ЭХО МИНУВШЕЙ ВОЙНЫ
ЭХО МИНУВШЕЙ ВОЙНЫ.
Теплоход «Балтийский-5» шел из Калининграда в Ленинград.В его трюмах находился груз -ПГС (песчано-гравийная смесь). Теплоход бороздил воды Финского залива и находился в районе Шепелёвского маяка, когда неожиданно мощный удар потряс все судно и раздался оглушительный взрыв. «Балтийский-5» наскочил на мину.
Капитан Георгий Георгиевич Корсаков объявил водяную тревогу. _Sos! Sos!- понеслись в эфир сигналы бедствия. Это произошло в 23.20 , в ночь на 22 июня 1963 года- в годовщину начала Великой Отечественной войны, 22 года спустя. Откуда взялась на фарватере злополучная мина — и сейчас никто не знает. Очевидно, она- это еще одно эхо минувшей войны. Где-то таилась на балтийском дне, а потом всплыла и волны принесли её на оживлённый фарватер. И она ударила в днище теплохода под первым трюмом. «Балтийский-5» начал тонуть. Спустили на воду шлюпки. Но вскоре убедились, что судно сохранило плавучесть и экипаж остался на борту теплохода. Пробоину залатать своими силами не удалось-оказалась слишком велика. Но на помощь им уже спешил буксир «Москва», который и отбуксировал пострадавший от мины теплоход в Кронштадт. Для двадцатипятилетнего 2-го штурмана Александра Устинова-это было первое боевое крещение. Но этот случай , который мог бы окончиться и более трагически для экипажа, если бы мина угодила не под первый трюм , не отбил охоты бороздить моря у Александра Устинова.
Влюблённый в море, выпускник Архангельского мореходного училища, А.Устинов и после этого взрыва с не меньшим желанием уходил в рейсы на «Балтийских-6,21,10,39» . Он побывал за эти годы в портах Польши, ГДР, Дании,Финляндии. Эхо войны-взрыв мины на Балтике-только укрепило в нём ненависть к фашистам, которые когда-то , в 1941-м рвались к Ленинграду, и он, трёхлетний Саша Устинов, вместе с мамой, как и тысячи других ленинградцев, был вынужден покинуть родной город, эвакуировался в тыл.
Пять рейсов в качестве штурмана и капитана на «Балтийском-56» к берегам Италии, Югославии и Греции совершил Александр Устинов. И во время одного из них- негаданно-нежданно увидел в лицо новоявленных недругов.
Теплоход шел в Венецию. У берегов Греции попал в шторм, который достигал 6-7 баллов. Решили укрыться от него в бухте. Зашли в греческие территориальные воды и бросили якорь. По морским законам, во время шторма суда могут заходить в чужие воды, чтобы переждать когда утихнет. Какого же было удивление всего экипажа «Балтийского-56», когда к его борту подошел катер с представителями греческих властей и полицией на борту, которые потребовали, чтобы судно покинуло бухту. Капитан доказывал им, что это невозможно и отказался выполнить такое неразумное требование. После долгих переговоров греческие представители изменили свои претензии-потребовали постановки судна в другом месте бухты, ближе к берегу, но с обязательным условием, чтобы на рассвете теплоход покинул стоянку.
На рассвете шторм приутих. Советский теплоход покинул негостеприимную бухту.
( «Водник Карелии» сентябрь 1967 года)
Устинов Александр Петрович (1938-2020), капитан дальнего плавания Беломорско-Онежского пароходства. Родился 30.04.1938 в Ленинграде (ныне – г. Санкт-Петербург). С 1941 по 1944 находился с матерью в эвакуации в г. Данилов, Ярославской обл. В 1954-1955 учился в школе юнг – специалистов рядового плавсостава ВМФ – по специальности «рулевой‑сигнальщик». По окончании был направлен в г. Таллинн в распоряжение командира в/ч 49300‑Т, в отдел вспомогательных судов и гаваней, где и проработал до 1958 в должности матроса 1‑го класса на морском буксире «МБ- 15» и морском буксире «Тюлень», которые буксировали объекты аварийно‑спасательного отряда, щиты при стрельбах, оказывали помощь при швартовках и в ледовых переходах. Принимал участие при снятии с каменной банки рыбацкого буксира в Финском заливе, подъеме двух подводных лодок, сопровождал трехсекционный плавучий мост и др. С 1958 по 1963 учился на судоводительском отделении в Архангельском мореходном училище (ныне – Арктический морской институт им. В.И. Воронина); проходил стажировку на сторожевом корабле «Туман» в г. Североморск в звании мичмана. В 1963 направлен в Беломорско‑Онежское пароходство и назначен штурманом на сухогрузный теплоход «Балтийский‑5»; в июле того же года, следуя из порта Калининград с грузом песчано-гравийной смеси, на траверзе маяка Шепелёвский в Финском заливе судно подорвалось на мине времен Великой Отечественной войны, но сохранив плавучесть, пришло в г. Кронштадт, после чего своим ходом проследовало на ремонт в Пиндуши, в Медвежьегорскую РЭБ, (пробоина составила около 60 кв. м). На этом судне работал штурманом до 1967 года.
На фото «Балтийский-5»- судно-ветеран, которому уже 60 лет, по настоящее время продолжает использоваться в каботажном плавании, но уже под названием «Куркиёкки».
В 1967 Устинов А.П. назначен капитаном теплохода «Балтийский‑56». До 1980 работал капитаном на других судах загранплавания. В 1980 принял из нового строительства теплоход «Балтийский‑109», на котором трудился капитаном до выхода в 1999 на пенсию. Удостоен знания «Лучший капитан Министерства речного флота РСФСР». Опытный наставник молодежи. Награждён орденом Трудового Красного Знамени, медалями, ведомственными знаками отличия.
(Энциклопедия Речного Транспорта).