Море, флот, люди

История Соловецкой линии

Местная регулярная пассажирская линия Беломорск-Кемь-Соловецкие острова была открыта в 1967 г. Беломорской пристанью (с 1976 года – Беломорский морской порт) Беломорско-Онежского пароходства (БОП). Перевозка пассажиров и туристов осуществлялась на теплоходе «ЛЕРМОНТОВ». Судно типа «ОМ» («озерный москвич»), постройки ГДР 1954 г. класс – «О» Речного Регистра РСФСР, пассажировместимостью 242 чел. При использовании судна в морских условиях количество принимаемых на судно пассажиров было снижено до 130 чел.


Теплоход работал по расписанию, однако нередко рейсы отменяли по погодным условиям. Капитанами т/х «Лермонтов» работали Федосеев Борис Георгиевич (1967-1969) и Гороховик Анатолий Казимирович (1969-1972), опытные специалисты, имевшие морские дипломы судоводителей. Учитывая наличие ограничений для судна, установленных Регистром по высоте волны, а также возникавшие определенные неудобства для пассажиров в случае не выхода судна в рейс по погодным условиям, в 1972 г. линия была закрыта. В период 1973-1994 гг. перевозка пассажиров и туристов из Кеми на Соловки осуществлялась на судах Северного морского пароходства «АДЖИГОЛ» и «СОЛОВКИ», а также частных перевозчиков катерами «САВВАТИЙ», «ПЕЧАК».


В 1995 г. Беломорским морским портом БОПа вновь было организовано сообщение Беломорск-Соловецкие острова. На эту линию был поставлен теплоход «БЕЛОМОРЬЕ», судно постройки 1972 г. Херсонского ССРЗ для прибрежного морского плавания, имевшего класс «М» Речного Регистра РСФСР и установленной для указанной линии пассажировместимостью 80 чел.
В 1997 г. мы получили в Архангельске государственную лицензию на право деятельности на морском транспорте. Успешной работе способствовала рекламная продукция выпускаемая как Беломорским портом, так и совместно портом с другими компаниями в Петрозаводске и Архангельске. Это судно работало на линии одиннадцать навигаций, до 2005 г. Руководили экипажем «БЕЛОМОРЬЕ» в разное время капитаны Рыжинский Владимир Иванович (1995-1997),Чернышов Виталий Альбертович (1998-2002), Якубовский Константин Иванович (2003-2004), Волохов Игорь Викторович (2005) . В связи с увеличением пассажиропотока с 2004 года на линию Беломорск-Соловки подключался теплоход на подводных крыльях «КОМЕТА-12» БОПа, работавший здесь до 2008 г.
Капитанами на нем трудились Чижов Александр Андреевич (2004), Волохов Олег Викторович (2005), Чернышов Виталий Альбертович (2006-2008).

Основная загрузка судов – перевозка организованных групп туристов фирм и компаний по заключенным договорам, а также групп туристов прибывающих из центральных регионов страны на речных круизных судах компании «Речтурфлот» г. Москва, отправляемых из Нижнего Новгорода, Самары, Москвы, С-Петербурга. В Беломорске туристы пересаживались на т/х «Беломорье» и «Комета-12», чтобы следовать морем на Соловки. Наиболее популярный маршрут «Валаам-Кижи-Соловки» организовала туркомпания «Лукоморье», г. Петрозаводск. Пассажиропоток в те годы достиг 14 тысяч человек за неполные три месяца навигации. В связи с прекращением деятельности Беломорско-Онежского пароходства в 2007 г. на указанную выше линию в 2009 г. был поставлен теплоход-катамаран «САПФИР» частного судовладельца вместимостью 250 пассажиров, который работал до 2019 г.
В августе 2019 г. произошла авария с этим судном. При подходе к морскому рейду Беломорска т/х«Сапфир» отклонился от курса и в результате касания каменистого грунта получил повреждения корпуса. После этой аварии судно проходило заводской ремонт и затем было отправлено судовладельцем на работу в другом бассейне. Это решение не имело возражения со стороны Комитета по туризму правительства Республики Карелия. Авария с судном явилась своего рода антирекламой и подорвала доверие к его собственнику.

В настоящее время регулярного сообщения из Беломорска на Соловецкие острова не существует. Не организованные туристы добираются на Соловецкий архипелаг на маломерных судах на договорной основе. Сам факт того, что постоянный лицензионный перевозчик из Беломорска на Соловки отсутствует, является следствием заметного снижения туристической привлекательности объектов показа в нашем городе, так как они (музей, петроглифы) были дополнением к основному маршруту следования групп туристов, направлявшихся на осмотр Соловецкого монастыря и других памятников архипелага. Закрыть дело всегда легче, чем возобновить его или открыть новое…
Ю.П. Лежнев

<!— Yandex.RTB R-A-2524956-5 —>