Море, флот, люди

Беломорские “коньки”

В начале 50-х прошлого века в Беломорско-Онежское пароходство стали поступать новые суда – буксирные пароходы (б/п) проекта №730, постройки Ленинградского завода «Петрозавод». Это те суда, на которых «оморячивались» в общем-то многие специалисты-речники нашего пароходства, получая практическую школу морского судовождения.

Суда небольшие, длиной 33 м, комплектовались экипажем в 22 человека, которым приходилось размещаться в каютах под главной палубой с койками в два яруса. Однако молодых людей, романтиков моря, направленных для работы на флоте, это не смущало.

Из воспоминаний Юшеева Виктора Васильевича, капитана дальнего плавания на встрече молодых специалистов 1948-1956 гг., проходившей в Петрозаводске в конце марта 1996 г.:
«Многие из нас начинали в Беломорске… Я думаю, что каждый из нас хорошо помнит это время… 45 лет назад, в 1951 г., после окончания Ленинградского речного училища я приехал в Беломорск, ближе к морю. Ведь в дипломе у меня была запись: “Судоводитель речного,озерного и местного морского плавания”. Но этого оказалось недостаточно, для моря нужен морской диплом. В Беломорске мы с другом Ю.И. Соколовым увидели новенькие буксиры, на которых нам предстояло открыть навигацию в должностях третьих помощников капитана… Пришлось доучиваться, сначала на курсах судоводителей судов до 200-регистровых тонн, после этого на курсах штурманов малого морского плавания и, наконец, – в мореходном училище…»

Семь таких буксиров были приписаны к Беломорску для работы в Белом море на буксировках лихтеров с лесом и пиломатериалами из Архангельска, Онеги, Кеми в Беломорск. Далее лихтера за речными буксирами следовали по назначению. Морские буксиры, как их ласково называли местные поморы – «коньки», стали основными морскими буксировщиками Беломорской пристани.

Первый буксир, полученный в 1951 г., назывался б/п «Суворов». В конце пятидесятых это судно возглавлял Андрей Александрович Афанасьев, уроженец с. Шижня.

Успешно работали на «коньках» капитанами Афанасьев В.И., Бахирев А.Ф., Гороховик А.К., Евтифеев А.А., Постников И.М., Тукачев Ф.И. и др.

Экипаж буксирного парохода «Беринг» систематически перевыполнял рейсовые планы. Об этом свидетельствует факт награждения капитана парохода б/п «Беринг» Алексея Петровича Смирнова в сентябре 1966 г. Орденом Трудового Красного Знамени.

На б/п «Пржевальский» в 1959 г. капитаном работал Анатолий Викторович Еруков, ставший в последствии капитаном-наставником пароходства, которого сменил Михаил Соркин, третьим механиком – Олег Станиславович Бачинский (начальник Беломорско-Онежского пароходства в 1988–1993 гг.), вторым механиком – Серовцев Владимир Николаевич, ст. механиком был Леонид Павлович Зубов.

Случалось в работе морских буксировщиков всякое… Рассказывает бывший механик Беломорского морского порта В. Н. Серовцев:
«В 1959 г. б/п „Пржевальский‟, где я работал вторым механиком, вышел в очередной рейс с двумя лихтерами, груженными пиломатериалами. На переходе от причала лесозавода в Архангельске по направлению в море двигались по Маймаксе (рукав Двины). Фарватер имел крутые повороты, и судоводителям приходилось демонстрировать незаурядное мастерство. Для снижения скорости буксировки лихтера были ошвартованы лагом, бортами друг к другу. На повороте все же они вышли за ось фарватера, и тогда капитан б/п „Пржевальский‟ Соркин М. подал команду: «Отдать якоря».

Отданные с ходу якоря тут же остановили движение лихтеров, чем не мало был удивлен капитан. Следующая команда: „Поднять якоря‟. Якоря вышли из воды вместе с …  проложенным поперек фарватера кабелем.

Как выяснилось позже, это был бронированный кабель правительственной связи. С трудом освободившись от нежелательного объекта, суда продолжили движение. Однако это не спасло капитана Соркина от объяснений с государственным инспектором и наказания по прибытии в Беломорск “.

Михаил Соркин — одиозная и в то же время героическая личность. Во время Великой Отечественной войны в 1942 г. он служил на обеспечении переправы через Волгу в сражающемся Сталинграде. Лично знал маршала Чуйкова, от которого получил два боевых ордена. После войны Соркин работал на Севере, был капитаном морского торгового порта Дудинка. Его морская биография неизвестна. Однако в Беломорск он прибыл, имея диплом капитана дальнего плавания и удостоверение капитана морского торгового порта Дудинка, что не раз демонстрировал “в нужное время и в нужном месте”. А такие случаи имели место. К примеру, без проблем, в удобное время он мог пройти в ресторан или получить у начальника станции бронь на скорый поезд.

В 1960-е гг. все морские буксиры были переоборудованы для работы на жидком топливе, что коренным образом облегчило труд и моряков и рабочих на бункербазе.

Служили наши «коньки» почти по два десятка лет. Последний б/п «Ерофей Хабаров» до 1974 г., б/п «Беринг» и б/п «Полярник» были переданы в пароходство «Волготанкер», где второй работал до 1979 г. Беломорские буксиры, к названным пяти добавим еще два судна – б/п «Геннадий Невельской» и б/п «Матрос Матюшенко», после того как закончили работу на Белом море, перегонялись в Петрозаводск, там в Ремонтно-эксплуатационной базе флота их резали на металлолом.

В те годы уже заканчивалась замена беломорских «коньков» на современные дизельные буксиры, а лихтерного флота – на самоходный грузовой флот «река-море»» плавания.
Ю.П. Лежнев

<!— Yandex.RTB R-A-2524956-5 —>