Top.Mail.Ru
Море, флот, люди

ЭХО МИНУВШЕЙ ВОЙНЫ

ЭХО МИНУВШЕЙ ВОЙНЫ.

Теплоход «Балтийский-5» шел из Калининграда в Ленинград.В его трюмах находился груз -ПГС (песчано-гравийная смесь). Теплоход бороздил воды Финского залива и находился в районе Шепелёвского маяка, когда неожиданно мощный удар потряс все судно и раздался оглушительный взрыв. «Балтийский-5» наскочил на мину.
Капитан Георгий Георгиевич Корсаков объявил водяную тревогу. _Sos! Sos!- понеслись в эфир сигналы бедствия. Это произошло в 23.20 , в ночь на 22 июня 1963 года- в годовщину начала Великой Отечественной войны, 22 года спустя. Откуда взялась на фарватере злополучная мина — и сейчас никто не знает. Очевидно, она- это еще одно эхо минувшей войны. Где-то таилась на балтийском дне, а потом всплыла и волны принесли её на оживлённый фарватер. И она ударила в днище теплохода под первым трюмом. «Балтийский-5» начал тонуть. Спустили на воду шлюпки. Но вскоре убедились, что судно сохранило плавучесть и экипаж остался на борту теплохода. Пробоину залатать своими силами не удалось-оказалась слишком велика. Но на помощь им уже спешил буксир «Москва», который и отбуксировал пострадавший от мины теплоход в Кронштадт. Для двадцатипятилетнего 2-го штурмана Александра Устинова-это было первое боевое крещение. Но этот случай , который мог бы окончиться и более трагически для экипажа, если бы мина угодила не под первый трюм , не отбил охоты бороздить моря у Александра Устинова.
Влюблённый в море, выпускник Архангельского мореходного училища, А.Устинов и после этого взрыва с не меньшим желанием уходил в рейсы на «Балтийских-6,21,10,39» . Он побывал за эти годы в портах Польши, ГДР, Дании,Финляндии. Эхо войны-взрыв мины на Балтике-только укрепило в нём ненависть к фашистам, которые когда-то , в 1941-м рвались к Ленинграду, и он, трёхлетний Саша Устинов, вместе с мамой, как и тысячи других ленинградцев, был вынужден покинуть родной город, эвакуировался в тыл.
Пять рейсов в качестве штурмана и капитана на «Балтийском-56» к берегам Италии, Югославии и Греции совершил Александр Устинов. И во время одного из них- негаданно-нежданно увидел в лицо новоявленных недругов.
Теплоход шел в Венецию. У берегов Греции попал в шторм, который достигал 6-7 баллов. Решили укрыться от него в бухте. Зашли в греческие территориальные воды и бросили якорь. По морским законам, во время шторма суда могут заходить в чужие воды, чтобы переждать когда утихнет. Какого же было удивление всего экипажа «Балтийского-56», когда к его борту подошел катер с представителями греческих властей и полицией на борту, которые потребовали, чтобы судно покинуло бухту. Капитан доказывал им, что это невозможно и отказался выполнить такое неразумное требование. После долгих переговоров греческие представители изменили свои претензии-потребовали постановки судна в другом месте бухты, ближе к берегу, но с обязательным условием, чтобы на рассвете теплоход покинул стоянку.
На рассвете шторм приутих. Советский теплоход покинул негостеприимную бухту.
( «Водник Карелии» сентябрь 1967 года)

Устинов Александр Петрович (1938-2020), капитан дальнего плавания Беломорско-Онежского пароходства. Родился 30.04.1938 в Ленинграде (ныне – г. Санкт-Петербург). С 1941 по 1944 находился с матерью в эвакуации в г. Данилов, Ярославской обл. В 1954-1955 учился в школе юнг – специалистов рядового плавсостава ВМФ – по специальности «рулевой‑сигнальщик». По окончании был направлен в г. Таллинн в распоряжение командира в/ч 49300‑Т, в отдел вспомогательных судов и гаваней, где и проработал до 1958 в должности матроса 1‑го класса на морском буксире «МБ- 15» и морском буксире «Тюлень», которые буксировали объекты аварийно‑спасательного отряда, щиты при стрельбах, оказывали помощь при швартовках и в ледовых переходах. Принимал участие при снятии с каменной банки рыбацкого буксира в Финском заливе, подъеме двух подводных лодок, сопровождал трехсекционный плавучий мост и др. С 1958 по 1963 учился на судоводительском отделении в Архангельском мореходном училище (ныне – Арктический морской институт им. В.И. Воронина); проходил стажировку на сторожевом корабле «Туман» в г. Североморск в звании мичмана. В 1963 направлен в Беломорско‑Онежское пароходство и назначен штурманом на сухогрузный теплоход «Балтийский‑5»; в июле того же года, следуя из порта Калининград с грузом песчано-гравийной смеси, на траверзе маяка Шепелёвский в Финском заливе судно подорвалось на мине времен Великой Отечественной войны, но сохранив плавучесть, пришло в г. Кронштадт, после чего своим ходом проследовало на ремонт в Пиндуши, в Медвежьегорскую РЭБ, (пробоина составила около 60 кв. м). На этом судне работал штурманом до 1967 года.
На фото «Балтийский-5»- судно-ветеран, которому уже 60 лет, по настоящее время продолжает использоваться в каботажном плавании, но уже под названием «Куркиёкки».

В 1967 Устинов А.П. назначен капитаном теплохода «Балтийский‑56». До 1980 работал капитаном на других судах загранплавания. В 1980 принял из нового строительства теплоход «Балтийский‑109», на котором трудился капитаном до выхода в 1999 на пенсию. Удостоен знания «Лучший капитан Министерства речного флота РСФСР». Опытный наставник молодежи. Награждён орденом Трудового Красного Знамени, медалями, ведомственными знаками отличия.
(Энциклопедия Речного Транспорта).

Оцените публикацию ПРОТИВЗА (Пока оценок нет)
Загрузка...
.