История

Тяжелая доля

Бубновский М. Тяжелая доля (Из дневника учителя карельской школы) // Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. 1912. № 13. С. 598 – 601.

С. 598

Тяжелая доля.

(Изъ дневника учителя карельской школы).

   Въ октябрѣ истекшаго 1911 года мнѣ необходимо было побывать въ г. Кеми. Необходимость моего путешествія въ Кемь вызывалась, какъ служебными дѣлами, такъ и личными. Въ первомъ случаѣ, я долженъ былъ получить изъ склада письменныхъ принадлежностей при Кемско-Александровскомъ училищномъ отдѣленіи нѣсколько ученическихъ тетрадей, учебниковъ и чернила. Замѣчу въ скобкахъ, что Кемско-Александровское отдѣленіе разсылаетъ по школамъ письменныя принадлежности не въ началѣ учебнаго года,   это неудобно по дорожнымъ условіямъ,   а тогда, когда устанавливается санный путь. А санный путь въ Кареліи не устанавливается до конца ноября или до начала декабря, т. е. до тѣхъ поръ, пока не покроются льдомъ озера и не промерзнуть болота, по которымъ, въ большинствѣ случаевъ пролегаютъ карельскія дороги. Распута длится отъ ½ до 2 мѣсяцевъ.

   Большимъ препятствіемъ для установленія саннаго пути изъ Кареліи въ г. Кемь, служитъ еще рѣка Кемь, которую нужно переѣзжать подъ с. Подужемьемъ въ полуверстѣ ниже знаменитаго порога «Ужма» (Подужемскій). Рѣка въ этомъ мѣстѣ течетъ очень быстро и не замерзаетъ обыкновенно до глубокой зимы. Чтобы устроить ледоставъ, иначе – устроить черезъ рѣку ледяной мостъ, крестьяне с. Подужемья поступаютъ такъ: дождавшись того, когда образуются широкія и крѣпкія «зебереги», они выпиливаютъ одну изъ заберегъ и становятъ ее поперекъ

С. 599

рѣки, упирающуюся въ берега. Случается, что заберега (выпиленная), упираясь въ берега ломается,   но если она «выстоитъ», то черезъ два три морозныхъ дня становится вполнѣ надежнымъ мостомъ…

   Возвращаюсь къ цѣли своего путешествія въ Кемь.

  Во второмъ случаѣ я долженъ былъ получить изъ отдѣленія октябрьское жалованіе. Жалованье мнѣ Отдѣленіе высылаетъ ежемѣсячно почтой. Въ виду того, что почта въ Кареліи во время распуты не функціонируетъ, мнѣ пришлось бы получить жалованіе за октябрь въ декабрѣ мѣсяцѣ, что при скудности получаемаго жалованья, при дороговизнѣ жизненныхъ припасовъ въ Кареліи, при бѣдности самихъ кореляковъ, крайне нежелательно и неудобно. Нужно было мнѣ еще купить въ г. Кеми кое-что изъ провизіи.

   Въ с. Маслозерѣ, гдѣ я учительствую, нѣтъ даже и мелочной торговли, а потому пищевые продукты, мы, живущіе въ Маслозерѣ, покупаемъ большею частью въ Кеми. – Я намѣренно упоминаю о своихъ личныхъ дѣлахъ, желая этимъ коснуться вообще условій учительской службы въ Кареліи. Прибавлю еще къ своимъ личнымъ дѣламъ нужду въ книгахъ. Отсутствіе хорошихъ книгъ въ Кареліи – самое больное мѣсто. Только тѣ изъ читающихъ, которые находятся недалеко отъ Кеми, поставлены въ болѣе лучшія условія для удовлетворенія своихъ духовныхъ запросовъ.

   Итакъ, мнѣ необходимо было идти и я пошелъ. Отъ Маслозера до г. Кеми принято считать 57 верстъ. Чтобы миновать это разстояніе, нужно 3 версты (считая отъ Маслозера) проѣхать по озеру, 37 верстъ пройти пѣшкомъ по сѣверной дорогѣ, 10 верстъ проѣхать по рѣкѣ Кемь и, наконецъ, 7 верстъ опять пѣшкомъ. Особенно труднымъ является путешествіе по дорогѣ, называемой «Подужемско-Маслозерская» въ 40 верстъ длины. Изъ 40 верстъ Подужемско-Маслозерской дороги приблизительно занимаетъ: 1) ровная дорога, возможная для колесной ѣзды – 3 версты: 2) грязная дорога – 8 в., 3) грязная вязкая дорога безъ мостовъ – 2 в., 4)i дорога проходящая по сплошнымъ каменнымъ грядамъ – 3 в., 5) дорога переплетеная кореньями, усѣянная палками, каменьями, клочьями – 12 в., 6) дорога по болотамъ съ удовлетворительными мостами – 8 в., 7) дорога съ продольными мостами въ два бревна по грязнымъ мѣстамъ – 1 в., 8) поii озеру Маслозеро – 3 версты.

   По такому пути въ лѣтнее время можно или ходить пѣшкомъ, или ѣздить верхомъ на лошади. Кладь перевозится на «подсанкахъ», при чемъ на одну лошадь полагается до 5 пудовъ.

   Если у проѣзжаго клади немного, не болѣе двухъ пудовъ, то онъ имѣетъ право ѣхать верхомъ на сѣдлѣ. Багажъ при этомъ дѣлится приблизительно на двѣ равныя по вѣсу части, которыя и привязываютъ къ сѣдлу съ обоихъ боковъ лошади. Такой способъ передвиженія сносенъ, какъ для проѣзжающаго, такъ и для проводника. Первый можетъ ѣхать «всю дорогу», а второй беззаботно идетъ за лошадью, слегка подгоняя ее. Не то бываетъ, когда кладь перевозится на подсанкахъ. Прежде всего такую кладь нужно возможно лучше увязать. Затѣмъ проводникъ долженъ, не отходя ни шагу, идти за лошадью и ежеминутно поддерживать сани, чтобы онѣ не опрокинулись. А бѣдный путникъ! Онъ долженъ перескакивать съ бревна на камень, съ камня на клочь, съ клочя въ грязь, опять на камень и т. д.

   Я предпочелъ по этому пути идти пѣшкомъ, чѣмъ ѣхать верхомъ на лошади, побуждаемый къ этому, отчасти матеріальными соображеніями.

С. 600

   Въ первый день я прошелъ всѣ 40 вѣрстъ, остановившись на ночлегъ въ с. Подужемьѣ. Подужемско-Маслозерская дорога пролегаетъ среди угрюмаго лѣса, вдали отъ жилыхъ помѣщеній. Приблизительно на половинѣ дороги, въ мѣстѣ «Половина», есть двѣ избы. Въ настоящее время здѣсь устроена земская станція, чѣмъ значительно облегчено путешествіе.

   На слѣдующій день, рано утромъ, я записалъ въ Подужемской земской станціи «подводу» и къ полудню прибылъ въ Кемь, проѣхавъ 10 верстъ въ лодкѣ и пройдя 7 верстъ пѣшкомъ.

   Въ Кеми я пробылъ около сутокъ. Обратное мое путешествіе было обременительнѣе.

   Рѣзко перемѣнилась погода, стало примораживать. Я боялся, какъ бы меня не застигла распута.

   Вотъ я на Кемской земской станціи и заявляю о своемъ намѣреніи ѣхать въ Подужемье. Содержатель станціи предупреждаетъ.

    Сегодня вамъ ѣхать нельзя!

    Почему?

   У насъ карбасъ съ поштой ушелъ.

     Развѣ у васъ одинъ карбасъ.

     По кондиціи одинъ.

     Да вѣдь это неудобно для проѣзжающихъ?

  Ничего не знаемъ. У насъ кондиціяiii… у насъ по кондиціи… у насъ въ кондиціи… уже возвысивъ голосъ, началъ барабанить содержатель. Мнѣ оставалось ни что иное, какъ прекратить разговоръ и дожидаться очереди.

На слѣдующій день я усаживаюсь въ телѣгу и прошу ямщика тронуться.

  Ну, Марюха, довезешь ли, обращается ямщикъ къ лошади. Та и не двигается. Ямщикъ усердно хлопаетъ ее концами возжей. Это помогаетъ.

   Мы ѣдемъ. Ѣдемъ по грязной ухабистой дорогѣ до «Зашейка» 7 верстъ – два часа, а потомъ въ карбасу до Подужемьяiv. Село Подужемье стоитъ на лѣвомъ берегу р. Кеми. Намъ необходимо рѣку переѣхать. Я вступаю въ роль гребца, а мой новый проводникъ взялъ за поводъ лошадь и со словами «Ну, Богъ съ тобой», потащилъ ее въ воду. Отъѣзжаемъ отъ берега,   лошадь, поддерживаемая за поводъ, плыветъ за лодкой – переѣхали. Проводникъ, указывая мою кладь, приговариваетъ:

  Много ли у васъ NN этта клади то? Поди больше пети пудовъ будетъ? Отвѣчаю: пуда 4.

  Гдѣ же 4. Вотъ этотъ ящикъ вѣситъ 3 пуда 5 фунтовъ, а тутъ гляди ошшо сколько.

  Откуда вы знаете, что этотъ ящикъ вѣситъ 3 пуда 5 фунтовъ. Ямщикъ молчитъ. Потомъ говоритъ:

  Мы прикинули… Какъ же, безъ этого нельзя. Вишь дорога то какая. Уходить можно лошадь съ этой кладью-то и т. д.

Оказывается, что содержатели Подужемской станціи имѣютъ обыкновеніе вѣсить багажъ ѣздоковъ. Что больше пяти пудовъ на одну лошадь, то не везутъ. Одни мои знакомые разсказывали, что съ нихъ «содрали» лишній рубль только за 20 фунтовъ сверхъ пяти пудовъ.

Поѣхали. Мнѣ опять предстояло идти пѣшкомъ по длинной безобразной дорогѣ. Я уже привыкъ къ неудобствамъ этой дороги и шелъ не унывая. Уныніе находило на меня лишь тогда, когда по недосмотру

С. 601

ямщика опрокидывались подсанки и кладь моя волоклась по землѣ1.

Идемъ безостановочно 8-й часъ. Утомились. Спрашиваю ямщика:

  Сколько еще верстъ осталось намъ идти?

  Теперича немного ужъ – версты 4.

Идемъ часъ, а озера все еще не видать.

  Да скоро ли, наконецъ, покажется озеро нетерпѣливо спрашиваю я.

  Ошшо съ версту будетъ – отвѣчаетъ проводникъ и добавляетъ.

  Наши корельскія версты длинныя: ихъ самъ чортъ мѣрялъ.

  Пришли къ озеру. Здѣсь у станціонеровъ имѣется для проѣзжающихъ «по открытому листу» свой карбасъ. Случается, что карбасомъ пользуются иногда люди «безъ листа», т. е. угоняютъ попросту карбасъ въ деревню и не возвращаютъ. Тогда на берегу озера разводится огонь,   это сигналъ жителямъ Маслозера съ просьбою «перевезти». Ждать перевозу приходится нерѣдко часа по 2 по 3 и больше, пока маслозера не замѣтятъ сигнала и не сжалятся надъ несчастными. Хорошо, если погода «ничего себѣ», ждать можно; но если случится дождь, особенно осенью, то каждый изъ дожидающихся – будь то житель с. Маслозера или другой деревни, проклинаетъ маслозеръ за то, что они до сихъ поръ не могутъ построить на берегу озера не только избушки, но и простого шалаша, гдѣ бы можно найти убѣжище въ непогоду. На наше несчастье карбасъ былъ угоненъ. Это во-первыхъ. Во-вторыхъ – озеро было покрыто льдомъ: день былъ холодный, безвѣтренный. Мы растерялись и не знали что дѣлать. Раскладывать огонь на берегу было безполезно: мы были увѣрены, что никто не будетъ разламывать ледъ, хотя и тонкій, на протяженіи 3 верстъ, рискуя застрянуть въ лодкѣ среди этого льда.

  Оставалось два выхода – или ѣхать обратно въ Подужемье, или объѣхать кругомъ озеро Маслозеро, сдѣлавъ для этого лишнихъ 8 верстъ. Мнѣ удалось склонить ямщика рѣшиться на послѣднее.

  Поѣхали кругомъ озера. Начинало темнѣть. Мы слыхали, что гдѣ то около озера есть тропинка для пѣшеходовъ, но не могли найти слѣдовъ этой тропинки и ѣхали наугадъ, пробираясь чащей лѣса возлѣ берега озера. Я велъ за поводъ лошадь, ямщикъ съ топоромъ въ рукахъ расчищалъ дорогу.

 Было совсѣмъ темно, и намъ оставалось пройти еще около 4 верстъ и мы, измученные, все-таки продолжали работать по расчисткѣ дороги, медленно подвигаясь впередъ и добрались, наконецъ, до деревни.

Невозможный, мучительный путь! Но это еще цвѣтки, какъ говоритъ пословица, а ягодки то впереди. Тѣ, кто ѣдетъ въ глубь Кареліи, испытываютъ неудобства еще болѣе ужасныя. Такова доля учителя въ Кареліи.

М. Бубновскій.

1 Въ числѣ клади были между прочимъ цѣнныя книги, взятыя мною для чтенія изъ Кемскаго городскаго училища. Книги оказались попорченными.

i Исправленная опечатка. Было: «и)», исправлено на: «4)» – ред.

ii Исправленная опечатка. Было: «По», исправлено на: «по» – ред.

iii Исправленная опечатка. Было: «кандиція», исправлено на: «кондиція» – ред.

iv Исправленная опечатка. Было: «Побужемья», исправлено на: «Подужемья» – ред.