«ОСУДАРЕВА ДОРОГА» – ВЫДУМКА МИФОТВОРЦЕВ?

Ночь. Нюхча. 1 июня 2015 г. Фото Виктора Дрягуева

С именем Петра I принято в нашей истории связывать либо новации в жизни современной ему России, либо какие-то грандиозные проекты.

Один из таких приписываемых ему проектов – знаменитая «осударева дорога». Эта дорога потребовалась царю якобы для выполнения оригинального тактического маневра – нанесения внезапного флангового удара, позволяющего на просторах Ладожского озера разгромить шведскую лодочную флотилию. По лесной дороге, соединяющей побережье Белого моря и Онежское озеро, он собирался организовать перевозку двух сравнительно крупных и 11-ти маломерных судов, которые поморские крестьяне называли «буеры». Дорога должна была пройти от деревни Нюхча на южном побережье Белого моря на юго-запад до Повенца на побережье Онежского озера. Это расстояние по одним источникам 160 верст, а по другим – 185 верст. Напомним, что верста в то время составляла 1080 метров. Многие отечественные историки, литераторы, краеведы изображают «государеву дорогу» как одну из грандиознейших строек петровского времени.

Давайте взглянем на карту. В петровские времена Онежское озеро полностью находилось на территории России в двухстах километрах от шведской границы, рекой Свирь оно соединялось с Ладожским озером, западный берег которого принадлежал Швеции. Проще всего в Ладожское озеро можно было попасть прямо из Новгорода, где традиционно было развито судостроение. Для этого достаточно было из Новгорода спуститься по Волхову к старинному русскому городу Ладоге на берег Ладожского озера. Принадлежавшее России побережье Ладожского озера составляло более 300 километров, поэтому скрытно сосредоточить на его берегу воинские силы не представляло большой сложности.

Однако, Петр Алексеевич пошел другим путем: из Архангельска на Соловки, с Соловков на Нюхчу, с Нюхчи на Повенец, через Онежское озеро по Свири вышел на принадлежащий России восточный берег Ладожского озера. Очень странный, трудозатратный и логически ничем не оправданный маневр!

Но все те, кто тщательно зачищал и фальсифицировал историю петровских деяний об этом не пишут, а вот «государева дорога» в связи с этим «стратегическим» маневром вошла в историю как великая стройка ХVIII века, аналогичная Беломорканалу или БАМу в наше время. Мы же полагаем, что это очередной миф, и что «государева дорога» на самом деле была проложена беломорскими крестьянами задолго до петровского времени.

Она служила для снабжения Поморья железом. Это был достаточно короткий и безопасный путь, позволяющий поставлять в Беломорье олонецкое железо из Карелии. Если бы не было кратчайшего тракта, соединявшего Карелию и Беломорье, то карельское железо нужно было бы везти по огромной дуге на Ярославль, Вологду, Великий Устюг и сплавлять по Северной Двине – путь составил бы почти 1,5 тысячи километров! Можно, конечно, было сплавлять и по реке Онеге, но как преодолеть пороги, на которых разобьет о камни тяжело нагруженные барки?

Мы утверждаем, что, на самом деле легендарная «осударева дорога» была проложена задолго до появления на севере «осударя» Петра Алексеевича. Почему мы так считаем?

Доказательства можно найти в «Юрнале», который скрупулезно фиксировал каждый шаг пребывания на севере царя Петра. Заглянем в него вместе.

8 июня 1702 года, находясь в Архангельске на Мосеевом острове, Петр I отдал наказ писарю бомбардирской роты Ипату Муханову: «Ехать из Архангельска морем до Онеги, а тою рекою вверх для проведывания ближайшего и свободного водного и сухого пути к Олонцу».

Писарь Ипат Муханов и бомбардир-сержант Михайло Щепотьев незамедлительно приступили к выполнению задания и уже к концу июня собрали на постройку «осударевой дороги» до пяти тысяч крестьян.

Нам кажется, что в этой записи из походного «Юрнала» содержится достаточно веское доказательство того, что никакой постройки «осударевой дороги» не было, и Петр Алексеевич воспользовался готовым трактом или зимником.

Доказательство первое: сроки исполнения.

8 июня дается задание найти путь к Олонцу, а уже через 3 недели – в конце июня, 5000 крестьян начинают якобы строить дорогу.

За 3 недели Ипат Мухин должен был успеть:

– доплыть морем до Онеги (это займет в зависимости от погоды 1-2 дня),

– проехать непроходимыми лесами и болотами, преодолевая многочисленные ручьи и реки, 185 верст на юго-запад до Онежского озера,

– разведать и разметить трассу,

– вернуться обратно (еще 185 верст пути)

– успеть собрать из разбросанных по всему побережью крошечных деревушек 5000 крестьян!

По точным подсчетам историков «осударева дорога» от Усолья Нюхче до Повенца – 185 верст, а не 160, как это указывается постоянно в современных источниках.

Пройти 370 верст (до Олонца и обратно) по совершенно нехоженым местам и выбрать наиболее удобный путь, по которому должна была пролечь дорога через непроходимые болота и лесные чащи всего за 20 дней невозможно. Спросите об этом любого топографа. Даже просеки-визирки, по которым будет прокладываться будущая трасса, прорубить не успеешь.

Если учесть, что местность, по которой должна была пройти «осударева дорога», не была нанесена на карту, то, очевидно, что одному человеку (даже в сопровождении большого отряда) выполнить данную рекогносцировку местности и наметить оптимальные пути движения в указанные сроки просто не удастся. Да и 370 верст – это кратчайшее расстояние, а в тайге никто и никогда не ходит по кратчайшему пути, пока огибаешь непроходимые топи, завалы-буреломы, береговые обрывы, холмы и возвышенности получиться путь не менее 500 верст (около 540 километров).

Доказательство второе:

-Петр Алексеевич приказал подниматься вверх по реке Онеге с целью поиска путей выхода на Олонец. Мухин и Щепотьев по реке не пошли, а отправились к деревне Нюхча на Беломорском побережье, т.е. прямо нарушили наставления гневливого царя. Пойти на такое очевидное самовольство можно было только в одном случае – если они были абсолютно уверены в успехе своего предприятия.

12185459_424781487718159_4818191759742779896_oНюхча находится почти в 70 километрах западнее от реки Онеги, и случайно оказаться там рекогнсцировщики не могли, у них просто времени не оставалось на столь дальний поиск.

Почему они это сделали? Потому что сержант Щепотьев был местным, беломорским, и вполне мог знать, что от Нюхчи начинается древний монастырский тракт или зимник к Олонцу, по которому Соловецкий монастырь получал олонецкое железо.

Вот при таком раскладе становится понятным, почему вместо проведения топографической съемки и блуждания по лесам, бравые преображенцы незамедлительно начинают собирать крестьян со всего Беломорья.

При наличии освоенного годами маршрута их задача значительно упрощалась: не нужно было продираться через непроходимые заросли и гиблые болота. Достаточно было проехать по дороге и отметить, где следует подновить гати, где отремонтировать мосты, где вырубить разросшиеся на обочине деревья. То есть речь шла не о строительстве дороги ударными темпами в кратчайшие сроки, а о выборочном ремонте уже существующей.

Вот и вся великая стройка!

В Архангельской области есть немало краеведов, которые с гордостью рассказывают о «осударевой дороге» и занимаются ее изучением. Действительно, тут есть чем гордиться. Это дорога наших предков, по которой за века прошли тысячи и тысячи людей. Краеведам-поисковикам мы предлагаем еще одно направление в изучении «осударевой дороги»: – попробуйте найти подтверждение того, что дорога существовала задолго до начала ХVIII века. На «осударевой дороге» местами сохранились гати через болота, дерево в кислой среде болот может сохраняться тысячелетиями. Можно попытаться выяснить – не было ли под петровскими гатями более древних настилов. Может быть, там лежат стволы деревьев, срубленных в 15-17 веках? Хотя их может там и не оказаться. Если «осударева дорога» была проложена по старому зимнику, то естественно, что никаких допетровских гатей быть не должно: – зимой по санному пути мостить замерзшие болота никто не будет.

Так что вполне очевидно, что «осударева дорога» была проложена или по древнему тракту, или по зимнику, соединяющему Олонец с Беломорьем.

«Осударева дорога» – еще одна легенда постпетровской поры. «Осударевой» она стала только потому, что царь один раз изволил по ней проехать.

Людям свойственно мифологизировать прошлое. И это хорошо, но до определенного предела. Любая сказка – ложь, да в ней намек…

А если уж кому-то очень хочется заниматься мифотворчеством – обратите свой взор к берегам Северной Двины.

Книга "Царь Ероха" - В.В. и Н.Б. Лисниченко
Книга “Царь Ероха” – В.В. и Н.Б. Лисниченко

Выйдите на берег великой северной реки в любой точке и можете быть совершено уверены – именно здесь 5 раз проплывал царь Петр I, а с ним Меншиков, Лефорт, царевич Алексей, виднейшие царедворцы, преображенцы и семеновцы – то есть на берегах Двины побывала почти вся политическая элита петровской поры. Почему 5 раз? Четыре раза (в Архангельск и обратно) по Северной Двине, а в пятый раз проплыл сюда по реке, а вот возвращался уже по «осударевой дороге».

На юге очень любят рассказывать нашим туристам самые разнообразные легенды, хотя полетом фантазии они не отличаются: «здесь дэвашка плакала – водопад образовался», «джигит прыгнул со скалы – превратился в орла, во-о-н летает…» и т.д.

У нас для исторического мифотворчества возможности намного более обширные, нужно только не уходить слишком далеко от исторических реалий, а опираться на действительные события.

«Вот тут, на бережку, на этом самом месте Петр Алексеевич сбитень пил, а здесь у костра сидел, а тут изволил из пушечки стрельнуть, а тут Алексашку Меншикова дубиной по спине колотил, а вот у этого островка своей белой рученькой изволил карлика-шута за борт скинуть…». Одним словом, выведи приезжего туриста на берег Двины-матушки и расскажи про царя-батюшку – все на правду будет походить и все будут в абсолютном восторге.

DSC_0212(глава из рукописи книги «Царь Ероха»)

Текст для сайта «Поморский берег» подготовлен

авторами книги «Царь Ероха»

Лисниченко Валерием Васильевичем и

Лисниченко Натальей Борисовной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.