История

Записки из миссионерских путешествий по Архангельской Карелии

Записки из миссионерских путешествий по Архангельской Карелии.
(Очерк религиозно-нравственного состояния приходов Архангельской Карелии).
————————-
ПРЕДИСЛОВИЕ
Архангельские карелы, населяющие в настоящее время преимущественно западную и юго-западную часть Кемского уезда, хотя и принадлежат к финскому племени, но, находясь ещё с 12 в. под влиянием господствующего русского народа, настолько слились с ним, что заимствовали от него не только веру православную, но и образ жизни, нравы и обычаи; многие из карел даже весьма хорошо говорят по-русски, хотя, в семье предпочитают говорить на своем карельском языке, весьма близком к финскому. До известного в России революционного движения, бывшего между 1905-1907 г.г., карелам недостаточно уделялось внимания со стороны как государственной, так и церковной власти; но после того, когда в это тревожное время стали вторгаться в Беломорскую Карелию проповедники панфинской лютеранской пропаганды, которые, называя карел “своими родными братьями”, стали предлагать им свою веру, западную культуру финнов, их нравы и обычаи, Карелия сделалась предметом внимания русских деятелей, которые стали прилагать усиленные заботы как о внешнем, так и внутреннем её благоустройстве. В это время между прочими благотворными мерами, способствующими теснейшему сближению карел с русскими, предложено было Архангельским епископом Михеем и признано со стороны правящей церковной власти целесообразным учредить в Архангельской епархии кафедру викарного епископа, который, нося наименование “Кемский”, был бы верным стражем духовных интересов Архангельских карел. Согласно своему назначению епископ Кемский архипастырскую и в особенности миссионерскую свою деятельностью в Архангельской Карелии должен был служить центром, регулирующим действия пастырей карельских приходов, воспламеняющим их дух к соответствующей их призванию деятельности и направляющим их духовные силы с возможно большею производительностью к успешному воспитанию вверенных их пастырству духовных чад и утверждению их в истинах православной веры. Первый жребий совершать это великое святительское служение среди Архангельских карел выпал на долю мне, автору этих строк. Весьма продолжительные мои путешествия по всем карельским приходам дали мне возможность хорошо познакомиться с духом карельского народа и с его религиозно-нравственным состоянием: сведения об этом я получал то чрез беседы с пастырями приходов и лицами военного и гражданского служебного персонажа, близко стоящими к жизни карельского народа, то путем личных наблюдений над образом жизни карел; таким образом я получил ясное представление о том, насколько близки карелы по вере, нравам и языку к русскому народу. В виду того, что многие из моих знакомых, в особенности пастырей Церкви очень интересовались этим вопросом и желали иметь относительно его точные и подробные сведения, между тем как имеющиеся печатные сообщения по этому предмету весьма кратки, не всегда точны, а иногда тенденциозно неверны, я решил, наконец, поделиться своими впечатлениями и издать записки моих миссионерских путешествий по Архангельской Карелии, при чем попутно бегло коснулся состояний и некоторых русских приходов и в особенности тех, которые близко прилегают к Архангельской Карелии и сродны ей по духу.
Е.В.

стр. 1

продолжение на стр. 2

Страницы ( 1 из 7 ): 1 234567Следующая »