Море, флот, люди

Ростовчане БОПе

Одесса-мама, Ростов-папа – так в народе нарекли приморские города юга. Конечно же, к происхождению множества юморин, исходящих от одесситов и ростовчан причастны люди морской касты.

В Беломорско-Онежском пароходстве в период его интенсивного развития прописались и представители этих городов побратимов. Однако из Ростова-на-Дону выпускников речного училища прибывало в Карелию значительно больше, чем из Одессы, средней и высшей мореходки. Всех их отличали оптимизм по жизни, тонкое чувство юмора, и, я бы сказал, шарм.

Не берусь назвать всех, кто оставил добрый след в истории пароходства, их сотни, но таких, как Певкин Борис Михайлович, Алехин Леонид Митрофанович, Толмачев Николай Иванович, Одноралов Анатолий Илларионович, в пароходстве знали все.

Став опытными специалистами, кто судоводителями, а кто эксплуатационниками или управленцами, они прекрасно влились в коллектив и окружили себя людьми, умело организуя их труд. Сегодня имя Певкина Б. М., получившего по началу морскую практику в Беломорске, а затем ставшего одним из лучших капитанов БОПа, носит современный сухогруз, построенный в Петрозаводске.

Алехин Л. М. также после окончания Ростовского РУ начал работать судоводителем на судах, выполняющих транспортную работу на Онежском озере. Заочно окончил ГИИВТ и его перевели в диспетчерский аппарат Управления, где он успешно продвигался по служебной лестнице до должности первого заместителя начальника пароходства.

Высокий профессионализм и доброжелательность этого человека позволили ему стать одним из авторитетных руководителей. Его земляком, вместе работающим в пароходстве десятки лет, стал также бывший судоводитель Толмачев Николай Иванович. В его флотский стаж вошли несколько навигаций работы на судах «балансовой» линии. Старший штурман Толмачев Н. И. по рекомендации Алехина Л. М. перешел на работу диспетчером. Работал и учился в ЛИВТе на экономиста. Сменив профессию на плановика, впоследствии стал начальником планового отдела пароходства. О своем «протяже» говорит так: “Алехин Л. М. для меня всегда мой начальник. Он дважды продвигал меня по служебной стезе. Его жена Эмилия Степановна воспитывала моего сына в детском саду. Но всю жизнь между нами сохранялась дистанция, и даже как старшего по Ростовскому речному училищу”.

По натуре Николай Иванович – очень интересный собеседник. Он оказал помощь в написании книги о своей малой Родине «Культурное наследие жителей села Вышние Пены». Селяне прислали отзыв, где говорится, что это событие всколыхнуло народ, как в свое время проведенная приватизация колхозной пашни при распределении ее по паям. Особенно задела за живое глава книги, где автор привел прозвища людей, известных на селе. Один из героев книги даже пообещал при встрече с собирателем такого фольклора поправить ему лицо. Уговорили не править.

– Однажды пришел в кабинет к Алехину, –  рассказывает Николай Иванович, – а хозяина нет. Против стола во всю стену карта мира. Рассматривая карту, ему пришла мысль, что будет справедливо, если на неё нанести место расположения села Вышние Пены. Тем паче координаты он знал всегда (штурманская память) — пересечение 36-го меридиана восточной долготы и 51-й параллели северной широты. После аккуратно исполненной корректуры, гость тихо удалился. На следующий день приходит к своему шефу и приветствует его, как уроженец, на весь мир известного села Вышние Пены.

– Да, ладно тебе заливать, кому это село известно, не знаю, – говорит Леонид Митрофанович.

– Ну, как же, оно даже на картах мира есть, и на Вашей тоже, а Вы не знаете, – показывая ручкой на точку и надпись, начертанную накануне, говорит Толмачев.

Алехин подходит к карте и нахмурив брови, закуривает вторую подряд сигарету: «Разыграл-таки, ростовский хмырь».

Этим же жизненным путем прошел однокурсник Толмачева Одноралов Анатолий Илларионович. С ним всегда было легко и приятно работать. Он с честью выполнял свою работу на должности главного диспетчера пароходства. Они и сегодня неразлучны, спустя 50 лет после окончания училища, соседствуют по дачам в местечке Пиньгуба, где традиционно в День работников морского и речного флота на флагштоке поднимают вымпел БОПа под звуки марша славянки. На фото: Ростовское речное училище

Еще об одном ростовском выпускнике расскажу. Это Рыжинский Владимир Иванович. По направлению с группой однокурсников он в 1969 году прибыл в Беломорск, где остался на всю жизнь преданным флоту. Трудился на всех типов судах – от рейдового буксира до пассажирского теплохода «Беломорье». Туда его, капитана сухогруза «Волго-Балт-227», назначили по личной просьбе в 1995 году. И надо отдать должное Владимиру Ивановичу. Его общительность и коммуникабельность располагали к успешной работе с пассажирами, а уверенность, с какой он управлял судном, порой в непогоду, передавалась не только команде судна, но и туристам. Эти  качества позволили Рыжинскому В. И. также успешно более десяти лет трудиться лоцманом в порту. Вот такие они, ростовчане, в БОПе.

Ю. П. Лежнев