Море, флот, люди

“Рейс на выставку”

«Рейс на выставку»
Капитан О.А.Сергеенков
…«Сормовский-5» только что прибыл в Петрозаводск. Доставил очередную партию автомобилей «Жигули» в Антверпен, выгрузил в Выборге бельгийский листовой металл и трубы для нефтяной промышленности. А сейчас непривычно легкий, с пустыми трюмами, отправился в Пиндуши, на слип.
Намеченный рейс нарушила радиограмма из Москвы — теплоход вызвали в столицу для участия в выставке судов речного флота. И вот — срочная работа. За сутки судно должно сменить поношенную штормовку на парадный китель: заново покрасить корпус, навести блеск в каютах…
Четыре с половиной тысячи километров — это их обычный рейс из Тольятти до Антверпена в Бельгии и почти столько же до Гронингена, голландского порта…
«Сормовский-5» — это первый теплоход в нашей стране, переоборудованный для без перевалочной перевозки автомобилей. Сейчас только в Беломорско-Онежском пароходстве их три…
Капитан поднялся на мостик. Хозяин палубы, боцман Петя Харламов, пожалуй, самый молодой боцман пароходства, вступает в свои права. Теплоход аккуратно лавирует между теснящимися у берега судами и, блестя свежевыкрашенными бортами, уходит за онежскую даль. В Москву, на выставку.
Т. Килева
Ленинская правда. 1975-й. 25 июня
Из Энциклопедии КАССР
«Олег Алексеевич Сергеенков (род. 1 января 1936 года, д. Залосемье, Себежский район, Псковская область, РСФСР) — капитан судна, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР.
Окончил семилетнюю школу.
В 1951–1956 году учился в Рижском речном училище.
С 1956 года работал в Беломорско-Онежском пароходстве помощником капитана, капитаном теплохода «Балтийский-9». После окончания в 1970 году Ленинградского мореходного училища с присвоением квалификации штурмана дальнего плавания, до 1997 года служил капитаном дальнего плавания.
За освоение судов «река-море» и бес=з перевалочную перевозку грузов стал Лауреатом Государственной премии СССР за выдающиеся достижения в труде в 1982 году.
В 1986 году присвоено звание Героя Социалистического Труда, награжден Орденом Ленина (дважды), Орденом «Знак Почета»».
Газета «Водный транспорт» от 25 декабря 1982 года Рубрика:
«Лауреаты Государственной премии СССР»
Путь к мастерству
«За выдающиеся достижения в труде, творческую инициативу и активность, большой личный вклад в дело повышения эффективности использования водного транспорта…» За этими лаконичными строками постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР — вся сознательная жизнь Сергеенкова. А к признанию нет легких ступеней.
На первую он ступил в 1951 году, когда 15-летним подростком махнул из родной деревни Глембочино, что на Псковщине, в Ригу, в речное училище. Как сына погибшего партизана, его приняли вне конкурса.
Четыре с половиной года учебы — и вот одетый «с иголочки» в ладную форму взошел штурман Олег Сергеенков на борт своего первого судна — буксирного парохода «Ижорец23». Конечно, не океанский лайнер — рейдовые работы, бесконечные швартовки… Но эти несколько лет «домашнего» плавания явились для молодого судоводителя настоящими штурманскими университетами. И когда в пароходство стали поступать новые суда финской постройки, на одно из первых — «Беломорский-3» Сергеенков был направлен старпомом. Здесь же вскоре принял поздравления от друзей с назначением на должность капитана.
К середине 1960-х годов обновляющемуся флоту пароходства уже стал тесен «простор речной волны» — другие просторы предстояло осваивать. Появились первые суда смешанного плавания «река море». И, окончив в Ленинграде годичные курсы морского судовождения, Сергеенков «пересаживается» на двухтысячник — «Балтийский-9».
Первый же рейс оказался необычным: открытие навигации на еще достраивающемся Волго-Балтийском канале, (ВБК). Вот когда пригодились ему те самые «университеты», которые прошел на маленьком «Ижорце», в рейдовой тесноте. На некоторых участках изгибы канала оказались такими, что «Балтийский» буквально скреб форштевнем по прибрежным кустам. Пару раз касались днищем «бузы» — илистого грунта, но мгновенная реакция капитана и не менее быстрые действия машинной команды спасали от неприятности. Триста километров, семь шлюзов прошли за двое суток. Впервые таким путем была доставлена руда из Кандалакши в Череповец. Всю летнюю навигацию 1964 года проработали на этой новой линии. И к концу навигации «Балтийской-9» проделывал рейс по ВБК уже не за двое суток, а за 27–28 часов.
1966 год. Он памятен всем работникам пароходства и вдвойне — Сергеенкову. Первый его загранрейс: Беломорск — Финляндия! И снова молодой (по возрасту, но никак не по опыту!) капитан становится первопроходцем. Без сучка и задоринки, будто всю жизнь проработал в «загранке», доставил он на «Балтийском-42» груз пиломатериалов в финский порт Котка.
С тех пор ему постоянно доверяли самые сложные, ответственные рейсы. Где только ни плавал: Балтика и Каспий, Черное море и Азовское, Средиземное и Мраморное, Эгейское и Адриатическое моря… И всегда — только на «отлично», с выполнением и перевыполнением рейсовых заданий.
В семьдесят первом году на его груди засверкал первый орден — «Знак Почета». К этому времени «между делом» успел окончить Ленинградское мореходное училище, получить диплом штурмана дальнего плавания. Казалось бы, вершина, пик! Но для идущего вперед всегда открываются новые горизонты…
«Сормовский-5» он принял зимой семьдесят третьего. Принял, когда судно переоборудовалось под перевозку легковых отечественных автомобилей «Жигули», пользующихся спросом на мировом рынке. И Сергеенкову выпала вполне заслуженная честь — открыть первую в нашей стране без перевалочную «автомобильную» линию Тольятти — Западная Европа. По 208 машин доставлял каждым рейсом «Сормовский-5» в загранпорты. Доставлял без единой рекламации, точно в срок. За успешное освоение этой линии в 1974 году Олег Алексеевич удостаивается второй, высшей награды Родины — ордена Ленина.
Без малого десять лет командует Сергеенков «Сормовским-5». И все эти годы экипаж постоянно в числе лидеров социалистического соревнования. Возит ли пиломатериалы или металл, трубы или бокситы, зерно или технологическое оборудование, строительные материалы или другой груз — всегда и всюду «сергеенковский» теплоход и поспевает вовремя, и сверх плана что-то прихватит, и аварий с ним никаких не бывает, и экипаж стабильный.
О причинах постоянно высоких производственных результатов экипажа «Сормовского-5» рассказали руководители и ведущие специалисты управления пароходства, капитаны,коллеги Олега Алексеевича. Все они сходились в одном: обладает Сергеенков талантом командира воспитателя.
Сам дисциплинированный до щепетильности, того же неукоснительно требует от подчиненных. И не «горлом» берет, а спокойной уверенностью, несгибаемой убежденностью: работать хорошо легче, приятнее, чем работать плохо! И эта его убежденность, подкрепленная личным примером, волей неволей проникает в сознание даже заведомых «сачков». Впрочем, говоря о сегодняшнем комсомольско-молодежном экипаже коммунистического труда теплохода «Сормовский-5», даже как-то неловко и упоминать о «сачках» — на судне их попросту нет.
Да, пороха Сергеенков не изобрел. «Всего лишь» пользуется каждой возможностью для экономии времени и средств, «всего лишь» строго контролирует организацию службы на судне, «всего лишь» заботится о нормальных условиях труда подчиненных, их быте и отдыхе… Такие «всего лишь» можно еще перечислять и перечислять. А все это вместе взятое и есть главный секрет Сергеенкова, причина успехов экипажа.
Вот и последний рейс, который длился полтора месяца, (Гамбург — Бремен — Иран) завершился новой трудовой победой. А на подходе к Петрозаводску на судно пришла радиограмма из ВЦСПС о присуждении капитану О. Сергеенкову Государственной премии СССР 1982 года.
…С чемоданчиком в руке он быстро шагал по лестнице. Первый этаж, второй, третий… Сейчас он позвонит в дверь своей квартиры, встретится с женой, двумя дочерьми. Какие они легкие, эти ступени!..
В. Панюшкин, (Наш соб. корр.), г. Петрозаводск