Море, флот, люди

Величием труда они были богаты!

В преддверии очередной годовщины со дня рождения основателя Советского государства В.И. Ленина в зале помещения Карельского отделения КПРФ состоялось мероприятие, завершившее цикл торжественно отмеченных столетних дат: свершившейся Великой Октябрьской социалистической революции, формирования Красной Армии, образования Коммунистического Союза молодежи и пионерской организации, создания Карельской Трудовой Коммуны.

На приглашение отметить столетие образования СССР откликнулись капитаны и штурмана, механики и электромеханики, связисты и радисты, портовики и строители, руководители пароходства, его служб и отделов – десятки ветеранов Беломорско–Онежского пароходства, состоявших в КПСС, членов и сторонников КПРФ.

Петрозаводск – флотский город. В организации и проведении встречи ветеранов флота, при поддержке партийного отделения приняли участие общественные объединения профессионального союза моряков, ветеранов Военно–морского флота, городской организации ветеранов, ветеранов – водников пароходства.

Символом начала встречи 21 апреля в 13 часов прозвучали две склянки, отбитые в судовой колокол. Под звуки марша капитаном дальнего плавания Архиповым Г.В. и судовым механиком первого разряда Максимовым В.А. на флагштоке был поднят вымпел Беломорско – Онежского пароходства. Приветственное слово произнес руководитель Петрозаводской судоходной компании Горшков В.В., подчеркнувший, что созданная в советское время материальная база позволяет продолжать деятельность этой организации с использованием небольшой части судов пароходства и мощностей Северного грузового участка Петрозаводского порта.
Одним из немногих работающих ещё ветеранов – Кочиным Я.Ю.

Совету ветеранов был вручен красочный снимок теплохода «Евгений Васильев», названный именем многолетнего руководителя пароходства в период его наивысших достижений. Этот теплоход был построен в цехах и спущен в 2017 году со стапеля Петрозаводской РЭБ флота, именуемой в настоящее время «Онежский судостроительно-судоремонтный завод».
Эти два эпизода встречи стали началом разговора о прошлых достижениях, пришедшимися на советский период.

В восьмидесятые пароходством осуществлялись перевозки до шестнадцати миллионов тонн различных грузов в год на внутрисоюзных и международных линиях в сообщении “река–море”, не только во время навигации, но и в зимнем плавании. Услугами пассажирских судов пользовались около полумиллиона человек. Внутренний водный транспорт в гонке, обозначенной девизом «догоним и перегоним», явился единственной отраслью СССР, достигшей в своём развитии результатов, сопоставимых с такой же отраслью США, и это в условиях сезонной работы. Разведанные запасы нефти и газа в Западной Сибири были бы немыслимы для их освоения без речного флота в условиях отсутствия других путей сообщения.

Созданный в СССР нефтегазовый комплекс для современной России является основным источником формирования её бюджета. В Карелии лесной комплекс и строительная отрасль обеспечивались потребностями в перевозках водным транспортом. Эти связи сохранились и в постсоветское время.
Начало навигации – волнующее событие! В советском прошлом навигация начиналась в ледовых условиях Онежского озера. Ледовый покров озера вскрывался мощным ледоколом уже в марте и по проложенным во льду каналам в апреле уходили караваны судов с продукцией карельских предприятий. Материализованной памятью об этих рейсах стало инкрустированное художественное панно – «Открытие навигации на Онежском озере», выполненное капитаном Масловым В.П., на котором изображен ледокол «Нева» и следующие за ним груженые теплоходы. Развевающийся вымпел БОПа символизирует преодоление природных преград технической мощью, созданной созидательным трудом людей. Красное покрытие с панно было снято Инессой Петкевич, отец которой за успехи в работе судовым механиком, в том числе на ледоколе «Нева», награждён высшей наградой советской республики – Почётной грамотой Президиума Верховного Совета КАССР.

Окунуться памятью в прошлое помогло выступление вокального ансамбля «Женские истории» из участников- женщин ветеранов пароходства: Н.К. Петровой, Н.И. Чавыкиной, О.С. Максимовой, Костюкевич Н.С. и Бобковой А.И. Руководитель ансамбля – Галина Толмачева в семидесятые годы возглавляла подразделение культуры профсоюзного комитета плавсостава. Это учреждение и творческие коллективы на теплоходе «Спутник» вносили разнообразие в судовую жизнь и скрашивали монотонность будней экипажей, были связующим звеном плавающего состава с родным берегом. Очарование живой музыки аккордеона Поздеева Н. и прозвучавшие песни советских лет ненадолго вернули ветеранам романтику их трудовых будней. Ансамбль «Женские истории», выступление которого завершилось исполнением песни «Мой адрес Советский Союз», подхваченной залом, владеет тайнами песен, а значит, любою владеет душой.

Капитан Курпатов В.А. выступил с рассказом о Карельской организации ветеранов флота «Морское Собрание Республики Карелия». Ветераны, проходившие действительную службу и находившиеся в запасе Военно–морского флота СССР, поддерживают его традиции, участвуют в патриотическом воспитании молодёжи, посещают действующие корабли, поют в мужском ансамбле «Онежский меридиан». Бережно сохраняется память о подвиге Героя Советского Союза – Ригачина Николая Ивановича. На улице, названной его именем, располагались Управление пароходства, порта, базы флота, производственные и вспомогательные объекты. Ежегодно в День памяти – 21 января, когда он совершил подвиг ценою жизни и в день его рождения 19 мая, ветеранами флота возлагаются цветы к мемориальной доске, установленной в 1995 году пароходством и к его портрету – в галерее Героев Советского Союза. В Совете этой организации активно работают капитаны Рудак П.М. и Тупало В.С.
На экране демонстрировался слайд –фильм из фотоархива ветерана пароходства. На сопровождаемых флотскими мелодиями меняющихся кадрах были представлены групповые снимки и лица участников различных мероприятий, посвященных примечательным датам в работе пароходства, дням памяти его руководителей, памятным датам в истории СССР. Из зала раздавались возгласы: «Кто это!», «Неужели это я!»

Ветераны флота продолжают активную жизнь, участвуя в творческих коллективах, в клубах по интересам, пишут стихи, воспоминания, не позволяют предать забвению дела, достижения, память о соплавателях и коллегах. Капитан Тупало В.С. прочел стихи, написанные Кузнецовым В.А., одним из создателей организации ветеранов флота в городе Петрозаводске. В представленной выставке книг, документов, альбомов с фотографиями содержалась папка с небольшой частью литературного творчества капитанов Стрелкова П.А., Литвинова С.А., Маслова В.П., Тупало В.С., Шадричева В.А., Штоды В.А., начальника Беломорского морского порта в 1978 – 2004 гг. Лежнева Ю.П.
В книгах, брошюрах и буклетах отражены история пароходства, его становление, события в периоды наивысшего развития и завершения деятельности.
Беломорско–Онежский бассейн обладает уникальной инфраструктурой для работы водного транспорта. Поддерживаются в нормативном состоянии полноводные судовые фарватеры и гидросооружения Беломорско–Балтийского канала, девяностолетие которого будет отмечаться в этом году. На Онежском судостроительно–судоремонтном заводе, предшественником которого является Петрозаводская ремонтно–эксплуатационная база флота, образованная в 1944 году, создается цифровая верфь. Готовит кадры плавающего состава для судов «река-море» Петрозаводское речное училище (ныне Беломорско–Онежский филиал Государственного университета морского и речного флота имени адмирала Макарова С.О.), которому в этом году исполнится шестьдесят лет со дня создания. И главное – есть развивающаяся грузовая база, особенно в береговых карьерах. Только в навигацию 2022 года из пунктов Онежского озера судами различных организаций перевезено почти восемь миллионов тонн грузов. Сдерживает развитие перевозок, особенно в транзитном сообщении, недостаток флота и организационная разобщённость. Беломорско–Балтийский канал используется для перевозок грузов в объемах, не соответствующих его пропускной способности.
Прошедшая встреча была отмечена теплотой и непринужденностью. Её участники объединены общим прошлым – трудом в судовых экипажах, в производственных коллективах береговых подразделений, в бригадах портовых рабочих, в командах плавучих кранов, в службах и отделах управления и обеспечения флота и берегового хозяйства, в подразделениях социальной инфраструктуры: жилищно-коммунального хозяйства, торговли, дошкольных учреждениях, больницах и санатории, детских лагерях, Результаты работы Беломорско–Онежского пароходства были признаны и высоко оценены на государственном уровне. В 1972 году в честь пятидесятилетия образования СССР Центральным Комитетом КПСС, Президиумом Верховного Совета СССР, Советом Министров СССР и Всесоюзным Центральным Советом профессиональных союзов трудовой коллектив БОПа был награжден Памятным Знаком. Этот знак был вручен всего лишь чуть более чем трем тысячам коллективам во всем Советском Союзе. В этом же году была присуждена Государственная премия за участие в реализации одного из прорывных советских проектов по строительству, освоению и эффективной эксплуатации судов «река – море» начальнику пароходства Успенскому В.Л. и капитану Хотькину Л.Л.
Признавая вклад в достижения пароходства и верность принципам, благодаря которым эти результаты были достигнуты, по поручению Бюро рескома секретарем рескома Петкевич И.Е. вручены Памятные медали ЦК КПРФ «В ознаменование столетия образования СССР»: Киселеву М.М.–судовому электромеханику, электромеханику–наставнику, Кочину Я.Ю.–судовому механику, начальнику планового отдела Петрозаводской базы флота, Максимовой О.С. – работнику аппарата профкома плавсостава, Михайлову П.П.– судовому механику, директору Петрозаводской базы флота, Смелову Ю.М. – капитану, начальнику Петрозаводского речного училища, Шустову Л.Ю. – первому помощнику капитана, секретарю парткома пароходства, Яблокову А.А. – капитану, секретарю парткома Петрозаводского порта, Лежневу Ю.П. – ветерану пароходства.
Директору Беломорско–Онежского филиала Государственного университета морского и речного флота имени адмирала Макарова С.О. Васильеву Александру Викторовичу Памятная медаль вручена за сохранение флотских традиций среди курсантов.
Председателем Совета ветеранов города Петрозаводска капитаном Яблоковым А.А. были вручены Почетные грамоты Совета ветеранов Республики Карелия «За активную общественную работу и творческую деятельность»: Алехину Л.М. –старшему помощнику капитана, первому заместителю начальника пароходства, Лежневу Ю.П. – помощнику капитана, начальнику Беломорского морского порта, Некипелову А.П. – возглавлявшему экипаж теплохода «Волго–Балт–135» в течение тринадцати навигаций, заместителю председателя Совета Карельской организации профсоюза моряков, и Благодарственные письма: Литвинову С.А. – капитану дальнего плавания, Хауринену В.И. – капитану, солисту хора ветеранов, Петровой Н.К. –заместителю начальника коммерческого отдела Петрозаводского порта.
Встреча была завершена чаепитием с выступлениями, воспоминаниями и возгласами: «А я помню, дело было так…!»
С флагштока был спущен вымпел БОПа, отзвенели склянки в судовой колокол, прозвучал голос ведущего:
Всё больше срок, всё отдалённей даты,
Нет многих, тех, кто корабли водил.
Величием труда Вы все были богаты,
И прошлое хранить достался Вам удел!

В нём юными и молодыми были,
Там, в прошлом, всё осталось, в нём –
Мечты, надежды, штормовые мили.
Вы с гордостью храните память о былом!

Только в советском государстве мог быть создан такой крупный производственно–социальный комплекс. И превращение в небытие БОПа в наши дни воспринимается всеми, как «большая общая потеря»!

Ветераны расходились с чувствами сожаления о не существующей организации, грусти о невозвратимости ушедшего, но воодушевленные причастностью к великому прошлому, к славным традициям коллективного труда, надеждой на их сохранение в действующих производствах, бывших в составе пароходства. Прощались со словами: «До встречи после окончания очередной навигации!»

Николай Толмачев, ветеран Беломорско-Онежского пароходства, заслуженный экономист Республики Карелия, секретарь первичной партийной организации водников