Top.Mail.Ru
ИсторияЭлектронная библиотека

РУССКИЕ ПОЛЯРНЫЕ МОРЕХОДЫ

ВСЕСОЮЗНОЕ ОБЩЕСТВО ПО РАСПРОСТРАНЕНИЮ ПОЛИТИЧЕСКИХ И НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ
ЛЕНИНГРАДСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
В. В. МАВРОДИН
РУССКИЕ ПОЛЯРНЫЕ
МОРЕХОДЫ
(с древнейших времен до XVI века)
ЛЕНИНГРАД

1955

стр. 3

  В истории освоения и изучения севера Европы, Азии и Северо-Западной Америки русским людям принадлежит важная роль. Русские поморы, казаки, служилые и промышленные люди, мореплаватели, ученые прошли на конях, судах, собаках, оленях, изучили и освоили необъятные просторы северных земель и морей, острова и заливы, реки и озера, тундру и тайгу от северной оконечности Европы до Юкона.
  Русского человека на далекий Север — к берегам Белого моря, на Печору и Тре (Терский берег), в землю Югорскую (Северный Урал) — толкнуло то же самое стремление к освоению богатых пушным зверем и рыбой, птицей и морским зверем лесов, рек и морей, та же самая жажда промысловой деятельности, та же самая характерная для русских людей предприимчивость, которая привела правнуков беломорских поморов — «землепроходцев» XVI-XVII вв. ХѴІ-ХVІІ Камчатку и Колыму, на берега Иртыша и Амура, к Охотскому и Беринговому морям. Немалую роль в продвижении простого русского люда на Север сыграло и желание уйти от феодальной эксплуатации и гнета князей и царей пусть в суровые северные, но вольные земли.
  На далекий Север русские люди пришли еще во времена Древнерусского государства и в период феодальной раздробленности Руси.
Неплодородная почва северных и восточных окраин новгородских земель вынуждала новгородцев стремиться к рекам, изобилующим рыбой, к лесам, где пушной зверь не редкость, а постоянный обитатель, к морям, богатым рыбой и морским зверем. Всем этим изобиловали далекие новгородские земли, лежащие на Крайнем Севере, земли данников Новгорода, малочисленных северных народов: лопи (саамов), чуди заволоцкой (коми-зырян), югры (хантов и маньси), самояди
1*

стр. 4

(ненцев), находившихся на разных ступенях первобытнообщинного строя. Сюда, на Север, шли простые люди, спасаясь от эксплуатации бояр, сюда стремилось и боярство для того, чтобы начать эксплуатацию русского и нерусского населения Поморья, Подвинья, Приуралья.
«Повесть временных лет» под 1096 г. помещает замечательный рассказ новгородца Гюряты Роговича, в котором мы находим указание и на народы, населяющие страны „полунощные“, и на меновую торговлю, и на пределы новгородских владений.
  Печора, Югра, горы до Лукоморья (излучины моря), в которых нетрудно усмотреть Уральские горы, или по- новгородски «Камень», — таковы географические познания новгородцев конца XI в. Это первое засвидетельствованное письменными источниками указание на то, что новгородцам в ХІ в. были известны не только страны, но и моря, „полунощные» (северные). Но проникли новгородцы на Север ранее конца ХІ в.  В новгородской Софийской первой летописи говорится о том, что в 1032 г. новгородец Улеб ходил на Железные Ворота. В литературе было высказано предположение, что под Железными Воротами следует подразумевать Карские Ворота Новой Земли.
  Богатый пушниной Север манил к себе предприимчивого новгородца. В родных краях, где были только „лоскуты» пахотной земли, жилось трудно. Север был суров, но о его богатствах давно уже ходили легенды. Новгородцы передавали из уст в уста старинное предание, пришедшее из далеких северных земель, о том, что старики, ходившие к землям, заселенным хантами, маньси, ненцами, видели в северных странах удивительные чудеса — с неба  спускается туча, из нее падают маленькие белки, растут и, выросши, разбегаются по земле. Опускается еще и другая туча, откуда  падают маленькие олени и тоже, выросши, расходятся по земле.
Рассказ этот в Ипатьевской летописи помещен под 1114 г., но ссылка на стариков, ездивших в Югру и Самоядь, свидетельствует о том, что путь на Север новгородцы проложили давно, задолго до XII в. Во всяком случае, он был хорошо известен уже давным-давно ладожанам, жителям Ладоги (ныне Старой Ладоги), этого русского форпоста на северо-западе и севере.
Ссылка на стариков убеждает в том, что знакомство ладожан с Севером относится к очень давнему времени, во

Стр. 5

всяком случае — ко временам Ярослава Мудрого. Об этом говорят и древние скандинавские саги (былины). В сагах упоминается путь на север восточной части Европы называемую Биармию (Бьёрмаланд) — по Ледовитому океану мимо Нордкапа и Белому морю. Но с течением времени в сагах отмечается и другой путь из Ладоги в Биармию. Независимо от того, к какому месту отнести Биармию — к устью Северной Двины или к Кольскому полуострову, — мы должны признать, что в первой половине XI в. отважные ладожане, идя из северного Приладожья по Онеге и Северной Двине, вышли к берегам Белого моря, а может быть, идя на ладьях вдоль берега, достигли и Кольского полуострова.
  На далекий, негостеприимный Север новгородцы проникали разными путями. Плыли Свирью на Онежское озеро и далее, через реку Водлу, на Онегу, а оттуда прямо к морю или через реку Емцу на Северную Двину. Плыли и через реку Вытегру к озеру Лаче, а оттуда речками и волоками попадали к морю или на Двину. Уходили к морю и через северный берег Онежского озера на реку Выг, прямо к берегам Онежской губы. Шли через Карелию к Белому морю. Шли в дремучую северную тайгу, в тундру, к берегам Студеного моря.
  Что представляли собой первые русские поселенцы на Севере? Среди новгородцев, осваивавших Север, были и боярские холопы, и монахи, и свободные поселенцы-крестьяне. Именно эти последние: охотники, рыбаки, звероловы, солевары, организовавшиеся в артели, осваивавшие своим трудом земли и воды Севера, были предками смелых и стойких поморов.
   Когда же русские обосновались на берегах Северной Двины и Белого моря? Имеются в виду не походы и поездки торговых людей, не сборы дани, а именно постоянные поселения русских промысловых людей.
Первыми проникли на Север ладожане. Об этом говорят и русские летописи и скандинавские саги (сага о Гальфдане, сыне Эйстена). Появление здесь русских относится, по-видимому, к Х в., а первые поселения основываются не позднее сороковых- шестидесятых годов ХІ в., т. e. примерно в то же время, что и рассказы Гюряты Роговича и поездки новгородских „мужей старых“ „за Югру и Самоядь», в „полунощные страны».
Из „Благословенной грамоты“ новгородского архимандрита

Оцените публикацию. ПРОТИВЗА (+5 баллов, 1 - всего оценок)
Загрузка...
.
Страницы ( 1 из 8 ): 1 23456 ... 8Следующая »

Добавить комментарий

Обязательные поля помечены *

Укажите своё имя под текстом комментария

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.