РУССКИЕ ПОЛЯРНЫЕ МОРЕХОДЫ
Стр. 29
домой, а вперед — на восток и север, манящие своими богатствами.
В нормальных условиях специальные мастера морского кочевого дела строили хорошие суда, способные успешно совершать длительное плаванье в суровых условиях Севера.
Для „мангазейского ходу» делали кочи очень крепкие, из специального леса. Судно крепко сшивали, конопатили, смолили, оковывали. Все было сделано прочно, надежно.
Коч достигал 18-19 м в длину, 4-4,5 м в ширину, имел осадку всего только 2 м и поднимал до 35 т груза. Коч имел выпуклые борта, что облегчало плаванье во льдах арктических морей, так как при сжатии льдами благодаря округлости бортов коч оказывался на их поверхности.
Команда коча состояла из 10-15 человек, но коч мог взять на борт еще 30-40 землепроходцев.
При попутном ветре кочи ходили со скоростью до 200-250 км в сутки, свободно проходили по мелководью. При противном ветре кочи отстаивались в бухтах, против ветра ходить не могли.
Иностранные путешественники высоко расценивали мореходные качества русских судов. Голландцы и англичане пользовались судами поморов для поездок, переправки грузов, и ни в одном сочинении иностранцев мы не найдем указания на плохие мореходные качества русских судов. Наоборот. Русские суда обгоняли „заморские».
Неверно и обычное представление о том, что русские поморы отправлялись в плаванье, рассчитывая только на благоприятное стечение обстоятельств, ориентируясь лишь по звездам и очертанию берегов.
Плавая в северных морях в конце XVI и начале XVII вв., русские мореходы пользовались компасом-„маткой», а „груманланы», плававшие на Шпицберген —„Грумант“, — по-видимому, и так называемой астрономической палкой, градштоком.
Среди находок на острове Фаддея и на берегу залива Симса обращают на себя внимание остатки шести навигационных приборов, компасных солнечных часов и компасов (картушки компаса, бумажный кружок от компаса).
Примененная при изготовлении некоторых из этих приборов мамонтова кость, широко распространенная на севере России и неизвестная до XVII в. в Западной Европе, заставляет прийти к выводу, что эти приборы (компасные солнечные часы) были изготовлены русскими мастерами и, ско-
—
Стр. 30
рее всего, поморами, знавшими и латинские литеры и арабские цифры.
Поморы имели свои карты, служившие бесценным материалом для плаванья по Ледовитому океану.
XVII век, этот „новый период русской истории” (В. И. Ленин), характеризуется и новым этапом в истории русского полярного мореходства, сделавшего достоянием науки моря и земли севера Азии и северо-запада Америки.
Дело, начатое русскими поморами, продолжили и развили их преемники — русские полярные мореплаватели XVII-XX вв. Смело шли на северо-восток Азии Ребров и Москвитин, Перфирьев и Стадухин, Дежнев и Атласов. Имена русских людей носят моря, проливы, заливы, острова и мысы крайнего севера Азии и Америки. Челюскин, Малыгин, Прончищев, Лаптевы, Андреян Толстых, Прибылов, Беринг, Чириков, Шелехов, Баранов, Лошкин, Старостины обессмертили свои имена и в географической номенклатуре передали их потомству в память несгибаемого мужества и энергии русских мореходов и землепроходцев-первооткрывателей. Далекий Шпицберген был местом героической эпопеи четырех русских „груманланов“ — Химковых, Шарапова и Веригина, чье шестилетнее пребывание на суровом Груманте оставило далеко позади себя и реального Александра Селькирка, и Робинзона Крузо Даниэля Дефо, и героев „Таинственного острова “ Жюль Верна.
Экспедиции Чичагова, Литке, Пахтусова, Цивольки, Крузенштерна, Врангеля, Седова, Брусилова, Русанова, Альбанова и др. внесли огромный вклад в изучение Арктики. Но подлинное освоение Арктики началось лишь с победой Великой Октябрьской социалистической революции, со строительством социализма. Героические подвиги „челюскинцев» и славной четверки дрейфующей станции „Северный полюс» — Папанина, Кренкеля, Ширшова и Федорова, первых Героев Советского Союза — летчиков Каманина, Доронина, Слепнева, Водопьянова, Молокова, Ляпидевского и Леваневского, замечательные плаванья ледоколов „Сталин», «Ленин», „Красин»,, Седов“, „Сибиряков», «Литке»,»Малыгин” и др. говорят о том, что советский человек властно и настойчиво овладевает Арктикой. Героические перелеты краснокрылых советских самолетов через „Крышу Мира» — Северный полюс из СССР в Америку принесли заслуженную славу экипажам самолетов Чкалова и Громова.
Немало энергии и героизма проявляют советские по-
—
Стр. 31
лярники в незаметной, повседневной борьбе за освоение Арктики.
Ведут караваны судов „ледовые капитаны», плывут в водах Арктики новые дрейфующие полярные станции, передают вести в эфир радисты самой северной полярной станции — острова Рудольфа, потоком идут автомашины по Колымской трассе, грохочут краны и лебедки Игарки, высятся величественные здания Магадана, над тундрой сияет свет электрических лампочек и несутся самолеты, в городах Камчатки и Чукотки выходят газеты и работают театры и кино, распускаются цветы и растут овощи в теплицах Баренцбурга и Тикси.
Богата и красива Арктика. И хозяином ее является совет- ский человек.
Автор: Мавродин Владимир Васильевич
.
Укажите своё имя под текстом комментария