Трудовая семейная династия Хижняк-Цимбал.
29 октября 2016 года станции Кемь исполнилось 100 лет. Вот уже целый век Октябрьская (Мурманская, Кировская) железная дорога является важной артерией, соединяющей центр страны с городами Карелии и Кольского полуострова. Но бесперебойная и качественная работа железной дороги, как и любого другого производства, невозможна без добросовестного и зачастую тяжелого труда простых людей. И мы продолжаем знакомить наших читателей с тружениками стальной магистрали. В этом номере газеты мы расскажем о трудовой семейной династии Хижняк-Цимбал. Мы побеседовали с Людмилой Николаевной Цимбал, она рассказала нам о себе, о своих родителях и супруге.
Основатель династии, Николай Петрович Хижняк, родился в 1926 году на Украине. Сразу же после окончания школы он ушел на войну, служил зенитчиком в Кандалакше. После Победы в ВОВ продолжил служить — уже в Кеми — пять лет в воинской части, на складе топлива.
В 1950 г. он женился на уроженке г. Вятка (г. Киров) Зинаиде Ивановне. З. И. Хижняк имеет звание «Труженик тыла», она рано осталась без матери, и во время войны девушке пришлось работать у себя на Родине, в Кировской области. В Кемь она приехала к родственникам, уже после окончания ВОВ, здесь и осталась.
Будущие супруги познакомились на работе — оба работали кондукторами, сопровождали грузовые поезда: сидели на тормозной площадке в хвосте поезда, следили, чтобы не было краж. Раньше не было приемосдатчиков, и кондукторы проходили каждый состав с правой и с левой стороны, смотрели, чтобы пломбы на месте были, чтобы груз был правильно закреплен и не упал, чтобы не нарушалась безопасность движения поездов.
После женитьбы Николаю Петровичу и Зинаиде Ивановне выделили комнату в доме на ул. Кирова. У семьи было свое хозяйство: свиньи, куры, козы, огород.
В 1952 г. у супругов родилась дочь Людмила (в замужестве Цимбал), еще через два года, в 1954 г., — сын Владимир, и в 1959 г. — младшая дочь Ирина (в замужестве Гринфельд).
Семья всегда была очень дружной и гостеприимной, часто в гости приходили ученики и коллеги Николая Петровича — В. Львов, С. Барановский и др.
Отец был заядлым рыбаком. Впоследствии он передал это свое увлечение детям и внукам (все члены семьи очень любят рыбалку, отмечают День рыбака). Он сам делал мебель: и для себя, и на продажу. Мама хорошо пела и занималась рукоделием: вязала, вышивала. Она всему научилась сама и достигла такого уровня мастерства, что также продавала свои изделия.
С 1956 г. Николай Петрович стал работать дежурным по станции, руководил движением поездов. С этой должности он и ушел на пенсию в 1994 г. А Зинаида Ивановна в 1961 г. стала стрелочником (она ушла на заслуженный отдых в 1985 г.). Супруги имеют звание «Ветеран труда», и за свой многолетний добросовестный труд награждены многими грамотами и благодарностями.
Дети Н. П. и З. И. Хижняков пошли по стопам родителей и связали свою жизнь с железной дорогой. Владимир Николаевич работал осмотрщиком вагонов в вагонном депо. К сожалению, он погиб в возрасте 30 лет. Ирина Николаевна Гринфельд работала также в вагонном депо — дефектоскопистом.
Людмила Николаевна после окончания 8 классов школы уехала учиться в Торговое училище в Петрозаводск. Затем какое-то время работала по специальности — продавцом в Кеми. В 1970 году она вышла замуж за Василия Васильевича Цимбал. И с 1972 г. она работала на станции, как и родители. В 1972 году у супругов родился сын Дмитрий, в 1976 году — сын Игорь.
Л. Н. Цимбал 2 года работала на ледопункте — сначала учеником бригадира, а затем бригадиром. Раньше не было холодильников, и приходилось зимой замораживать лед, алетом снабжать им ледники, чтобы рыба не портилась. Непосредственно в обязанности Людмилы Николаевны входил контроль за уровнем льда в ледниках: работники поднимались на крышу, под эстакаду подгоняли ледники, поднимали крышки, смотрели, сколько вагонеток льда туда надо положить. Отмечали все в документах.
Позже, в 1974 году, Л. Н. Цимбал стала работать оператором технической конторы (списчиком). В 1979 году она была переведена в ПКО (пункт коммерческого осмотра), работала приемщиком поездов. Она должна была следить за погрузкой на открытом подвижном составе, вести контроль, чтобы не было нарушений.
И наконец, с 1982 по 2003 гг. Людмила Николаевна работала приемосдатчиком товарной конторы. Выдавали груз, когда вагоны приходили в Кемь. Очень много грузилось леса, также выдавали зерно организациям.
В 1985 году Л. Н. Цимбал заочно окончила Петрозаводский железнодорожный техникум. Через год стала старшим приемосдатчиком. За свой многолетний труд она имеет множество грамот и благодарностей, звание «Ветеран труда».
С детства Людмила Николаевна увлекается рыбалкой, любит читать книги. Муж и дети тоже читают запоем.
Супруг Людмилы Николаевны, Василий Васильевич — тоже представитель трудовой династии. Его отец, Василий Федорович Цимбал – почетный железнодорожник, машинист паровозов, во время ВОВ был на трудовом фронте в Кеми, предотвратил крушение пассажирского поезда. Мама, Александра Михайловна, работала кочегаром паровоза. У супругов родилось четверо сыновей.
Сам В. В. Цимбал начал работать в локомотивном депо в 1966 году. Через год ушел в армию. С 1970 по 2003 гг. работал в вагонном депо. Начинал слесарем, затем стал бригадиром, мастером, старшим мастером, и завершил свою трудовую карьеру в качестве заместителя начальника депо по ремонту.
Сыновья Л. Н. и В. В. Цимбал также работают на железной дороге — в вагонном депо.
Преданные своему делу люди — прочная опора для любого предприятия, любой отрасли. А быть членом трудовой династии, — это, конечно, большая моральная ответственность, но в то же время это и гордость — за своих предков и их достижения, за причастность к чему-то большему. Быть членом семейной трудовой династии — это значит быть частью истории своего предприятия, частью истории своего города.
Материал подготовила Анна Гончарова