Море, флот, люди

Первые морские капитаны Беломорско-Онежского пароходства

Стрелков Петр Алексеевич (1918-1986), капитан дальнего плавания Беломорско-Онежского пароходства. Родился в с. Патракеевка Архангельской губ. (ныне – Приморский р-н Архангельской обл.) в семье потомственного помора. Окончив в 1930 начальную сельскую школу, трудовую деятельность начал рыбаком артели на Баренцевом море. С 1934 по 1938 учился на судоводительском отделении Мурманского морского техникума. С 1942 по 1951 сидел в лагере; был осужден на 10 лет каторги, как сам писал в биографии, «за неблагонадежность мыслей», выпущен на свободу спустя 9,5 лет. После освобождения был принят на должность старшего штурмана буксирного парохода «Игарка» Беломорской пристани Беломорско-Онежского пароходства. В 1952 назначен капитаном парохода «Сахалин», в 1953-капитан буксира «Моряк Матюшенко», в 1954 –1959 капитан морского буксира «Титан»; в период с 1959 по 1964 – капитан наставник Беломорской пристани. В 1963 организовал и возглавил по совместительству службу портового надзора – подразделение службы капитана порта Архангельск при Беломорской пристани, которая с 1976 вошла в структуру Беломорского морского порта. Внес значительный вклад в становление морских перевозок в Беломорско-Онежском пароходстве. В 1965 Стрелков П.А. назначен первым начальником службы безопасности судовождения БОП. Несколько раз был удостоен звания «Лучший капитан Министерства речного флота». Увлекался литературной деятельностью; его рассказы часто публиковались на страницах газет «Беломорская трибуна» и «Водник Карелии», в журнале «Север». В 1979 опубликовал книгу «Море бывает разное»; позже издал документально-художественная повесть «Побег», написанную им в содружестве с писателем Станиславом Панкратовым, о восстании в созданной англо-французскими интервентами ссыльнокаторжной тюрьме на острове Мудьюг в Белом море, где в центре повествования – его родной дядя, Стрелков Петр Петрович (1887-1941), активный борец за установление Советской власти на Севере, впоследствии – первый председатель губернского исполкома Архангельского уезда. Награжден орденом «Знак Почета», медалями, ведомственными знаками отличия. Его именем – «Петр Стрелков» – назван речной сухогруз Беломорско-Онежского пароходства, модернизированный на стапелях Онежского судостроительного завода для плавания с выходом в морские воды.

Проккуев К.Г.

Проккуев Константин Григóрьевич (1932-2018), капитан дальнего плавания Беломорско-Онежского пароходства. Родился в с. Сумский Посад (Сумский Острог) Беломорского р-на Автономной Карельской ССР (впоследствии – Карельская АССР, ныне – Республика Карелия) в семье потомственных моряков. Окончив в 1949 восемь классов средней школы, в том же году поступил на судоводительское отделение Беломорской мореходной школы, после окончания которой с 1952 по 1962 работал штурманом, капитаном на судах Беломорской базы Гослова Министерства рыбной промышленности СССР. Без отрыва от производства в 1955-1956 учился в Ленинградской школе командного состава на штурмана дальнего плавания. В 1958 назначен на должность капитана рыболовного траулера «Ола» Беломорской базы Гослова. В 1959 заочно окончил Мурманское мореходное училище (ныне – в составе ФГБОУ ВО «Мурманский государственный технический университет»), что позволило получить диплом капитана дальнего плавания. С 1962 до выхода на пенсию в 1988 трудился в Беломорско-Онежском пароходстве, где в эти годы, как и на всем речном транспорте страны, шло обновление флота и требовались новые кадры судоводителей и судомехаников, при этом особое место отводилось современным судам смешанного «река-море» плавания. Один из инициаторов развития грузоперевозок в судах смешанного «река-море» плавания. Осенью 1963 экипаж грузового теплохода «Балтийский-10» под его руководством первым выполнил экспериментальный рейс из порта Кемь (Карелия) в порт Мурманск, доставив карельский лес в столицу Заполярья и доказав целесообразность использования подобных судов в озерно-морских условиях. На основе результатов этого рейса Регистр СССР (ныне – Российский морской регистр судоходства) разрешил эксплуатацию судов «река-море» плавания в открытых морях. В июне 1964 возглавляемый им экипаж названного т/х открыл движение крупнотоннажных судов с Онежского озера по введенному в эксплуатацию Волго-Балтийскому судоходному каналу, совершив рейс из Кандалакши в Череповец с грузом железорудного концентрата. В 1965, руководя командой т/х «Балтийский-34», впервые доставил в порт Пирей (Греция) пиломатериалы из Петрозаводска, открыв для судов смешанного плавания морские порты Западной Европы и Северной Африки; в 1966-1967 рейсами т/х «Балтийский-56» положил начало эксплуатации судов «река-море» в зимнем и круглогодовом дальнем плавании на Черном и Средиземном морях. С 1966 работал капитаном-наставником БОП, передавая свой богатый судоводительский опыт молодым штурманам и капитанам, периодически выходя с ними в рейсы. С 1969 по 1988 трудился в должности заместителя начальника Службы безопасности судовождения и штурманского обеспечения БОП. Выйдя на пенсию, продолжал активно заниматься общественной деятельностью. По его инициативе к 575-летию родного села (2011) в нем был установлен памятник поморам – выходцам из села, столетиями бороздившим моря и океаны (многие из них получили образование в той же мореходной школе). Собиратель фольклора; автор «Сборника морских песен», опубликованного в 2005 ООО «Издательский дом «ПетроПресс» (г. Петрозаводск). Награжден медалями, ведомственными знаками отличия.

На переломе судьбы

В жизни многих людей неожиданно, помимо их воли и желания происходят случаи и события кардинально меняющие установившийся порядок и даже судьбу. Вспоминаются примеры из жизни уважаемых в коллективе людей, преданных своей профессии замечательных специалистов кто внес заметный вклад в развитие Беломорско-Онежского пароходства. Многие годы на судах и в мастерских Беломорской пристани работал судомеханик, выпускник Ленинградского речного училища Борис Михайлович Шипов. В середине 60-х его перевели на ответственную должность главного инженера предприятия где он проявил незаурядные способности как технический руководитель и организатор ремонта приписного флота составляющего паровые буксиры, лихтера и самоходные грузовые суда смешанного «река-море» плавания. Расширялись мастерские, появлялись объекты социальной сферы поселка водников. На смену парома в 1970 был наведен понтонный разводной мост через Беломорско-Балтийский канал. Возросла ответственность главного инженера по контролю за соблюдением технологических процессов и безопасности труда.
И вот случай, темной полосой, отложившийся в биографии этого человека. В лебедочной наплавного моста, во время его разводки, лебедчица увидела перекос в укладке троса на барабан лебедки. Откинув защитный экран из металлической сетки, она решила с помощью ломика изменить направление движения ходового троса. К великому сожалению ей этого сделать не удалось. Женщина получила тяжелейшую травму не совместимую с жизнью и погибла. Печально, семья и дети остались без хозяйки и матери. Результат, проведенного инспектором по труду, расследования по отношению к главному инженеру был суров. На основании его заключения, приказом по пароходству Шипов Б.М. был снят с занимаемой должности. Трудно согласиться, что его обвинили обоснованно, но кого же еще как не его. Ведь случай произошел на производстве с тяжелыми последствиями, а то что там присутствовал «человеческий фактор», как теперь говорят, это лишь косвенное обстоятельство. И вот перелом судьбы. В Беломорской базе государственного лова рыбы (ББГЛ) главным инженером работал Александр Николаевич Виноградов, ныне живущий в Петрозаводске, в период 1961-1962 возглавлявший Беломорскую РЭБ. Он знал Шипова Б.М. по совместной работе и поддержал товарища, предложив занять должность заместителя главного инженера ББГЛ … по технике безопасности, где последний и трудился многие годы.
Другой случай, рассказанный Константином Григорьевичем Проккуевым. Капитан Проккуев К.Г. успешно работал на рыбопромысловом флоте ББГЛ. Как он подчеркивал: «Капитан должен быть не только судоводителем, но и удачливым рыбаком, умеющим найти рыбу». В Базе были заслуженные капитаны-промысловики, имевшие правительственные награды. Оценку их труда по итогам года руководство давало исходя из процентов перевыполнения плана. К передовикам вплотную приближались молодые успешные капитаны. Так вернувшись с очередного многомесячного рейса из Атлантики, по сводкам с района промысла траулер капитана К.Г.Проккуева обновил рекорд по добыче рыбы, оставив позади себя тех кого привыкли считать первыми. Однако на годовом собрании рыбаков Базы в Мурманске чествовали победителем соревнования другой экипаж. Соответственно его и объявили о награждении премией. После окончания мероприятия Константин Григорьевич подошел к руководителю с вопросом почему так произошло, что его траулер имевший более высокие уловы остался не отмеченным. На это ему ответили,что оценивали по совокупности за продолжительный период времени. Вернувшись на судно, капитан был вынужден рассказать команде о итогах собрания, что было воспринято людьми с горечью и возмущением. После случившегося Проккуев К.Г. подал заявление на увольнение из Базы. И это стало переломом судьбы. Приехав в Петрозаводск он поступил на работу в Беломорско-Онежское пароходство, где трудился на протяжении 26 лет. Он первый капитан дальнего плавания. К.Г.Проккуев прошел славный путь как открыватель новых линий, капитан-новатор, наставник, заслуженный работник Беломорско-Онежского пароходства.

Ю.П. Лежнев

А.П. Смирнов

Смирнов Алексей Петрович (1933-2017), организатор произ-ва. Родился в с. Воронежская Лозовка Хлевенского р-на Центрально-Чернозёмной (ныне – Воронежской) обл в многодетной семье шкипера. После Великой Отечественной войны переехал с родителями в г. Беломорск Карельской АССР (ныне – Республика Карелия). Окончив семь классов средней школы, начал трудовую деятельность матросом на лихтере, помогая отцу, а затем матросом на морских буксирах Беломорской пристани, одновременно получая обучаться профессии судоводителя в 1960 году на курсах судоводителей судов валовой вместимости до 200 рег.тонн, а затем в 1967 в открывшемся в Беломорске филиале Петрозаводского речного училища (ныне – Беломорско-Онежский филиал ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова»). Ходил штурманом на разных буксирах по Белому морю. Его последний буксир где он работал капитаном в 1965-66 годах назывался «БЕРИНГ». В 1971 году после завершения обучения в Петрозаводском речном училище А.П. Смирнов назначен капитаном теплохода «Балтийский-53». В Беломорско-Онежском пароходстве трудился 35 лет – матросом, штурманом, капитаном на морских буксирах и сухогрузах «река-море». До перехода на работу в ГИМС в 1995 году, более десяти лет работал капитаном «Сормовского-14», выполняя рейсы в загранпорты стран Европы. Получил заочно еще одно образование – закончил Ленинградское мореходное училище. Первый руководитель Государственной инспекции по маломерному флоту Карелии; в период с 1995 по 2015 годы был начальником Государственной инспекции по маломерным судам КАССР, а затем и Республики Карелия. На этом посту отважный капитан проработал ровно 20 лет. И здесь пригодились его знания и опыт. В подчинении Смирнова было 30 госинспекторов на всю Карелию, на все многотысячные карельские водоемы. Задача руководителя состояла в том, чтобы наладить работу в районах, выбрав главные приоритеты деятельности ГИМС, направленные в первую очередь на обеспечение безопасности населения республики. За время работы в Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Республике Карелия Смирнову приходилось встречаться с разного рода щекотливыми ситуациями, но специалисты ГИМС, под его началом, выходили из них с честью. Смирнов Алексей Петрович награжден орденом Трудового Красного Знамени (1966 г), медалями, ведомственными знаками отличия.