Хозяйка культурного цеха железнодорожников
Придя работать в библиотеку, я буквально сразу познакомилась, а потом и подружилась на долгие годы с Валентиной Макаровной Щелиной. Волею судьбы на первом районном семинаре нас, молодых специалистов, принимали в кульпросветработники и закрепляли за нами ветеранов культуры, опытных специалистов. Так Валентина Макаровна стала моим наставником. И не беда, что она работала в профсоюзной железнодорожной библиотеке, я о ней знала почти всё.
Однажды она рассказала о том, как выжили в годы Великой Отечественной войны:
– Разве забудется то, что пришлось испытать нашей семье, как, впрочем, всем людям. Когда началась война, многим беломорчанам, хотели они этого или нет, пришлось отправиться в эвакуацию. И вот мы едем в далекую Сибирь. Не успели отъехать от дома, как попали в сильную бомбежку. В итоге погибло несколько человек. Сибирь встретила нас неласково: ни работы, ни жилья. Но мама выдержала все тяготы чужбины и сделала все, чтобы сберечь нас, двоих детей.
В 1944 году с радостью узнали, что семьям железнодорожников разрешено вернуться домой. И вот мы в Беломорске. Жизнь начинается с нуля. Мне, несовершеннолетней, очень хотелось работать, ведь нужно было одеваться и кушать. И случай представился. В райкоме комсомола предложили поработать на военных складах, которые располагались на Старчине. Подростков собралось тогда около десяти.
Помню, что со мной работали Аня и Шура Александровы, Альберт Мартынов, Георгий Золотов, Тамара Белоколодская и другие. А делали мы конверты, шашки, шахматы, домино, варили гуталин на улице и под него мастерили бумажные стаканчики. Все это предназначалось солдатам действующей армии. Изготовленную продукцию мы сами же и развозили по воинским подразделениям, расположенным от Беломорска до Кандалакши. Платили ли нам за работу? Наверно. Гораздо отчетливее помнится посещение военной столовой, располагавшейся тогда на нынешнем стадионе. Ели мы там по талонам. Умудрялись накормить еще детишек, ждущих хоть чего-нибудь.
Военное детство не забывается, пусть оно было тяжелым, но мы всегда верили, что впереди нас ждет хорошая жизнь.
В октябре 1946 года восемнадцатилетняя Валентина Щелина пришла на работу в железнодорожную библиотеку. Вначале это была комната в двухэтажном доме на станции. Затем библиотеку «перевели» в деревянное здание, находящееся на стыке двух дорог возле железнодорожного переезда.
Здесь разместился красный уголок станции Беломорск, так что Валентина Макаровна была не только библиотекарем, но и клубным работником. Три раза в неделю были танцы и «крутилось» кино.
Новоселье началось с обустройства. Комсомольцы и молодежь сами настилали полы, строили скамейки. Помощь, конечно, была и от железнодорожников. Построили сцену, стекла в окна вставила НГЧ. Электропроводку провели помощники В. М. Щелиной Т. Федоров, К. Демидов. И жизнь пошла своим чередом. Проводились лекции, обзоры книг, читательские конференции. Художественная самодеятельность процветала. Ставились спектакли, сценки, в которых использовались произведения писателей-классиков. Например, Чехова. В художественной самодеятельности постоянно был занят 21 человек. А постоянных читателей было у нее семьсот человек.
Читали в этой библиотеке семьями. Без книги не представляли себя семьи Гогиных, Лисиных, Копниных, Нефедовых, Качаловых, Маркушевых, Ильютик, Попковых, Иванниковых. Очень хорошо читали машинисты. И они были верными друзьями В. М. Щелиной. Едут, бывало, мимо красного уголка и сигналят, дескать, забирай дрова.
Очень многие стремились на огонек в красный уголок. Одни за интересной книжкой, другие попеть, поплясать.
– Тогда еще, – вспоминает Валентина Макаровна, – не было разделения узла станции на подразделения, и красный уголок был обеспечен всем необходимым. Большую помощь оказывал профком, который возглавлял Т. И. Тимошенко. Через каждые два-три месяца покупалась новая гармонь в красный уголок. Играли на ней многие, гармонь буквально ходила по рукам…
Так библиотека работала до 1972 года. Разумеется, и красный уголок. А потом здание стали заливать грунтовые воды. И библиотеку перевели в новое здание дистанции пути на Портовое шоссе.
Снова обустройство, потому что не были сделаны тамбур, стеллажи. Потихоньку и здесь работа наладилась. Но больше, как вспоминает В. М. Щелина, ей приходилось работать с ПЧ-36. Хотя она не отказывала в проведении мероприятий и в других железнодорожных подразделениях. Проводила «огоньки» для уходящих на пенсию на станции Беломорск, новогодние елки, выезжала на линейные участки как библиотекарь,
В профкоме была бессменным заведующим культурно-массового отдела и также отвечала за работу с детьми.
Когда произошло разделение, для библиотеки настали трудные времена. Никому она оказалась не нужна, когда дело касалось денег. Ответ был однозначен: «Вы не наши».
Но, тем не менее библиотека, которой заведовала В. М. Щелина, жила, приобщала людей к прекрасному, обогащала нравственно и духовно.
В 1983 году Валентина Макаровна вышла на заслуженный отдых.
Всю жизнь В.М. Щелина была беспокойным и ищущим по характеру человеком. Природа одарила ее хорошим голосом, артистическими данными. И она была непременным участником художественной самодеятельности, вместе с А. Зелениным играла в спектаклях. Пела Валентина Макаровна в Поморском хоре, неоднократно вместе с ним была г Москве на фестивалях и декадах народного искусства. Потом стала участницей хора ветеранов войны и труда районного дома культуры.
За многолетний добросовестный труд награждена многими Почетными грамотами Кемского райпрофсожа, присвоено звание «Ветеран труда Российской Федерации».
Галина Пиганова
Источник: Сиверко : литературно-краеведческий альманах. – Беломорск : ОО «Поморский берег», 2015. – 364 с. : ил.
.