Ветераны БОП вспоминают
« Никто пути пройдённого у нас не отберет »
Слова, вынесенные в заголовок, принадлежат популярному в среде моряков писателю, капитану дальнего плавания Конецкому Виктору Викторовичу, чья карьера судоводителя началась в Петрозаводске, как и десятков участников встречи ветеранов Беломорско- Онежского пароходства.
Давно на площади В.И.Ленина не собиралось 7 ноября столько жителей Петрозаводска, как в этом году. Правоохранители лояльно отнеслись к «нарушителям» правил дорожного движения, переходившим площадь к памятнику В.И. Ленина, у которого собрались сотни человек, большинство из которых – моряки. Были возложены цветы, сказаны торжественные слова, слышались радостные приветствия, на смартфоны и фотоаппараты были засняты улыбающиеся лица. Явно ощущалось праздничное настроение.
Да! Седьмое ноября – красный День календаря и никто и ничто не сможет изгладить из памяти значение и величие этого праздника –символа преобразований и достижений нашего Отечества в советский период, как и свершений на жизненном пути, пройденного каждым ветераном.
После общего фотографирования у памятника В.И. Ленину несколько десятков человек перешли в помещение Карельского рескома КПРФ. В зале, на стенах которого портреты Карла Маркса, В.И. Ленина, И.В. Сталина «реял» вымпел Беломорско– Онежского пароходства, на карте отражены пути, пройденные судами пароходства от арктических морей до берегов Африки. Дружеской и непринужденной обстановке в зале способствовало объединяющее прошлое – совместная работа в экипажах судов, коллективах береговых подразделений, командах плавучих кранов, бригадах докеров и судоремонтников. Ведущими после приветствия ветеранов, был оглашен девиз встречи – «Молчание ведёт к забвению!». Собравшиеся на встречу вспоминали добрыми словами ветеранов пароходства, вложивших знания, опыт, душевные силы в общие трудовые дела.
В Беломорско-Онежском филиале ГУМРФ им.адмирала С.О.Макарова восстановлен музей БОП и ПРУ
Время неумолимо! Уходят ветераны, отмечаются юбилейные даты. В 2024 году проводили в последний путь Леонида Митрофановича Алехина – выдающегося эксплуатационника, десятки лет возглавлявшего главную деятельность пароходства–перевозки грузов и пассажиров. В этом году отметил 95–летний юбилей Усов Юрий Максимович, один из руководителей , занимавший ответственные должности на предприятиях БОП в Беломорске, Надвоицах, Повенце, Петрозаводске. Огибин И.А. отметил 90–летний юбилей; Иван Александрович — единственный из представителей Беломорско — Онежского пароходства в системе Минречфлота «вышел в люди», стал членом Коллегии МРФ РСФСР. Смелову Ю. Л. 7 сентября исполнилось 85 лет; Юрий Леонидович возглавлял экипаж последнего из самой морской серии теплоходов- «Балтийский–72», изменивших организацию перевозок «река–море». Михайлов Павел Павлович достиг 80-летнего возраста. Ему была уготована, может быть, грустная роль– быть последним руководителем БОП из числа специалистов пароходства, прошедших с его коллективом всю свою профессиональную жизнь.
Юбиляры, как и тысячи наших тружеников, вершили историю и оставили после себя материальные следы результатов труда: промышленные корпуса, вокзалы, причалы, жилые дома, больницы и коммунальную инфраструктуру. Их работа стала фундаментом развития судостроения на Петрозаводской базе флота. Они были у истоков, как сейчас нас заверяют, флагмана Карельской промышленности– «Онежский судостроительно–судоремонтный завод».
В рассказах, выступавших из глубин памяти, извлекались события, факты и связанные с ними люди. В период самой напряженной эксплуатационной работы пароходства в 70-е и 80-е годы прошлого века непревзойденным организатором движения флота был Репич Ф. Г., чей день рождения пришелся на 7 ноября. Ему бы исполнилось 86 лет. Он «герой» одной из самых «речных песен», исполнявшейся на встрече. В ней есть слова: «На Дону и в Замостье тлеют белые кости», а Федор Григорьевич родился в Замостье. Отдавая дань нашим воинам, сражающимся на полях специальной военной операции очень актуальны слова из этой песни:
«Помнят псы–атаманы,
помнят польские паны
конармейские наши клинки»
Под гитарный аккомпанемент не очень слаженным хором, но с энтузиазмом, исполнялись революционные и лирические песни, возвращавшие исполнителей в незабываемое прошлое. 25 марта будущего года исполнится 100 лет со дня рождения «Заслуженного экономиста Карельской АССР» Николаева А. И. (годы жизни 1925–2016). Алексей Иванович занимал ведущую должность по планированию перспективного развития в команде управленцев. Эта команда в 70 – е годы, под руководством начальника пароходства Успенского Виктора Львовича, в условиях плановой экономики, превратила пароходство из заурядной организации в жизнеобеспечивающее несколько населенных пунктов и отраслей Карелии предприятие. На международном транспортном рынке появился советский бренд со звучным наименованием БОП . Символ страны Советов на вымпелах пароходства -«Серп и молот» поднимался на мачтах судов в 500 российских и зарубежных портах.
На каждой встрече организаторами и их участниками подчеркивается особая роль капитанов. Они несли на себе тяготы громадной ответственности,от их профессионализма зависела безопасность и эффективность работы экипажей судов. Во времена реформ многие из них остались без привычной работы, но достойно
Пережили лихолетье
И развал страны на страны.
И теперь, что остается?!
Вспоминать шторма, туманы,
Как родное пароходство
Прославляло капитанов.
На тужурки униформы
Прикрепляли им медали
Даже ордена вручали.
1 января 2025 года исполнится 90 лет Герою Социалистического труда — капитану Сергеенкову О.А. Ветераны желают Олегу Алексеевичу доброго здоровья, он является ярким представителем профессионалов, создавшим славу пароходству.
Добрая традиция в организации ветеранов – не предавать забвению минувшее и людей, причастных к великому прошлому коллектива, поддерживается организационно и материально Карельским отделением профсоюза моряков, Отделением КПРФ, Организацией ветеранов Петрозаводска, предпринимателями.
В завершении встречи ветеранами одобрено Обращение к руководителям страны и Карелии о необходимости восстановления судоходства путем создания организации, подобной бывшему Беломорско – Онежскому пароходству так как современное судоходство по Беломорско – Балтийскому каналу оставляет уже неприличное впечатление.
Путь, пройденный пароходством в советский период, опыт его созидания и развития ветераны считают востребованным, он должен быть использован и будет использован.
Толмачев Н.И.
«Заслуженный экономист Карелии»
«Заслуженный работник Беломорско – Онежского пароходства»
секретарь первичного партийного отделения водников
.
Укажите своё имя под текстом комментария