Станция Кемь
Сегодня в рубрике #историяодногоздания_Кемь я хотела бы затронуть не просто здание, а, может даже, процесс, событие: строительство железной дороги и непосредственно станции Кемь. На самом деле, об этом много уже написано, так что я «пройдусь по верхам». Для написания поста я использовала материалы из газет, книги В. Баркиной «Кемь», книги «Станция Кемь. Годы — События — Люди», современные фото — мои, старые взяты из открытого доступа в сети интернет, две цветные старые — авторства Прокудина-Горского, 1916 года.
Все мы знаем, что Кемь — небольшой городок на берегу Белого моря, один из старейших в республике. Исторический центр города — Лепостров. Станция же Кемь появилась только в начале 20 века в связи со строительством железной дороги, до этого же на той территории были леса и болота. Идеи строительства северного железнодорожного пути появились ещё в конце 19 века, однако осуществилось это строительство только по указу Николая 2 в 1916 году.
Мурманская железная дорога соединила Петрозаводск (и Петербург) с Кольским полуостровом. С 1935 года она носила имя Кировской, с 1959 — Октябрьской.
Станция Кемь также появилась к 1916 году, наряду с другими ж/д станциями Мурманской дороги.
Родная станция моя! С дорогой вместе родилась ты, // Когда в карельские края, через невзгоды и ненастья, // Тепло и свет советской власти несла стальная колея. // С тех пор и завязался тут у скал родного Беломорья // «Мурманки» узловой маршрут, зажглись огни на семафоре, // И детства памятные зори с тех пор в душе моей живут… Такие строки посвятил железной дороге наш Кемский поэт Ю. К. Звягин.
Ст. Кемь является ж/д станцией Петрозаводского отделения Октябрьской железной дороги, расположена она между ст. Мягрека и разъездом 846 км. В Кеми действуют локомотивное и вагонное депо.
Постепенно возникший в районе станции рабочий посёлок соединился с городом, образовался Пролетарский проспект — наша главная улица.
Но так как станция была построена во время Первой мировой войны, а после претерпела и становление советской власти, Гражданскую войну, засилие интервентов, первые годы ее существования были очень тяжелыми. Не все коммуникации были доделаны в нужном объёме и качестве, также не полном объёме дорога могла обеспечить проходимости грузов (в основном, леса). Однако постепенно дорога набирала обороты.
Если говорить про ст. Кемь, нужно сказать, что «пассажирские здания — вокзалы — на всех станциях и разъездах были деревянными, рубленными из соснового леса, на каменных цоколях и каменных или песчаных фундаментах. Здания паровозных депо строились из кирпича и железобетона… При каждой станции имелись водонапорные и водопроводные сооружения. Все постройки обеспечивались питьевой водой… Строились одноэтажные жилые дома, помещения для дежурных паровозных и конструкторских бригад, приемные покои с палатами для больных, аптеки. На станциях возводились бани, прачечные, столярные мастерские, кузницы и магазины…» (из книги «Станция Кемь…»). Все это было и в Кеми. Некоторые постройки сохранены до сих пор (дома, башня).
В 1917 году в Кеми, как и в других городах, проходили митинги и демонстрации, на станциях появляются организации большевиков. Позже началась Интервенция, и за эти годы железная дорога во многих местах была изношена, разрушена, после чего её пришлось восстанавливать. В годы индустриализации и первых пятилеток на Мурманской дороге появляется электротяга.
Известно, что к 1930-м годам уже полностью была построена вся инфраструктура. И ж/д больница, и водонапорная башня, и т. д.
В годы Великой Отечественной войны Кемский район стал прифронтовым. На особом положении с первых дней войны оказались кемские железнодорожники… Кемь бомбили много раз, но, по воспоминаниям очевидцев, самым страшным оказался авианалёт 2 сентября 1941 года, когда разбомбило столовую, магазин, станционные пути, погибло много людей. Немцы хотели разбомбить мост через реку Кемь, тогда бы нарушилось железнодорожное сообщение центральной части страны с Мурманским портом и сорвалась переброска резервов на Карельский фронт, нарушилось снабжение войск всем необходимым. Однако этого не произошло. Кемские железнодорожники работали на износ, в нечеловеческих условиях, многие погибли на трудовом посту.
После войны началось восстановление дороги. Сейчас станция Кемь, хоть и утратила немного своё значение, все равно остается важным железнодорожным пунктом.
Если говорить о вокзале, то можно увидеть его изображение на старых фотографиях. По воспоминаниям старожилов (А. Грязнова, книга «Станция Кемь…»), первоначально вокзал состоял из двух зданий: маленького деревянного 1916 года постройки, там располагался зал ожидания, столовая, а также каменного, построенного к 1920-м годам, где расположился начальник станции, билетные кассы, дежурные по станции. Позже это здание было перестроено и отдано под железнодорожную школу N84. Это здание в полуразрушенном виде существует и сейчас в «гореме» (район назван по названию головного ремонтного поезда, который там базировался). Современный вокзал построен к середине 1960-х годов, он также перестраивался, а привокзальная территория была облагорожена в 2016 году к столетию станции. Перед вокзалом растут уникальные голубые ели.
Анна Гончарова
.