ИсторияКарелы

Записки из миссионерских путешествий по Архангельской Карелии (продолжение)

стр. 3

Архангельская Карелия состоит из 15-ти приходов с населением несколько более 25 тысяч человек; ближайший к г. Кеми, лежащий к западу от него, называется Подужемским, к которому мы теперь направили свой путь.
В Подужемье настолько проникло русское влияние, что почти нигде не слышно карельского говора. Это объясняется тем, что подужемцы, которых главный промысел рыболовство, занимаясь ловлей семги на р. Кеми, постоянно входят в тесные отношения с русскими. Но влияние русских на подужемских карел, к сожалению, более дурное, чем благоприятное, потому что на промыслах они скоро научаются от русских винопитию и сквернословию. Вообще в Подужемье, как это заметно и во многих русских приходах, отхожий промысел неблагоприятно действует на образ жизни прихожан: они отвыкают от храма Божия, делаются как бы чуждыми членами своей домашней семьи, мало о ней заботятся и вообще в большей или меньшей степени нравственно растлеваются; некоторые из подужемцев, знакомясь на промыслах с русскими раскольниками, делаются также склонными к расколу. В приходском храме села Подужемья я встретил почти только одних женщин и детей, из мужчин были только одни старики, которые, как и женщины, остаются дома и на промысел не ходят по слабости сил. Желая, чтобы и отшедшие из домов на промысла не остались без потребной для души пищи, я в церковном поучении своем к прихожанам “о животворном действии на душу Слова Божия”, просил присутствующих старцев женщин, особенно матерей, передать отшедшим далеко от храма Божия завет мой архипастырский – восполнять, хотя несколько, продолжительное отдаление свое от храма и лишение благодатных средств, находящихся в нем, ко спасению душ посильным чтением Евангелия, которое они должны всегда брать с собой, уходя на промысел, а также некоторыми краткими молитвами. При благословении мною были розданы прихожанам брошюры противо-раскольнического содержания и бичующие страсти пьянства и сквернословия. После беседы со взрослыми, я стал испытывать здесь же в храме знание детьми Закона Божия; к моему удивлению дети не только отчетливо говорили по-русски, но и давали весьма удовлетворительные ответы на задаваемые им вопросы. Я вообще люблю в церкви экзаменовать детей и нахожу в этом двойную пользу: ответы детей несомненно интересуют родителей и также знакомят с объяснением истин веры множество людей, находящихся в храме; когда же затем, как это я постоянно делаю, я начинаю подробнее разъяснять всем ответы детей, то такая катехизическая беседа бывает полезна вместе и родителям и детям и вообще присутствующим в храме. По выходе из церкви, мы пошли осматривать здание церковно-приходской школы, выстроенное на средства Кемского купца г. Дятлева; оно, будучи просторным, светлым, теплым и уютным, оставило в нас приятное впечатление. Нам сообщили, что г. Дятлев также строитель церкви в Подужемье, и мы, будучи на обратном пути в Кеми, приносили ему глубокую благодарность за щедродательность и любовь к Церкви. Посетив затем дом священника и простившись с благочинным 1-го округа о. протоиереем Николаем Дьячковым, карелом по происхождению, мы поехали в Маслозерский приход, отстоящий от Подужемья в 40 верстах.

стр. 3

Страницы ( 3 из 4 ): « Предыдущая12 3 4Следующая »