Море, флот, люди

Капитан Абакумов. Человек и теплоход.


ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта».
Память о Мастере.

В каждой судоходной компании имеется должность капитана-наставника, в обязанности которого входит оказание помощи в становлении молодым специалистам.
А есть капитаны, которые по зову сердца помогают и поддерживают молодых штурманов в их профессиональном росте, по-отечески советом и личным примером прививают необходимые качества, помогают им дойти до капитанских обязанностей.
Одним из них являлся капитан Беломорско-Онежского пароходства, капитан дальнего плавания Абакумов Михаил Павлович.
Михаил Павлович Абакумов родился в 1938 году в городе Михайловка Астраханской области. Учебу начал в 1955-м в Астраханской мореходной школе, а с 1958го по 1962-й обучался в Астраханском мореходном училище, в настоящее время входит в состав филиала ФГБОУ ВО «ВГУВТ» (Каспийский институт морского и речного транспорта). После окончания учебы был распределен в Беломорскую ремонтно-эксплуатационную базу флота Беломорско-Онежского пароходства, признанного одним из передовых пароходств Министерства речного флота. Начинал трудовую деятельность Михаил Абакумов на судах типа «Беломорский». В то время наблюдался огромный дефицит дипломированных специалистов и уже через пять лет после окончания училища Абакумов работает капитаном на теплоходе «Медвежьегорск» проекта ФИН1000/540.
Период становления начинающих капитанов всегда представляется весьма трудным, а в то время это было сопровождено с дополнительными проблемами нехватки грамотных специалистов, очень часто приходилось работать с людьми малоподготовленными, не в полной мере отвечающими требованиям к квалификации. Михаил Павлович в каждом конкретном случае умел находить верное решение, вверенное ему судно работало без замечаний. Молодой, трудолюбивый, энергичный и грамотный капитан был замечен руководством и в 1967 году был переведен в Петрозаводскую базу флота, где получил в командование новый теплоход загранплавания «Балтийский-57». Работать пришлось как в южном регионе, так и на Балтике и в Северном море.
В 1977-м Абакумов получил предложение перейти на береговую работу в должности капитана-наставника БОП. В это время он уже был семейным человеком, у него родились две дочери, Михаил Павлович принял предложение. Работая капитаном-наставником Абакумов большое внимание уделял работе с молодыми специалистами, готовил будущих капитанов пароходства, делился с ними своим практическим опытом. Однако отработав в службе безопасности мореплавания два года Михаил Павлович заскучал, почувствовав, что его настоящее место на мостике, захотелось вернуться к своим капитанским обязанностям.
В 1978 году Абакумов получает под свое командование новое судно «Балтийский-108» финской постройки. Судно работало в западном регионе, совершая рейсы из портов Северного моря в прибалтийские порты, были рейсы на Мурманск и порты Белого моря.
В 2002 году здоровье Михаила Павловича резко ухудшилось, пришлось перейти на береговую работу, а затем вскоре уйти на инвалидность. 26 февраля 2006 года Михаила Павловича не стало, ушел из жизни опытный наставник молодых штурманов, подготовивший целую плеяду капитанов для судов смешанного «река-море» плавания, многие из которых успешно трудятся в различных отечественных и иностранных компаниях.
Абакумов награжден орденом Трудового Красного Знамени, был отмечен как лучший специалист отрасли, являлся ветераном Беломорско-Онежского пароходства.
Авторам статьи, в свое время, посчастливилось трудиться под началом Михаила Павловича, работать с ним было интересно, он мог всегда подсказать как разрешить любую проблему, дать дельный совет. Этот подход к работе отмечался большим доверием к молодым начинающим судоводителям. Михаил Павлович Абакумов был настоящим учителем от бога, капитаном учителем. Его именем «Капитан Абакумов» назван восьмой теплоход проекта 005RSD03 из серии судов «Карелия», построенных на Онежском судостроительном заводе в Петрозаводске в 2007 году. Первым капитаном этого судна стал выпускник факультета судовождения 1973 года (второй выпуск) Сергей Владимирович  Клочков.

Михаил Чурин, декан факультета судовождения, капитан дальнего плавания,
Анатолий Леонов, преподаватель Нижегородского речного училища им. И.П. Кулибина, капитан дальнего плавания

Капитан дальнего плавания Абакумов. Человек и теплоход.

Теплоход «Капитан Абакумов» был построен на Онежском судостроительном заводе, Государственный флаг России на новом теплоходе поднят 6 июля 2007 года.
Поучаствовать в красивой церемонии собрались заводчане и многочисленные гости. Отдельно на завод в этот день были приглашены близкие родственники капитана Михаила Абакумова, человека, много лет проработавшего на судах Беломорско-Онежского пароходства.
«Капитан Абакумов» — восьмое крупное судно, построенное на Онежском судостроительном заводе, всего же серия насчитывает 12 единиц. Теплоход был построен под надзором Российского морского регистра судоходства и отвечает необходимым международным конвенциям. Сухогруз, относится к проекту 005RSD03 — «Россиянин». Его водоизмещение — около пяти тысяч тонн; длина — 108 метров; ширина — 16,5 метра; осадка — 3,6 метра. Эти суда предназначены для перевозки лесных, навалочных, зерновых и крупногабаритных грузов, а также контейнеров международного стандарта. Теплоход оснащен современным оборудованием, позволяющим осуществлять перевозку грузов на международных морских линиях с дальностью плавания до 4 тысяч морских миль.
К сожалению, теплоход в 2016 году был продан Каспийскому морскому пароходству и переименован, ныне он называется «Huseyn Javid», порт приписки — Баку.