История

Дуров И. М. Из нужд Поморского побережья (1913 г.)

Село Вирма, расположенное при Бѣломъ морѣ, цѣликомъ населено рыбаками-промышленниками. Промышлять ежегодно по веснѣ уѣзжаютъ виремцы на Мурманскій берегъ. Виремскіе промышленники въ общей сложности имѣютъ около 55‒60 промысловыхъ судовъ типа шнякъ и елъ. Промышленники на эти суда набираются въ той же Вирмѣ, что, считая по 3 человѣка на елу, составляетъ 165‒180 человѣкъ (не считая занятыхъ на горѣ).

Подавляющему большинству (за исключеніемъ нѣкоторыхъ хозяевъ судовъ, которые ѣдутъ на Мурманъ черезъ Архангельскъ) приходится ѣхать на Мурманъ прямымъ рейсомъ мурманскаго пароходства. Всей этой массѣ рыбаковъ приходится садиться на пароходъ на Сумскомъ рейдѣ. Отъ Вирмы до мѣста посадки 15‒17 верстъ. Но главная бѣда въ томъ, что ѣхать приходится мелкими проливами, доступными для проѣзда мелкихъ карбасовъ и то лишь во время прилива. Такое положеніе посадки создаетъ массу неудобствъ для рыбаковъ, для которыхъ прибыть на Мурманъ вовремя является вопросомъ первой важности.

Теперь посмотримъ, что дѣлается къ концу лѣта и началу осени: рыбаки съ Мурмана присылаютъ рыбу для собственнаго продовольствія. Ѣхать за этимъ грузомъ надо опять же на Сумскій рейдъ 15‒17 верстъ. Рейдъ подъ Сумскимъ посадомъ открытъ почти для всѣхъ вѣтровъ. Поэтому, ‒ чуть посильнѣе вѣтеръ, выгружать на мелкіе карбаса опасно, а подчасъ и невозможно. Задержался виремецъ на лишнiе полчаса съ выгрузкою и… проливы обмелѣли; кружной же путь ‒ верстъ 25‒30. Съ такой дальнѣйшей выгрузкой для кладчика нарастаетъ масса хлопотъ и расходовъ. Если принять во вниманiе уже указанное количество весеннихъ пассажировъ (да вѣдь и возвращаются они тѣмъ-же путемъ), количество присылаемой рыбы съ Мурмана, которое никакъ не меньше 6.000‒7.000 пуд. и грузы припасовъ изъ Архангельска около трехъ тысячъ пудовъ, то получится очень солидная цифра пассажировъ и грузовъ, на что слѣдовало бы пароходству обратить свое вниманiе и избавить виремцевъ отъ лишнихъ хлопотъ и расходовъ. Прямой же путь для этого, ‒ это остановка пароходовъ Мурманскаго т-ва съ грузомъ и людьми въ Вирму на рейдѣ противъ с. Вирмы. Отъ села пароходъ вполнѣ безопасно можетъ остановиться верстахъ въ 5, а вѣдь это ‒ «рукой подать». Заходъ съ моря на рейдъ свободный. Кромѣ того, рейдъ укрытъ отъ самыхъ сильныхъ вѣтровъ, чему примѣромъ можетъ служить спокойная стоянка мѣстныхъ судовъ-парусниковъ поморскаго торговаго флота.

Населенiе с. Вирмы ждетъ отъ правленiя Мурманской компанiи, что оно оправдаетъ ихъ законныя надежды на остановку пароходовъ на Виремскомъ рейдѣ. Со своей стороны виремцы всегда готовы идти навстрѣчу Мурманской компанiи; напримѣръ, прошлаго 1912 года Виремское сельское общество на свои средства единственную при заходѣ на рейдъ банку, которая во время отлива совершенно обнажается, обозначило вѣхой. Къ этому не лишнимъ добавить еще и то, что Сумскiй рейдъ и далеко небезопасенъ для прiѣзжающихъ изъ с. Вирмы за грузомъ въ карбасахъ, что можетъ подтвердить случай съ двумя кр. с. Вирмы въ августѣ минувшаго года, ихъ оторвало сильнымъ вѣтромъ отъ стоящаго на рейдѣ парохода и унесло въ море. Только по счастливой случайности выбросило ихъ на отдаленный островъ, гдѣ ихъ черезъ сутки уже нашли разыскивавшiе унесенныхъ виремцы. Ничего подобнаго при той же силѣ вѣтра не могло произойти на Виремскомъ рейдѣ.

Злой иронiей звучатъ жалобы виремчанъ на пренебреженiе къ интересамъ цѣлаго поморскаго села со стороны Мурманской компанiи въ нашъ XX вѣкъ. Стыдно передъ нашей сосѣдкой Норвегiей, гдѣ нѣтъ даже крохотнаго становища, который бы былъ обойденъ заботливостью обслуживающихъ норвежскiя приморскiя мѣстности пароходствами.

Источник: Дуров И. М. Из нужд Поморского побережья // Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. 1913. № 12. С. 565-567.