Эпоха становления, созидания, развития.

1940 год, в  Карелии создается пароходство
Беломорско-Балтийский канал был сдан в эксплуатацию 20 июня 1933 года. Пароход «Чекист» первым прошел по трассе канала с государственной комиссией. Шестого июля делегатов сессии Карельского ЦИК вез по Повенчанской лестнице пароход «Карл Маркс».
Было решено на базе Беломорстроя создать Беломорско-Балтийский комбинат. Предоставим слово автору книги «Голубые дороги Карелии» Г. А. Титаренко:

«Передача судоходства по Беломорканалу в распоряжение комбината оживила транспортную работу не только на канале, но и на Онежском озере.
Грузы главным образом отправляли в Ленинград, Рыбинск, Лодейное Поле, Медвежьегорск, Кондопогу, Кандалакшу, Череповец.
Кроме грузовых производились туристские перевозки.
Флот был мелкий и разнотипный. Тридцать четыре парохода работали на дровах, 21 — на угле и 39 — на жидком топливе.
На транспортной работе Б-Б комбината было занято на Онежском озере 11 пароходов, на канале 27 пароходов и 11 теплоходов.
Грузопассажирский флот представляли три парохода: «Карл Маркс», «Трамвай № 1» и «Трамвай № 2». Последние два судна были построены в Пиндушах.
«23 марта 1939 года Совнарком СССР издал постановление о передаче Беломорско-Балтийского канала в ведение Наркомвода СССР. На базе Беломорканала был создан Беломорско-Онежский эксплуатационный участок, который был передан в состав Северо-Западного речного пароходства. Управление пароходства находилось в Ленинграде. Управление эксплуатационного участка — в Повенце.
Перевозки грузов за время эксплуатации канала комбинатом неуклонно росли. За пять лет в четыре раза возросла мощность флота. Провозная способность несамоходных судов — в 124 раза…»
Цифра 124 — отнюдь не преувеличение: начинали с нуля.
Закончилась навигация 1939 года. Однако заявки на перевозки грузов были выполнены немногим более чем наполовину. Особенно резко сократились перевозки грузов с Белого моря. Эксплуатационный участок на три четверти был занят местными перевозками. Сквозные перевозки через канал в оба конца составляли лишь 10 процентов общего грузооборота. Пропускная способность ББК использовалась лишь на 12 процентов.
По прежнему железная дорога была занята несвойственными ей перевозками.
Все это побудило правительство КАССР и обком ВКП(б) обратиться в правительство СССР с докладной запиской «О состоянии водного транспорта на территории КАССР». Республика ставила вопрос о создании Беломорско-Онежского пароходства.
Водные границы деятельности этого пароходства должны распространяться на : все Онежское озеро до Вознесенья, ББК с его акваторией, западная часть Белого моря в пределах от восточной границы Карельской АССР до южного берега Кольского полуострова включительно, а также внутренние озера Карелии».
Десятое июня 1940 года. День  рождения  пароходства
Десятого июня 1940 г. Нарком речного флота СССР Зосима Шашков подписал приказ № 226 о реорганизации Северо-Западного речного пароходства (СЗРП) и о создании Беломорско-Онежского пароходства (БОП).


Управление пароходства разместилось в доме № 31 на Онежской набережной в Петрозаводске.
БОП получил от СЗРП семь грузопассажирских судов. Пароходы «Урицкий» и «А. Жданов» были переданы БОПу в начале навигации 1941 года.
Буксирный флот насчитывал 70 судов, несамоходный — 265 единиц. Общая грузоподъемность несамоходного флота составляла 222 648 тонн. Морских лихтеров в составе несамоходного флота было 47, их грузоподъемность составляла 61 600 тонн. Остальные несамоходные грузовые суда — деревянные берлины и каюки. (Г. А. Титаренко. Указ. соч. с. 53.)
Пароходство получило три паровых и два электрических крана. Из 41 парохода, работавших на Онежском озере, только девять имели радиостанции.
Пассажирские суда уже с началом навигации 1940 года работали на линиях Вознесенье — Петрозаводск — Медвежьегорск и Петрозаводск — Шала. Из Медвежьегорска по ББК ходил пассажирский пароход в Беломорск и в Надвоицы.
Из Петрозаводска ходили пассажирские суда в Ламбасручей, на реке Водле населенные пункты Пудож и Стеклянное также получили пассажирское водное сообщение.

Самые крупные пассажирские пароходы «Урицкий» и «А. Жданов» связывали Ленинград с Петрозаводском и Медвежьегорском.

ОНИ ВОЗГЛАВЛЯЛИ БЕЛОМОРСКО-ОНЕЖСКОЕ ПАРОХОДСТВО

” В июле 1940 года в Петрозаводске в доме №31 на Онежской набережной разместилось управление Беломорско- Онежского пароходство….Исполняющим обязанности начальника пароходства был назначен А.В.ТИМОФЕЕВ.” – писал в книге “Голубые дороги Карелии” Г.А.ТИТАРЕНКО.
Где-то в недрах архивов пылится личное дело первого начальника БОП-ва. Возможно, кто-то из историков будущего расскажет нам о первом начальнике карельского пароходства.Именно на его плечи легла тяжесть проблем первопроходца, именно А.В. ТИМОФЕЕВ стоял у руля судоходного транспортного предприятия, где все приходилось создавать в условиях нехватки специалистов, судоремонтных предприятий, того, что в наше время зовется инфраструктурой. Семь грузопассажирских пароходов, далеко не новых, 70 слабосильных буксиров, в основной своей массе паровичков ,когда машина в 100 лошадиных сил считалась достаточно мощной, несамоходный флот, значительная часть которого – мелкие деревянные берлины и каюки. Всего 47 морских лихтеров получило пароходство в 1940 году…
А через год грянула война. Прекратил работу разрушенный на южном склоне ББК, Онежское озеро стало ареной боевых действий, и только на Белом море была сравнительно мирная обстановка. Через лихолетье войны провел пароходство первый его начальник. Время и причину его ухода мы тоже не знаем. Официально принято считать, что А.В. ТИМОФЕЕВ работал начальником БОП-ва до 1946 года. Но вот в брошюре, изданной ветеранами БОП-ва в 2008 году, названной “Помогай тому, кто рядом…Помни тех, кого уж нет…” рассказывается о втором начальнике пароходства А.Н.НОВОСЕЛОВЕ и говорится, что был он назначен начальником БОП-ва в январе 1945 года…
И это тоже – материал для будущих исследователей-историков. Уникальное для российской Карелии судоходное предприятие, надеемся станет объектом интереса следующих поколений краеведов. И тогда, возможно, появится описание жизненного пути А.В. ТИМОФЕЕВА.

Издание “Помогай тому, кто рядом…” стр.5. ЖИЗНЬ И СУДЬБА.

Блокада Ленинграда была полностью снята 27 января 1944 года, но военные будни для Алексея Николаевича НОВОСЕЛОВА не кончились. В мае он был командирован в распоряжение Военного совета Карельского фронта. Он вместе с маршалом Советского Союза К.А. МЕРЕЦКОВЫМ занимался подготовкой флота к организации перевозки войск при форсировании реки Свирь в Лодейном Поле и высадки десанта в районе Видлицы на Ладожском озере.
Еще не окончилась война, а в январе 1945 года А.Н.НОВОСЕЛОВА назначили начальником Беломорско-Онежского пароходства.
Печально выглядел послевоенный водный транспорт Карелии. Разрушенные причалы и другие гидротехнические сооружения, сгоревшие административные и хозяйственные здания, полное отсутствие ремонтной базы. В общем, все пришлось начинать с нуля.
Шесть лет, до мая 1951 года, А.Н. НОВОСЕЛОВ руководил пароходством. В те труднейшие годы были построены новые судоремонтные предприятия в Петрозаводске, Пиндушах, Беломорске, поднялись жилые и административные здания для водников. Открылись новые пассажирские линии, в Карелию стали заходить суда с Волги и Невы. Резко увеличились объемы перевозок грузов. Внедрялись подъемные краны и портовая механизация….
Пароходство стало застраивать бараками и двухэтажными деревянными домами свой район на правом берегу реки Лососинки -“поселок водников”. Так после войны было построено первое деревянное здание управления БОП-ва…

С.В. СЫСОЕВ работал в должности начальника БОП-ва с 1951 по 1954 год. К сожалению, никакой информации и даже фотографии руководителя найти не удалось.

ДАНИЛОВ АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ (1911-1988), организатор производства. Родился в с. Золотое Камышинского уезда Саратовской губ. (ныне – Красноармейский р-н Саратовской обл.) в семье волжского капитана речника. Окончив в 1928 девятилетнюю школу, начал трудовую деятельность в 1929 в должности рабочего по сплаву леса треста «Волгокаспийлес» в г. Молотов (ныне – г. Пермь); с 1930 работал матросом парохода «Бакен» Средне-Волжского речного пароходства, затем – рабочий Саратовских судоремонтных мастерских, с 1931 – штурвальный п/х «Струя» названного пароходства. С 1931 по 1936 учился на гидротехническом факультете Ленинградского института инженеров водного транспорта (ЛИИВТ, ЛИВТ, СПГУВК, ныне – ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова»); инженер-гидротехник. По окончании института трудился инженером отдела капитального строительства Северного речного пароходства (г. Архангельск), с 1937 по 1949 – начальник ОКСа пароходства. В 1949 направлен слушателем в Академию речного транспорта в г. Ленинград (ныне – г. Санкт-Петербург), по окончании которой в 1951 назначен первым заместителем начальника Северного речного пароходства; с 1954 по 1958 – начальник Беломорско-Онежского пароходства (г. Петрозаводск), с 1958 – заместитель начальника по кадрам упомянутого пароходства. В период с 1963 по 1972 работал первым начальником Петрозаводского речного училища (ныне – Беломорско-Онежский филиал ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова»), проявив себя незаурядным организатором и воспитателем. Награжден орденом Трудового Красного знамени, ведомственными знаками отличия.

САБУРОВ ВАСИЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ, организатор производства, родился в 1904 году в городе Котласе Архангельской области. Трудовую деятельность начал в 1917 году рабочим. С 1921 года вся его трудовая деятельность связана с речным транспортом. После окончания Велико-Устюгского речного техникума он работал на командных должностях на судах Северного речного пароходства. В последующие годы занимал должности председателя Северного бассейнового комитета профсоюза, начальника пристани Архангельск. В 1939 году он был назначен начальником Северного речного пароходства. С 1945 по 1946 годы являлся заместителем начальника Управления водных путей сообщения Центрального управления военных сообщений Красной Армии и Наркомата речного флота СССР в Германии.
С 1946 по 1958 годы работал начальником Камского, Волжского грузового, Куйбышевского линейного речных пароходств. С 1958 года и до ухода на пенсию в 1960 году по состоянию здоровья, он возглавлял БЕЛОМОРСКО-ОНЕЖСКОЕ ПАРОХОДСТВО.

ВИКТОР ЛЬВОВИЧ УСПЕНСКИЙ возглавлял БОП 10 лет – с 1960 по 1970 год.
История развития экспортно-импортных перевозок карельскими судами началась в 1963 году рейсом теплохода “Беломорский-14” под управлением капитана Ю.АНТОНОВА в финский город Котка. Затем в загранперевозки вошли новые суда типа “Балтийский”, они посетили порты Финляндии, Польши, Германии, Греции. В 1966 году наше пароходство впервые в истории России организовало перевозки внешнеторговых грузов в дальнем морском плавании. “Балтийский-56” (капитаны К.ПРОККУЕВ и С.ИГОШИН ) всю зиму и до июля 1967 года работали в Черном и в восточной части Средиземного моря. Еще через год пароходство организовало перевозки апатитов из Мурманска в порты Польши, Дании и Норвегии с обратной загрузкой судов углем из Польши в порты Белого и Баренцева морей. “Балтийский-59” (капитан П.СТРЕЛКОВ ) сделал пробный рейс с металлом из Калининграда в Роттердам, а “Балтийский-60” (капитан Л.ИГНАТОВ ) доставил пиломатериалы из Петрозаводска в германский порт Папенбург. В 1969 году наши теплоходы сделали первые рейсы в английские и французские порты. Всем этим сложным хозяйством руководил инженер В.УСПЕНСКИЙ . Пароходство под его руководством росло и крепло. От него, как главы сложного транспортного хозяйства, люди ждали разумных слов и единственно правильных действий. Он брал на себя ответственность не только за свои решения, но и за действия всего десятитысячного коллектива.
Любопытно будет вспомнить, каких установок он придерживался.
На письменном столе, за которым он обычно работал, лежала узкая полоска ватмана, на которой тушью было начертано бессмертное указание вождя. “Главная задача руководителя – заставить работать подчиненных”. Эту формулу он настолько усвоил, что она стала неотъемлемой чертой характера. В коллективе всегда был умеренно строг, требователен, но любил повторять:
– Не хочу работать без премии и вам не советую.
Заслуги начальника пароходства были замечены и оценены, его наградили орденом Трудового Красного Знамени. В.УСПЕНСКИЙ стал заметной фигурой среди руководителей речных пароходств России. И в 1970 году министерство перевело его начальником Волго-Донского пароходства, которое прочно обосновалось в отстающих. В него верили: поднимет. И он справился.
Пароходство вышло в передовые. УСПЕНСКОГО наградили вторым орденом.
Никогда не забудется, кто вписал главную страницу в историю нашего пароходства. В.УСПЕНСКИЙ оставил прочное наследство. Ему и капитану головного судна новой серии Леониду ХОТЬКИНУ вместе с проектировщиками и судостроителями завода “Красное Сормово” присуждена Государственная премия. Карельские речники проявили максимум усилий, ума и настойчивости в освоении судов для смешанного плавания. Первое судно из этой серии – “50 лет Советской власти” – было передано БОПу, а его капитаном многие годы был Л.ХОТЬКИН.

ЕВГЕНИЙ ОЛЕГОВИЧ ВАСИЛЬЕВ.
НАЧАЛЬНИК БОП-ва в 1971 -1988 годах.

На память приходят мудрые слова: учитель, воспитай ученика, чтобы было у кого учиться. Так что вступление в должность преемника, а им был назначен Е.О. ВАСИЛЬЕВ, никак не отразилось на работе коллектива. Разбег, достигнутый в шестидесятые годы, в БОПе продолжался в семидесятые и восьмидесятые. В 1972 году на перевозке труб большого диаметра освоена новая линия Гамбург – Саратов. “СОРМОВСКИЙ -5” был переоборудован для перевозки автомобилей “Жигули”, впервые в практике водного транспорта карельские моряки начали доставлять без перевалки легковые автомобили с заводов-изготовителей в иностранные порты.
Суда пароходства в 1973 году заходили в чужие порты 939 раз, посетили воды 20 государств. Теплоходы доставляли грузы в страны Балтийского, Северного, Черного морей и почти во все страны Средиземного моря.
Суда нашего флота получили признание со стороны иностранных фрахтователей. Все эти годы постоянно изменялась структура грузов. Если в 1970 году 70 процентов всего перевозимого были лесные грузы, то через пять лет их объем снизился до 45, а леса в плотах – с 48 до 29 процентов.
По объему грузооборота БОП занял одно из ведущих мест среди двадцати пароходств министерства речного флота РСФСР. Был создан резерв плавсостава из 400 человек.
Е.ВАСИЛЬЕВ слыл своеобразным человеком. Малоразговорчивый по натуре, он общался только с руководителями ведущих служб. В кабинете он всегда сидел с телефонной трубкой возле уха. Ему звонили, сам звонил. Координатор, каких поискать, оттого и ворочал горы в работе.
ВАСИЛЬЕВ Евгений Олегович родился 28 февраля 1934 года в городе Гаврилов -Посад Ивановской области. В 1956 году окончил эксплуатационный факультет Горьковского института инженеров водного транспорта и был направлен в БОП. С 1956 по 1960 год работал начальником пристани Шала. С 1960 по 1963 год – главным диспетчером, начальником службы перевозок БОП-а. С 1963 по 1970 год -заместитель начальника пароходства. За период работы в должности начальника пароходства по решению министерства речного флота РСФСР представлял его интересы в Ассоциации советских судовладельцев, был членом правления в/о “Союзтранзит”. С 1987 по 1989 год был командирован в ГДР в качестве представителя морских пароходств СССР. С 1989 по 1994 год – начальник отдела Госплана Карельской АССР, заместитель председателя Комитета государственной экономики Республики Карелия.Избирался депутатом Верховного Совета Карельской АССР. Награжден орденами «Трудового Красного Знамени», «Дружбы народов», «Знак Почета», медалями, ведомственными знаками отличия. Заслуженный работник транспорта Карельской АССР. В 2017 его именем- («Евгений Васильев»), назван лоцманский катер построенный на Онежском ССЗ.
ОЛЕГ СТАНИСЛАВОВИЧ БАЧИНСКИЙ возглавлял БОП с 1988 по 1998 год

БАЧИНСКИЙ ОЛЕГ СТАНИСЛАВОВИЧ (1935-2022), инженер механик, организатор производства. Родился 18 апреля 1935 в г.Харькове, Украина.Через два года, в 1937-м, отца, по национальности поляка, работавшего мастером на тракторном заводе, арестовали и без суда и следствия расстреляли. Вскоре выслали в ссылку в Казахстан, в Аральск, и мать Олега. Мальчик стал жить у бабушки в городе Первомайске Николаевской области.Затем началась война. Олег с бабушкой жил на оккупированной территории. Немало несчастий пришлось пережить, когда умерла бабушка. Голодал, скитался. Только после освобождения Украины мама смогла вырваться из ссылки и, найдя сына, увезла его в Аральск. Вот здесь он и заболел морем. Тогда Аральское море еще не высохло, плескалось вблизи дома. Олег учился успешно, за год проходил по два класса. Десятилетку окончил с золотой медалью. Для сына репрессированных родителей это было большой редкостью. Золотую медаль Олег Станиславович хранит до сих пор. После школы поступил в Одесский институт водного транспорта. Но, проучившись год, учебу оставил. Не нравился ему выбранный факультет портового хозяйства, он мечтал о море.Год в Казахстане работал учителем в школе, потом поехал поступать в Ленинградский институт инженеров водного транспорта. В 1959 окончил ЛИИВТ. С 1959 по 1997 работал в Беломорско-Онежском пароходстве : 3-й механик п/х «Пржевальский», начальник теплотехнической партии, начальник Берегового производственного участка по наладке судовой автоматики. С 1966 по 1974 -начальник Службы судового хозяйства БОП-а, затем директор Петрозаводского ССРЗ, главный инженер БОП-а, начальник, генеральный директор ОАО «Беломорско-Онежское пароходство». Проявил незаурядные способности в организации судостроительного производства в Петрозаводске, инициатор создания совместного российско-германского предприятия «Арминиус шип билдерс» и строительства судов в Германии с привлечением кредита иностранного банка. С 1997 Президент Торгово-промышленной палаты г.Петрозаводска. Награжден орденами «Знак Почета», «Дружбы народов», медалями, ведомственными знаками отличия. Заслуженный инженер Карельской АССР. Заслуженный работник транспорта Российской Федерации.
Олег Станиславович БАЧИНСКИЙ умер 19 июня 2022 г. У ветеранов пароходства осталась добрая память о своем руководителе и товарище.

Михайлов Павел Павлович, исполняющий обязанности Генерального директора ОАО “Беломорско-Онежское пароходство” в 1997-1998 годах.

МИХАЙЛОВ ПАВЕЛ ПАВЛОВИЧ.

Родился 5 января 1944 года в д. Оленковцы Желудокского р-на Гродненской области. В 1960 г. окончил 10 классов Желудокской средней школы. Работал с 1960 по 1961 г. рабочим «Заготзерно» ст. Скрибовцы Гродненской обл. С 1961 по 1962 г. учитель математики Руда-Липичанской восьмилетней школы Гродненской обл. В 1962 г. поступил на судомеханический факультет Ленинградского института водного транспорта, который окончил в 1968 г. Направлен на работу в Беломорско – Онежское пароходство. С 1968 по 1972 г. работал судовым механиком на судах БОПа. В 1972 г. был принят на работу в Управление пароходства, где работал инженером теплотехнической партии, линейным инженером-механиком, заместителем начальника службы судового хозяйства. В 1984 году был назначен главным инженером Петрозаводской РЭБ флота. В 1985 г. по направлению горкома КПСС направлен директором ПО «Железобетон», где проработал до 1988 года. В 1988 году участвовал в выборах директора Петрозаводской РЭБ флота. В результате был избран директором Петрозаводской РЭБ флота. В 1992 году назначен директором совместного российско-германского предприятия «Онего-Арминиус Шипбилдерс».
В 1997 году Советом директоров АО «Беломорско-Онежское пароходство» утвержден исполняющим обязанности Генерального директора ОАО «БОП» В 1998 г. в результате перевыборов уволился из ОАО «БОП».
Дальнейшая трудовая деятельность:
1997 – 1999 начальник управления Министерства экономического развития Республики Карелия. С 1999 г. генеральный директор ОАО «Авангард». С 2009 г. на пенсии.

ИСТОРИЯ ОДНОГО РЕЙСА.

Пятьдесят восемь лет назад теплоход «Беломорский-14» выполнил первый в истории Беломорско-Онежского пароходства рейс в заграничном плавании. Это также был первый загранрейс судов класса “река-море” в истории Министерства речного флота.

К сожалению, фотографии теплохода «Беломорский-14» найти не удалось.
Осенью 1963 года совсем новый теплоход «Беломорский-14» уходил в первый заграничный рейс. Конечно, порт Котка — это совсем рядом. Ближе, чем Хельсинки, ближе, чем советский Таллинн. Но — это особый рейс. Достаточно ознакомиться с историческим приказом начальника Беломорско-Онежского пароходства В. Л. Успенского. Помполитом идет заместитель начальника пароходства А. Г. Мерескин, опытный судоводитель В. А. Басаргин — рулевым-мотористом. В составе экипажа и заместитель начальника службы грузовой и коммерческой работы пароходства В. В. Петкель.
В сентябре 1963 года Управление лесной и деревообрабатывающей промышленности Карельской АССР «КАРЕЛЛЕСПРОМ» обратилось в управление БОПа с просьбой перевести 4,5 тысячи кубометров пиломатериалов из Пудожского и Керетского лесозаводов в финский порт Котка для фирмы «Энсо Гутцайт» АО «Нурминен». Министерство речного флота РСФСР рекомендовало пароходству направить в порт Котка грузовой теплоход «Беломорский-14». 15 октября 1963 года, после соответствующей подготовки, «Беломорский-14» с пакетированными пиломатериалами на борту вышел из Петрозаводска в Финляндию. В трюмах и палубном караване судно приняло на борт 760 тонн груза.
Экипаж из 17 человек возглавлял капитан Юрий Андреевич Антонов.
Первый рейс длился две недели. А в период с 28 октября по 9 ноября 1963 года теплоход «Беломорский-14» совершил второй рейс Шала — Котка — Петрозаводск. Всего за два рейса было перевезено 1 530 тонн пиломатериалов.
В течение 1963–1968 годов «Беломорский-14» работал на линии Шала — Котка, она была для теплохода постоянной.
Год 2000-й. Теперь уже – далекое прошлое. Пароходство работало как акционерное общество. Возродилась бассейновая газета, теперь она называлась “ЧИСТАЯ ВОДА”. 31 мая там появилась заметка о капитане, кто в очень далеком 1963 году впервые в истории БОП-ва повел грузовой теплоход в заграничный рейс. О капитане, стоявшем на капитанском мостике “Беломорских”, “Балтийских”, “Сормовских”, “Волго-Донов” в течение 40 лет. Юрий Андреевич АНТОНОВ – один из капитанов эпохи расцвета пароходства, свидетель неудач и исчезновения БОП-ва, как крупного международного морского перевозчика.
Антонов Юрий Андреевич (1935-2019), капитан Беломорско-Онежского пароходства. Родился г. Кустанай Казахской ССР (ныне – г. Костанай, Казахстан) в крестьянской семье. Окончив в 1950 сельскую школу-семилетку, в том же году поступил и в 1954 завершил обучение на судоводительском отделении Рижского речного училища. По направлению прибыл в Беломорско-Онежское пароходство, где с 1954 трудился в должности помощника капитана теплохода «Видлица»; через год был переведен старшим штурманом упомянутого судна. В 1959 назначен капитаном т/х «Беломорский-12», на котором выполнял рейсы с портов Белого моря в г. Ленинград (ныне – г. Санкт-Петербург) и республики Прибалтики. Возглавив в 1963 команду т/х «Беломорский-14», совершил первый в истории Министерства речного флота РСФСР рейс за границу, доставив партию пиломатериалов из карельского порта Шала в финский порт Котка. В 1970, будучи капитаном дальнего плавания, открыл новую линию по перевозке грузов из г. Череповец Вологодской обл. в Болгарию. В должности капитана отработал около 40 лет, руководя экипажами новых типов судов: «Балтийский-5», «Балтийский-10», «Балтийский-35», «Балтийский-54», т/х «Буревестник Революции», т/х «Волго-Дон». Выйдя в 1995 на заслуженный отдых, в течение двух лет продолжал трудиться капитаном морских судов в частной компании «Пилигрим» (г. Рига, Латвия). Внес большой вклад в освоение и развитие перевозок грузов в судах смешанного «река-море» плавания. Награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалями, ведомственными знаками отличия.
Об капитане АНТОНОВЕ часто рассказывала газета “ВОДНИК КАРЕЛИИ”. А 21 июня 1986 года солидную статью на своих страницах разместило центральное издание -газета “ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ”

ПАМЯТНОЕ СОБЫТИЕ 60-х
О нем писали газеты

Николай Архипович КРЯЧКОВ (1927-2002).

«Яркой страницей в истории отечественного речного судоходства стал рейс беломорского теплохода «Балтийский-18». 26 июля 1964 г. судно вышло из Мурманского порта, имея в трюмах 1700 т апатитового концентрата для Сумгаитского суперфосфатного завода в Азербайджане. Команда теплохода во главе с капитаном Н. А. Крячковым и старшим механиком И. П. Бакманом успешно преодолела за 15 суток путь до Баку в 5541 км, из них по рекам – 3836 и морям – 1705 км». Такая информация появилась однажды в центральных газетах, а в отраслевом журнале «Речной транспорт» – подробный репортаж с фотографиями. За осуществление этого ответственного рейса Н. А. Крячков и И. П. Бакман были награждены знаками «Отличник соцсоревнования речного флота». Николай Архипович Крячков родился в 1927 году в Воронежской области. Служить попал на Северный флот. Его флотская биография началась с участия в кампании по перегону судов, полученных по репарации из Германии. Специальность судоводителя он приобрел в Архангельске. Затем был откомандирован в распоряжение Беломорско-Онежского пароходства для работы на судах Беломорской пристани, где трудился штурманом на морских буксирах «Игарка», «Моряк Матюшенко», «Полярник», «Титан». В 1963 г. назначен капитаном на теплоход «Шала», а в 1964 на «Балтийский-18».Успешную и безаварийную работу он продемонстрировал на так называемой «балансовой» линии по перевозке леса из Архангельска и Онеги в порты Прибалтики. В 1973 г. его, как грамотного и опытного специалиста, назначают представителем Беломорско-Онежского пароходства в Архангельск, где он координирует грузовые работы и обслуживание судов БОП. С 1978 г. Николай Архипович – капитан на «Балтийском-53» и вновь на «Балтийском-18», а с 1980 г. – на «Волго-Балт-227».Последний этап его трудовой деятельности связан с переездом в Беломорск. Здесь, в порту Н. А. Крячков работал начальником штаба гражданской обороны с 1988 г. до выхода на заслуженный отдых в 1991 г. Капитан Н. А. Крячков с честью получил звания: «Лучший капитан Министерства речного флота», «Ветеран Беломорско-Онежского пароходства», «Ветеран труда РФ», он также награжден Почетными грамотами Президиума Верховного Совета КАССР, Совета Министров КАССР, Министерства речного флота. Имя Николая Архиповича Крячкова занесено в Книгу Трудовой Славы Беломорского морского порта.
На снимке : т/х «Балтийский-18» на погрузке баланса. 1968 г.

Теплоход СОРМОВСКИЙ-45
Горынцев Виталий Анатольевич, капитан дальнего плавания Беломорско-Онежского пароходства. Родился 7.04.1940 года в пос. Шипицыно, Котласского района Архангельской области в семье рабочего и педагога. После окончания 8кл. Шипицынской средней школы в 1955 поступил на судоводительское отделение Архангельского мореходного училища (ныне Арктический морской институт им. капитана В.И.Воронина) . В 1960 завершив обучение, приступил к работе матросом т/х «Уралмаш», т/х «Сура» Северного морского пароходства. В 1962 назначен 3-м штурманом судна-спасателя «Протей»,затем в аналогичной должности на буксире «Полярный» вышеназванного пароходства. В 1963 перешел на работу в должности капитана рейда причала Архангельск от Беломорской пристани. В 1964 Горынцев В.А.назначен 2-м штурманом, а в 1965-ст.штурманом морского буксира «Титан» Беломорско-Онежского пароходства где трудился до 1968. Неоднократно участвовал в составе экипажа буксира в арктических рейсах по перегону речных судов Северным морским путем на реки Сибири. В период 1968-1971 проходил срочную службу на большом противолодочном корабле “Красный Кавказ” Краснознаменного Черноморского флота.

Воинское звание капитан-лейтенант. После демобилизации вернулся в Беломорск где продолжил работу на судах загранплавания БОП-а : 1971- ст. штурман т/х Балтийский-66, В 1975 назначен капитаном т/х Морской-3. В 1979-капитан т/хБалтийский-34. В 1982 — капитан т/хСормовский-45, поступившего из нового судостроения, где успешно трудился до 2000 г. После выхода на пенсию еще десять лет, до 2011 работал капитаном на судах компании «Маршип» г. Москва. В.А.Горынцеву в 1964 присвоено звание «Лучший штурман МРФ». Капитан Горынцев В.А. благодаря высокой квалификации и опыту обеспечивал безаварийную работу возглавляемых им экипажей, совершая рейсы в порты Западной Европы, Средиземноморья, Балтики , Каспия , северных морей и внутренних бассейнов СССР. Он воспитал до десятка специалистов судоводителей, многие из которых стали в последствии капитанами. В 1988 в результате грамотно проведенной спасательной операции в Балтийском море была спасена команда иностранного катера терпящего бедствие. Капитан Горынцев В.А. награжден медалью «За спасение утопающих». Его многолетний труд отмечен значками «Отличник соцсоревнования речного флота», «Почетный работник речного флота», медалями.