Несмотря на то, что работа отнимает немало сил и энергии, находит В.А.Моисеев время и для общественных дел: он -член добровольной народной дружины, седьмой год является народным заседателем народного суда Ленинского района.
Многочисленные благодарности, поощрения, грамоты. А за всем этим -годы нелегкого труда , полной самоотдачи, верности флоту.
Л.Павленина
«Водник Карелии» от 01 июня 1985 года