История

Разкóльники въ Сýмскомъ посáдѣ

Разкóльники въ Сýмскомъ посáдѣ Кемскаго уѣ́зда Архáнгельской губéрнiи.

  Сумскiе раскольники Филипповской секты, незнающiе другихъ разколовъ, именуются, между собою, христiанами и старовѣрами; а неотпадшихъ отъ православiя называютъ ни́коновцами или ни́коновщиной и щепóтниками: послѣднее названiе даютъ по троеперстному сложенiю Православныхъ для знаменованiя на себѣ Св. Креста. Въ 1848 г. до 8 Iюня (дня появленiя эпидимической холеры) въ Сумскомъ посадѣ на народонаселенiе обоего пола 1053 души причиталась тридцать пятая часть дѣйствительныхъ раскольниковъ.

  Разколъ получилъ здѣсь начало въ тридцатыхъ годахъ настоящаго столѣтiя, отъ родственной связи Сумскаго купца Якова Махилева съ семействомъ богатаго крестьянина Сороцкой деревни Ивана Гвоздарева, чрезъ бракосочетанiе дочери перваго съ сыномъ послѣдняго. Потомъ къ удержанiю и распространенiю въ Сумскомъ посадѣ разкола, сверхъ влiянiя богатаго семейства Махилева на низшiй, бѣдный классъ людей, служило поселенiе вдовы прапорщика Анны Карташóвой, прибывшей изъ С. Петербургской губернiи, со взрослыми: ея сыномъ отставнымъ канцеляристомъ и дочерью Анфи́сою, въ мѣстечкѣ

  Пéртозерѣ, за пятнадцать верстъ отъ посада. Тутъ Карташóва подъ строгимъ видомъ благочестiя, въ духѣ подвижничества и именемъ матушки наставницы о душевномъ спасенiи, мало по малу начала образовать Пертозéрскую раскольническую пустыню, куда начали стекаться раскольники и было до десяти келлiй, которыя по распоряженiю высшаго Правительства въ 1849 году уничтожены и самые раскольники выселены на мѣста прежняго жительства.

  Лже-стáрица Анна Карташóва въ зимнее время, выѣзжая нерѣдко для напутствованiй въ раскóлѣ изъ Пертозерской пустыни въ Сумскiй посадъ и деревни: Ши́жню, Сорóку и другiя окрестныя, скрытно отъ Полицiи и Духовнаго Начальства вселяла въ довѣрчивыхъ плевелы ереси и перекрещивала ихъ. Такимъ образомъ нѣсколько лѣтъ по сосѣдственнымъ отъ Пéртозера въ поморiи селенiямъ, служа пагубнымъ ослѣпленiемъ и пользуясь безсознательнымъ народнымъ довѣрiемъ, успѣла глубоко посѣять и распространить раскольническiя заблужденiя.

  Карташóва по отзывамъ образованныхъ людей, не говоря о раскольникахъ, была женщина умная, много-начитанная и самой почтенной наружности. Въ догматахъ вѣры столь убѣдительная, что возражать ей на нихъ нужно было человѣку, знакомому основательно съ богословскими науками.(*) Я видѣлъ только портретъ ея, въ раскольническомъ семействѣ Тарасовыхъ, выражающiй прекрасныя черты ея лица при гол[о]/у/быхъ <Правка слова сделана карандашом – ред.> глазахъ, лѣтъ въ тридцать; но, въ настоящую эпоху ея дѣйствiя она была ужè лѣтъ около шестидесяти.

  Послѣ смерти Анны Карташевой, скончавшейся въ Пéртозерѣ, ея благословенiемъ дочь Анфи́са приняла на себя дѣйствiя своей матери, и пользовалась тою же къ себѣ привязанностiю ослѣпленной черни. Такъ въ 1848 году, что было въ Мартѣ м<ѣся>цѣ одинъ крестьянинъ Кемскаго Уѣзда по фамилiи Юрьевъ или Гурьевъ совращенный по ученiю Карташовыхъ въ разколъ, послѣ данныхъ увѣщанiй въ Кемскомъ Духовномъ Правленiи, присланъ былъ на послѣднее увѣщанiе къ Сумскому Благочинному Священнику Ѳедорову, на убѣдительныя вразумленiя котораго Юрьевъ или Гурьевъ, послѣ упорнаго своего молчанiя, въ твердомъ закоснѣнiи отозвался такъ: „штò тоб`ѣ бáцько со мнòй толковàть, я целовѣ́къ тё́мной, ницегò не знай, спрашивáй мáтушку Анфи́су, онà про э́вто знáтъ и тоб`ѣ скáж[е]/о/тъ, куд`ы хошъ со мной, хошь въ турм`у сади, а ужъ отъ вѣры, безъ матушки Анфи́сы, я не откажусь.” И послѣ этого ни слова не отвѣчалъ Священнику. Подобiе этому случаю готово встрѣтиться и въ сумскихъ раскольникахъ. На убѣжденiя къ раскаянiю отъ соблáзна и возвращенiю къ православiю, безъ сомнѣнiя, они отвѣтятъ самымъ холоднымъ молчанiемъ. Впрочемъ, охотно-поучительны въ ученiи своемъ о правой вѣрѣ. У нихъ есть общая поговорка, которую относятъ къ себѣ: „котóра вѣ́ра гони́ма, та и прáва.” Удержанiе ихъ Правительствомъ отъ совращенiя въ разкóлъ, они признаютъ за гонéнiя. Зимою при проѣздѣ крестьянъ Олонецкой Губернiи и изъ другихъ мѣстъ мимо Сумскiй посадъ въ поморскiя деревни: Ши́жню и Сорóку подъ извозъ оттуда свѣжихъ сельдей и сухой трески, во время остановки здѣсь крестьянъ для отдыха отъ перегóну лошадей или для переночеванiя, пока приготовляется нужная пища, домохозяинъ, если грамотенъ и особенно по вѣ́рѣ (мѣстное выраженiе по вѣры означаетъ раскóльника,) то между разговорами онъ готовъ, съ полнымъ радушiемъ въ прекрасномъ желанiи душевнаго просвѣщенiя, и неупускаетъ случая, когда мужики сидятъ за столомъ, прочесть имъ что-либо изъ старинныхъ книгъ, которыя тщательно хранитъ отъ духовенства и мѣстной Полицiи въ собственное утѣшенiе и для другихъ, ищущихъ душевнаго спасенiя.

  Благоговѣя предъ таинственною силою крестнаго на себѣ знаменiя, они дѣлаютъ это съ духовнымъ вниманiемъ, съ довольно звучнымъ впечатлѣнiемъ и съ нѣкоторыми разтановками, по произнесенiи молитвы, дѣлаютъ поясные или земные поклоны. Справедливо осуждаютъ тѣхъ, кто крéстится безъ христiанскаго вниманiя съ крайнею небрежностiю, говоря на это, что такому маханiю и сѣ́мо и овáмо – бѣси радуются, приводя на это, доказательство изъ предисловiя къ стариннымъ псалтирямъ. При моленiи употребляютъ л[и]/ѣ/стовки <Правка слова сделана карандашом – ред.> и подстилаютъ передъ собою на полъ платокъ, или нарочито сшитую на это, при земныхъ поклонахъ, на видъ пелены; употребляютъ также кажденiе ладаномъ; особенно въ праздничные или воскресные дни. При этомъ раскольники держатся страннаго предразсудка, по которому, молясь Богу, должно имѣть на себѣ поясъ ниже пу́па.

  Двуперстное сложенiе для изображенiя на себѣ Св. креста есть общее для всѣхъ сумлянъ. Въ двуперстномъ сложенiи нѣкоторые понимаютъ символически: Божество и человѣчество; а въ соединенiи остальнихъ трехъ перстовъ Св. Троицу. Другiе предувѣрены, что этимъ крестомъ Святые Отцы спаслись; иные невнимаютъ ученiю Православной Церкви о сложенiи перстовъ для крестнаго на себѣ знаменiя подъ страхомъ перемѣнить оставленное по преданiю Св. Отцами, чтобъ, неподвергнуться проклятiю, ссылаясь на поученiе Св. Iакова о вѣрѣ и любви, еже къ Богу, слово 49, гдѣ между прочимъ сказано: „о братiе и отцы, блюдитеся, да никого же васъ прельститъ дiаволъ. Святый Апостолъ Павелъ глаголетъ: бдите и молитеся, и стойте въ вѣрѣ, мужайтеся и утвержайтесь и вся вамъ любовiю да быва[е]/ю/тъ: держитеся преданiя Святыхъ Отецъ, и блюдитеся егда кто окрадая васъ мудростiю и тщетною лестiю по преданiю человѣческому, по стихiямъ мiра, а не по Христѣ и паки рече: аще ангелъ, или инъ кто благовѣститъ вамъ паче благовѣщеннаго благовѣстiя, проклятъ да будетъ. Тѣмъ же братiе и отцы, держите неподвижно преданiя и ученiя Апостольская и Святыхъ Отецъ.” Прочiе ничего незная, думаютъ только, что такъ лучше и этому сложенiю перстовъ при знаменiи на себѣ креста отдаютъ святость и таинственную благодать непремѣннаго спасенiя, говоря, такъ Святые Отцы молились и спаслись.

  Основываясь на вышеупомянутомъ словѣ Св. Iакова, о вѣрѣ и любви, сомнѣваются въ измѣненiи служенiя литургiи вмѣсто семи на пяти просфорахъ и на нихъ новаго четвероконечнаго креста, который называютъ крыжомъ. Въ 7мъ членѣ Сνмвола Православныя вѣры: „Его же Царствiю небудетъ конца;” вмѣсто „небудетъ” удерживаютъ: „нѣсть конца.” Въ чтенiи молитвъ: Богородице дѣво радуйся вмѣсто „благодатная” употребляютъ: „обрадованная матерь марiя.” И: „Достойно есть,” – читаютъ такъ: „Достойно есть яко во истину блажити Тя Богородице, присноблаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего, честнѣйшую Херувимъ и славнѣйшую во истинну серафимъ, безъ истлѣнiя Бога Слова рождшую, сущую Богородицу тя величаемъ.”

  Старухи и молодыя женщины, приверженныя къ старообрядству, но несовершенно отпадшiе отъ Св. Церкви, входятъ иногда во храмъ Божiй для поклоненiя Св. Иконамъ; но, не во время службы. Молитвенное общее раскольническое служенiе совершается ими секретно и потому время его извѣстно только между ними. И въ ихъ моленной /во время служенiя/ недозволяется ими быть иновѣрцу и непринявшему раскольническаго крещенiя.

  На Патрiарха Никона существуетъ между ними наслѣдственная злоба и много страшныхъ на него наговоровъ. Напр. говорятъ, что въ исправленiи книгъ Патрiарху Никону помогалъ нѣкто Арсё́нко (по ихъ воображенiю нѣчто въ родѣ злаго духа).

  Непозволяютъ себѣ изъ прихотей курить или нюхать табакъ и пить кофе. – Пьютъ чай и нечужды вина, но очень воздержны въ послѣднемъ.

  Чтобы поставить раскольниковъ въ всегдашнемъ отдѣлѣ отъ православныхъ, въ этомъ намѣренiи, раскольническiе наставники и наставницы постановили ѣсть и пить изъ особой посуды отъ православныхъ, что и составляетъ первый наружный признакъ раскольника. –

Александръ Шешенинъ.

(*) Такiе отзывы я слышалъ: 2 Января 1845 года отъ Жандармскаго Подполковника Семена Ивановича Ходнева; послѣ него, отъ Становыхъ Приставовъ Шабунина, Хржонстовскаго и отъ Сумскаго Священника Ѳедорова.