Море, флот, люди

Участники ратных и мирных дел


КУДРЯВЦЕВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ (1914-1984), педагог профессионального образования. Родился в г.Повенец Повенецкого уезда Олонецкой губ. (ныне – пос. Повенец Медвежьегорского р-на Республики Карелия) в семье служащего. Окончив в 1930 семилетнюю школу в пос. Медвежья Гора, с 1931 по 1936 учился на судоводительском отделении Архангельского морского техникума (ныне – Арктический морской институт имени В.И. Воронина, филиал ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова»). С 1936 трудился вторым штурманом на пароходе «Мудьюг» Северного морского пароходства Народного комиссариата водного транспорта СССР (впоследствии – Министерство морского флота СССР); в период с 1937 до 1962 проходил службу на судах Северного флота, в т.ч. командиром корабля Участник Великой Отечественной войны; обеспечивал охрану транспортных судов союзных конвоев в морях Северного и Дальневосточного бассейнов. Морской офицер запаса, капитан 2-го ранга. С 1962 преподавал на курсах судоводителей в Лесотехнической школе в г. Петрозаводск Карельской АССР (ныне – Республика Карелия), готовившей рабочие кадры и специалистов среднего звена для лесного комплекса Карельской АССР (впоследствии – Шуйско-Виданская лесотехническая школа); в период с 1966 до выхода на пенсию в 1977 работал преподавателем специальных дисциплин («Магнитно-компасное дело» и «Устройство судна и его техническая эксплуатация») на судоводительском отделении Петрозаводского речного училища (ныне – Беломорско-Онежский филиал ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова»). Был активным пропагандистом морских традиций и истории Российского флота. Награжден орденами: «Красной Звезды», «Отечественной войны II степени», медалями, ведомственными знаками отличия.


Юдин Юрий Дмитриевич (1919-1995), работник управления Беломорско-Онежского пароходства. Родился в д.Филинское Кубенской волости Вологодской губ. (ныне – Харовский р-н Вологодской обл.) в крестьянской семье. Окончив в 1935 семилетнюю сельскую школу, в том же году поступил и в 1939 завершил обучение на судомеханическом отделении Лимендского речного техникума (см. «Лимендское речное училище»; ныне – Котласский филиал ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова»); техник-судомеханик. После окончания техникума, в 1939 начал трудовую деятельность помощником механика буксира в Северном речном пароходстве, однако в декабре того же года призван в ряды Красной Армии и отправлен в школу командиров в г. Новосибирск; с 1940 – сержант, начальник радиостанции отдельного батальона связи, с 1941 – секретарь комитета ВЛКСМ школы командиров, командир радиовзвода. С началом Великой Отечественной войны за отличные успехи в радиоделе оставлен в отдельном запасном полку связи ВВС для подготовки радистов фронтовой авиации; младший лейтенант 288-й Отдельной роты связи (ОРС), радист 1-го класса.
В марте 1943 отправлен на Южный фронт; до конца войны служил в 288-й ОРС 7-го штурмового авиакорпуса 8-й Воздушной армии. Освобождал Донбасс, гг. Таганрог и Мелитополь, Прибалтику. Демобилизовавшись в 1946, начал работать заведующим особым сектором ЦК ВЛКСМ Карело-Финской ССР (ныне – Республика Карелия). С 1948 по 1949 учился в Высшей партийной школе, после окончания которой работал инструктором политотдела Беломорско-Онежского пароходства. В 1950 вторично призван в армию на должность заместителя командира 387-й отдельной роты связи; в 1953 присвоено воинское звание «подполковник», заместитель командира 216-го отдельного батальона связи 22-й Воздушной армии. После увольнения со службы, с 1961 по 1966 трудился начальником отдела кадров Беломорско-Онежского пароходства; один из активных участников организации работы флота предприятия с выходом в морские воды и заграничное плавание. Находясь в Москве, вместе со Стрелковым П.А. убедил руководство Министерства речного флота РСФСР и главморревизора Министерства морского флота СССР в необходимости решения вопросов подготовки специалистов для работы на судах «река-море» плавания в Петрозаводском речном училище (ныне – Беломорско-Онежский филиал ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова») и в курсовой сети пароходства. С 1966 трудился секретарем партийного комитета, с 1971 до выхода на пенсию в 1982 – начальник Второго отдела Беломорско-Онежского пароходства. Награжден двумя орденами Красной Звезды, медалями, ведомственными знаками отличия.


ИПАТОВ ВАЛЕНТИН ИВАНОВИЧ (1926-1998), организатор производства, специалист радиосвязи Беломорско-Онежского пароходства. Родился в д. Демино Вытегорского уезда Вологодской губ. (ныне – Вытегорский р-н Вологодской обл.) в семье лесника. В 1943, не окончив среднюю школу, был призван в ВМФ СССР на Северный флот, где получил специальности «радист» и «радиотелеграфист». Участник Великой Отечественной войны. Демобилизовавшись в 1950, в том же году поступил в Школу рабочей молодежи в г. Кемь Карельской АССР (ныне – Республика Карелия); одновременно с 1950 по 1951 трудился заведующим отделом кадров и организационной работы Кемского райкома комсомола. С 1951 по 1956 учился на факультете радиосвязи и радиовещания Ленинградского электротехнического института связи им. профессора М.А. Бонч-Бруевича (ныне – ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. профессора М.А. Бонч-Бруевича»). После окончания института по распределению прибыл в 1956 в Беломорско-Онежское пароходство, где был назначен на должность инженера радиоцентра, затем работал инженером радионавигационного цеха Узла связи упомянутого пароходства. В период с 1959 до выхода на пенсию в 1984 трудился начальником Бассейнового узла связи и радионавигации пароходства. В 1965 по совместительству преподавал радиотехнику на судоводительском отделении Петрозаводского речного училища (ныне–Беломорско-Онежский филиал ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С.О.Макарова»). Внес значительный вклад в развитие материально-технической базы бассейнового узла связи и радионавигации, в оснащение судов современными средствами коммуникаций. Награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями, ведомственными знаками отличия.


ПОРОЗЕНКО ИВАН ФЕДОРОВИЧ (1917-1994), организатор производства. Родился в г. Петрозаводск Олонецкой губ. (ныне – Республика Карелия) . Окончив среднюю школу, в 1936 поступил и в 1940 завершил обучение на судоводительском отделении Мурманского рыбопромышленного техникума (впоследствии – Мурманское мореходное училище им. И.И. Месяцева, ныне – в составе ФГБОУ ВО «Мурманский государственный технический университет») . Участник Великой Отечественной войны; командир орудийного расчета 31-го стрелкового корпуса 14-й Армии Карельского фронта. Всю послевоенную трудовую деятельность посвятил восстановлению и развитию Петрозаводской пристани (с 1961 – Петрозаводский речной порт) Беломорско-Онежского пароходства; с 1954 до выхода на пенсию в 1977 работал начальником пристани (порта). Под его руководством вместо деревянных причалов были воздвигнуты новые железобетонные гидротехнические сооружения; для семей портовиков и плавсостава Беломорско-Онежского пароходства построены благоустроенные жилые дома, детские дошкольные учреждения, а также административно-хозяйственные здания. Строительство большинства объектов осуществлялось хозяйственным способом силами строительного участка порта. За период его руководства пристань превратилась в высокомеханизированный грузовой порт; также возник пассажирский район с современным зданием речного вокзала, причалами для приема туристических судов и скоростного флота. Награжден орденами Красного Знамени, Отечественной войны I степени, «Знак Почета», медалями, ведомственными знаками отличия.


НИКОЛАЕВ АЛЕКСЕЙ ИВАНОВИЧ (1925-2016), экономист Беломорско-Онежского пароходства. Родился в д. Погорелка Кирилловского уезда Череповецкой губ. (ныне – Кирилловский р-н Вологодской обл.) в крестьянской семье. В начале 1930-х с родителями переехал в д. Конево Кирилловского р-на Череповецкого округа Ленинградской обл. Окончив в 1940 семь классов сельской школы, поступил на работу матросом-мотористом на пассажирский катер «Шиповка» Шекснинского речного пароходства; в 1941 назначен нормировщиком, с 1942 – счетовод судоремонтного пункта Коневской пристани упомянутого пароходства. Участник Великой Отечественной войны; в январе 1943 призван в Красную Армию. Проходил обучение в пехотном училище в г. Череповец Вологодской обл., однако недоучившись, в июле направлен на фронт; в 1943 в должности пулеметчика участвовал в Полтавско-Кременчугской наступательной операции, где получил ранение, после чего лечился в госпитале в г. Гурьев Казахской ССР (ныне – г. Атырау, Казахстан). Затем служил помощником командира взвода в запасном артиллерийском полку под г. Оренбург; в 1945 передислоцирован на границу с Манчжурией и назначен вычислителем 5-й батареи 548-го корпусного артиллерийского полка. Демобилизовавшись лишь в 1950, с того же года трудился плановиком Коневской пристани. В 1954 переехал на постоянное место жительства в Карелию, где был принят на должность старшего инженера планово-производственного отдела Петрозаводского судоремонтного завода Беломорско-Онежского пароходства. В период с 1961 по 1987 работал начальником планово-экономического отдела пароходства; с 1987 до выхода на пенсию в 1989 продолжал трудиться мастером Учебно-курсового комбината названного предприятия. Заслуженный экономист Карельской АССР. Награжден орденом Отечественной войны I степени, медалями, ведомственными знаками отличия.