Из жизни Маслозерского прихода

Изъ жизни Маслозерскаго прихода.

6 Декабря...день Спят. Николая Чудотворца— храмовой праздникъ въ Маслозерѣ. Въ этотъ день народу, въ храмѣ за богослуженіемъ ежегодно бываетъ болѣе, чѣмъ въ прочіе, праздники. Пріѣзжаютъ и приходятъ изъ окрестныхъ деревень своего и др. приходовъ. Въ настоящемъ году къ этому дню было пріурочено освященіе «Голгофы»—изображенія Св. Животвор. Креста съ предстоящими Божіею Матерію и Св. Ан. и Ев. Іоанномъ Богословомъ— которую наканунѣ праздника доставилъ изъ г. Кеми (за 57 верстъ) мѣстный кр. П. Анти­пинъ на своей лошади безвозмездно.

Голгофа, стоимостію 150 руб., пріобрѣтена на пожерт­вованія, стараніемъ мѣстнаго священника Г. Корельскаго, положившаго первую лепту на «то св. дѣло и собравшаго среди своихъ прихожанъ и оть другихъ лицъ, до 80 руб. Но зтой суммы для пріобрѣтенія хорошей «Голгофы» было не достаточно, но надѣясь на Божію помощь, батюшка вѣрилъ, что найдутся добрые люди, которые помогутъ въ этомъ дѣлѣ и вѣра его неосталась тщетна. Благодѣтель нашелся въ лицѣ Архангельскаго купца Е. М. Аренсонъ, который нс только изъявилъ желаніе пожертвовать недостающую сумму (добавлено имъ до 70 руб.), но и взялъ на себя трудъ купить Голгофу въ Москвѣ и доставить до г. Кеми. И вотъ, слава Богу! Голгофа привезена и поставлена въ храмѣ.

Прихожане, узнавъ объ этомъ, уже наканунѣ праздника, къ всенощному бдѣнію, собрались въ храмѣ въ порядочномъ количествѣ, что, къ сожалѣнію, въ нашемъ приходѣ бываетъ очень рѣдко. Въ самый праздникъ богослуженіе началось въ 7 час. утра. Послѣ чтенія часовъ были совершены послѣдо­ваніе малаго освященія воды и чинъ освященія св. животво­рящаго Креста, а затѣмъ— литургія, закончившаяся молебнымъ пѣніемъ Свт. Николаю. Народъ во множествѣ наполнялъ храмъ. Каждый старался поставить свѣчу и приложиться къ изображенію Распятаго Спасителя на крестѣ. Богослуженіе окончи­лось въ 12-мъ часу дня.

Выразительное и прочувствованное произношеніе возгла­совъ, неспѣшное и довольно стройное пѣніе, праздничное освѣщеніе храма и стоящій предъ молящимися Св. Кресть съ изображеніемъ Распятаго па немъ Спасителя производили глубокое впечатлѣніе. И вѣрится, что сказанныя Спасителемъ слова «Аще вознесенъ буду отъ земли вся привлеку къ Себе» исполнятся на молящихся св. Кресту Господню и они будутъ привлечены «Вознесшимъ грѣхи наша на древо * отъ Тьмы невѣжества, грѣха и пороковъ къ Нсвечернему Свѣту— Христу.

Нашъ приходъ на половину приверженъ къ расколу, но и раскольники ходятъ въ св. храмъ во внѣбогослужебное время помолиться и поставить свѣчу мѣстно-чтимымъ древ­нимъ иконамъ: Св. Николая, Ап. Петра и Павла и Тихвин­ской Б. Матери. Хочется вѣрить, что, взирая на Распятаго, израненнаго, истекающаго кровію, въ терновомъ вѣнцѣ Спа­сителя и скорбныя лица Его Матери и возлюбленнаго ученика, они не останутся глухи къ зову Страдальца, предлагающаго имъ пречистую Свою Плоть и Кровь, во оставленіе грѣховъ и въ жизнь вѣчную. Хочется вѣрить, что заблудившіяся овцы припадутъ къ подножію Креста и, оплакавъ свои грѣхи, возвратятся подъ сѣнь Св. Православной Церкви и вмѣстѣ съ нами будутъ воспѣвать пѣснь: «Кресту Твоему поклоняемся Владыко и св. воскресеніе Твое славимъ»...

Глубокое спасибо всѣмъ  жертвователямъ, воздвигшимъ сіе-знаменіе побѣды надъ діаволомъ— Крестъ Христовъ въ на­шемъ убогомъ храмѣ. Господь да даруетъ имъ въ сей жизни вся благая и полезная, а въ будущей сподобитъ небеснаго Своего Царствія. *)

Псаломщикъ Аркадіи Городецкій.


*) Кромѣ «Голгофы» въ Маслозерскую церковь иожертвонаны еще: подсвѣчникъ отъ Архангельскаго купца Г. М. Писахова и краснаго сукна дорожка и коверъ-таковой-жѳ— отъ неизвѣстнаго.

Источник: Архангельские епархиальные ведомости. 1913. №2 (стр. 45-47)