Море, флот, люди

Валерий Шадричев. Бешеная карьера

Разумная постепенность — это великое дело.
Леонид Соболев


4 мая 1969 года т/х «Балтийский-6» и т/х «Балтийский-25» пришли в Петрозаводск.
Казалось бы, ничего особенного, но следует отметить необычность этого — пришли со стороны Ленинграда, откуда суда еще выходили после зимы.

Дело в том, что не успев глубокой осенью пробиться в Петрозаводск, они зазимовали в устье р. Паши у Свирицы; как это происходило и в каких условиях, это, наверное, сейчас уже не интересно.

Весной экипажи отправились вооружать свои суда, и вся осенняя история повторилась в обратном порядке. Шли мы за «Балтийским-6», без обстановки, но Анатолий Иванович Гданский прекрасно справлялся с ролью лидера.

С приходом в Петрозаводскую РЭБ встали у причала и начали зализывать раны, оставшиеся после зимней необорудованной стоянки. Это, увы, не было преувеличением: в 1968 г. мы покрасили корпус судна в салатовый цвет и, по-моему, это был первый случай отхода от привычных серо-черных стандартов. Неудивительно, что это было оценено как самоуправство.

Может быть, все было бы спущено на тормозах, если бы после зимы брошенное судно не потеряло весь свой лоск и краска отставала от корпуса хлопьями. Вид, конечно, был очень неопрятный. Далее ситуация стала меняться по нарастающей…

На судне не было III штурмана, видимо, посчитали, что на короткий переход он не обязателен. На следующий день капитан уехал в министерство на утверждение в должности капитана загранплавания, передав свои обязанности старпому В. К. Саккаринену. Тот сразу же захотел перевести меня в и. о. старпома, чему я воспротивился, так как хотел больше иметь времени для учебы в университете.
Однако, вечером перед окончанием работы его вызвали в отдел кадров и приказали отправляться на одно из судов, работающих на юге (их было, кажется, всего два в то время).

На резонный вопрос о том, кто же будет на судне, в ОК сказали, что пусть второго штурмана временно назначит вместо себя, забыв, что капитана тоже нет.
Итак, нам с Саккариненом пришлось издавать два приказа: один, возводящий меня в ранг старпома с передачей всего судового имущества, а второй — о назначении меня и. о. капитана.* Жизнь сама создает анекдотические ситуации! Но, это еще не все…

Переполненный законной гордостью (хотя и не желая этого!) я взялся за дело: чистить корпус, красить, получать снабжение и пр. И все бы было нормально, если бы не случился в это время в пароходстве в командировке какой-то министерский чин. Проходя со свитой по молу, он наткнулся на наше израненное судно и был возмущен тем, что увидел. У трапа он встретил, естественно, меня, в форме, с повязкой и грозно вопросил:
— Вы кто?
— Вахтенный II пом. капитана Шадричев В. А.
— Почему у вас судно в таком виде?
Я начал объяснять причины, однако он заявил, что вот на Волге все суда выкрашены, такого бардака нет там и он этого так просто не оставит.

Мне и так не хотелось с ним терять время (он не представился), а проверяющих во все времена было предостаточно, поэтому я повернулся и пошел внутрь. Входя в коридор, услышал крик:
— Старпома позовите!
Я обернулся:
— И. о. ст. помощника капитана Шадричев В.А.!
— Что это за шутки? Капитана немедленно!
— И. о. капитана Шадричев В. А.!
Надо было видеть его лицо!

Видимо, никогда в жизни с ним так нагло и цинично не обращались…

Ни слова не говоря, он повернулся и ушел.
Через полчаса через кого-то предали, что старпому срочно явиться к зам. начальника по кадрам управления. Прихожу, вхожу в кабинет.
— II пом. капитана Шадричев В. А. явился по вашему вызову.
— Что произошло? Почему вы нагрубили такому-то? Что вы себе позволяете?
Я спокойно объяснил, что этот человек не представился и я вообще с ним мог не разговаривать, что у меня много дел, идут судовые работы и т. д.
— А где старпом?
— Я. Нового пока не прислали. III штурмана нет, а капитан в Москве.
Случилась, если не немая сцена, то продолжительное молчание.
Властный голос сказал:
— Старпома и III штурмана немедленно назначить! Когда капитан возвращается?
— Завтра!
— Ну, тогда пусть пока старпомом побудет, потом назначим другого.
Вернувшийся капитан заявил, что никакого другого старпома ему не надо, и мне пришлось дипломироваться с повышением до старпома. Судьба! А может просто во вкус вошел?

*За давностью лет можно признаться, что мы с Володей Саккариненом намеренно пошутили с приказами, хорошо помня и любя классику!