” Птенцы гнезда Петрова “

На фотографии капитаны Беломорско-Онежского пароходства- “Птенцы гнезда Петрова”,так нарекли воспитанников Петра Алексеевича Стрелкова, собравшихся 21 января 1978 года по случаю 60-летия своего наставника. В 1-м ряду 4-й слева П.А.СТРЕЛКОВ.

Капитаны восхождения.

Устинов Александр Петрович (1938-2020 )

А. П. Устинов  о  П. А. Стрелкове.

В «Воднике Карелии» за 7 мая 1989 года прочитал рассказ «Встреча» из литературного наследия П. А. Стрелкова. Действительно, многие творческие замыслы Петра Алексеевича остались неосуществленными. В 1968 году мне посчастливилось работать с Петром Алексеевичем на т/х «Балтийский-56». Почти каждый свободный вечер он заходил ко мне чтобы побеседовать на житейские и литературные темы. Особо он восхищался стихами Асадова Э. А., а также самим поэтом. И всегда с готовностью откликался на просьбу прочитать что-нибудь свое. Однажды мы шли Адриатикой и Петр Алексеевич увидел на карте маяк «Свети Иван на пучину». Его поэтическая душа увидела всю глубину смысла этого названия: древние связи наших народов и дружеские чувства югославов к русским. И, естественно, на следующий день мы услышали новое стихотворение в авторском исполнении.
В один из вечеров он, вспоминая свои родные края, рассказал нам историю, которая лично мне не попадалась в произведениях Петра Алексеевича и на мой взгляд достойна внимания.

В одном поморском селе жил паренек, звали его Ванюшкой.
Отец Ванюшки, как это часто бывало в моряцких семьях, однажды не вернулся с промысла. Вместе с ним сгинули и два его взрослых племяша. Вскоре и мать отдала душу Богу. Ванюшку, окончившего к этому времени ЦПШ (церковно-приходская школа), взял на воспитание его дядя Илья, сыновья которого погибли вместе с отцом Ивана, и определил его к себе на коч зуйком. Обязанности зуйка известны: делай что прикажут. И он работал с темна и до темна. Тем не менее вырос Ванюшка здоровым, красивым парнем, хорошо изучившим рыбацкую науку. В наследство от дяди достались Ивану два старых коча. Начав с этих двух утлых суденышек, к 1917 году он владел уже несколькими пароходами. Тремя судами командовали его сыновья, одним зять. Возили они традиционные грузы русского Севера: лес, пеньку, лен, в основном на Англию. По выходу парохода из Архангельска, Иван уже Иванович, по телеграфу с главпочтамта, сообщал своему доверенному лицу в Лондоне мистеру Джонсону данные по грузу, время прихода и просьбу обеспечить обратную загрузку, что за соответствующую мзду мистер Джонсон и делал. Возвращающиеся пароходы Иван Иванович обычно встречал на Чижовском рейде и давал указания по дальнейшей работе. К слову сказать весь управленческий аппарат состоял из: самого Иван Ивановича, осуществлявшего общее руководство, его супруги Анфисы Григорьевны, окончившей гимназию и помогавшей ему в канцелярских делах, да старичка бухгалтера.
Когда подходил срок ремонта очередного парохода Иван Иванович ехал к владельцу Соломбальского судоремонтного завода, тот приглашал главного шкипера и они втроем обсуждали объем работ, сроки, общую стоимость, размеры премии за досрочный ремонт и штрафов за излишний простой. Пятьдесят процентов суммы переводились на счет владельца завода сразу же, остальные по окончании ремонта. Пароход на завод, экипаж в отпуск и никаких проблем для судовладельца.
После окончания Гражданской войны и Интервенции не осталось у Иван Ивановича кораблей, но кубышка была полна царскими червонцами. А когда наступили тяжелые, голодные времена для жителей Архангельска, чекисты забрали его в кутузку и потребовали денег. Покормит Иван Иванович клопов день другой, вызовет свою Анфису и скажет: «Отдай этим голодранцам горшок с золотишком, закопанный там то». Она приносила горшок несколько раз, пока все не вытрясли и наконец его отпустили.
Дожили наши старцы почти до войны. А похоронены на Соломбальском кладбище.
Вот такую историю поведал нам Петр Алексеевич Стрелков еще в 1968 году.
А. П. Устинов

Устинов Александр Петрович, родился 30 апреля 1938 года в г. Ленинграде. С 1941 года по 1944 год находился с матерью в эвакуации в г. Данилов, Ярославской обл. В 1954–1955 г. учился в школе юнгов — специалистов рядового плавсостава ВМФ по специальности рулевой -сигнальщик. По окончании учебы был направлен в  г. Таллинн в распоряжение командира в/ч 49300Т, это ОВСГ — отдел вспомогательных судов и гаваней, где и проработал до 1958 года в должности матроса 1-го класса. на буксирах м/б «15» и м/б «Тюлень». Работа заключалась в следующем: обслуживание ВМФ, т. е. буксировали щиты-мишени при стрельбах, оказывали помощь при швартовках кораблей, в  ледовых переходах буксировали объекты, когда работали в АСО (аварийно-спасательный отряд). За все время принимали участие: при снятии с камней в Финском заливе рыбацкого буксира, оказывали помощь при подъеме двух подводных лодок, сопровождали 3 секции: плавучего моста (с проблемами).
С 1958 по 1963 учеба в Архангельском мореходном училище на судоводительском отделении. Перед окончанием училища проходил стажировку на сторожевом корабле«Туман» в Североморске в должности мичмана.

В январе 1963 года был направлен в Беломорско-Онежское пароходство и назначен штурманом на теплоход «Балтийский-5».
В июле месяце 1963 года следуя из Калининграда с грузом песка в Финском заливе на траверзе маяка Шепелевский подорвались на мине, но своим ходом пришли в Кронштадт, а затем в Пиндуши на ремонт. Пробоина была около 60 квадратных метров.
В июне 1967 года назначен капитаном теплохода «Балтийский-56». В 1980 г. принял из новостроя теплоход «Балтийский-109», работал капитаном этого судна до  выхода на пенсию в 1999 г.
Устинов Александр Петрович — “Лучший капитан Министерства речного флота РСФСР”, награжден Орденом Трудового Красного Знамени и медалями «Ветеран труда» и «300 лет Российскому флоту» , присвоены звания: “Специалист высшего класса”. “Почетный работник речного флота”, “Отличник речного флота”, “Заслуженный работник БОПа”.

Материал предоставлен капитаном А. П. Некипеловым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.