Море, флот, люди

” Птенцы гнезда Петрова “

На фотографии капитаны Беломорско-Онежского пароходства- “Птенцы гнезда Петрова”,так нарекли воспитанников Петра Алексеевича Стрелкова, собравшихся 21 января 1978 года по случаю 60-летия своего наставника. В 1-м ряду 4-й слева П.А.СТРЕЛКОВ.

Капитаны восхождения.

Устинов Александр Петрович (1938-2020 )

А. П. Устинов  о  П. А. Стрелкове.

В «Воднике Карелии» за 7 мая 1989 года прочитал рассказ «Встреча» из литературного наследия П. А. Стрелкова. Действительно, многие творческие замыслы Петра Алексеевича остались неосуществленными. В 1968 году мне посчастливилось работать с Петром Алексеевичем на т/х «Балтийский-56». Почти каждый свободный вечер он заходил ко мне чтобы побеседовать на житейские и литературные темы. Особо он восхищался стихами Асадова Э. А., а также самим поэтом. И всегда с готовностью откликался на просьбу прочитать что-нибудь свое. Однажды мы шли Адриатикой и Петр Алексеевич увидел на карте маяк «Свети Иван на пучину». Его поэтическая душа увидела всю глубину смысла этого названия: древние связи наших народов и дружеские чувства югославов к русским. И, естественно, на следующий день мы услышали новое стихотворение в авторском исполнении.
В один из вечеров он, вспоминая свои родные края, рассказал нам историю, которая лично мне не попадалась в произведениях Петра Алексеевича и на мой взгляд достойна внимания.

В одном поморском селе жил паренек, звали его Ванюшкой.
Отец Ванюшки, как это часто бывало в моряцких семьях, однажды не вернулся с промысла. Вместе с ним сгинули и два его взрослых племяша. Вскоре и мать отдала душу Богу. Ванюшку, окончившего к этому времени ЦПШ (церковно-приходская школа), взял на воспитание его дядя Илья, сыновья которого погибли вместе с отцом Ивана, и определил его к себе на коч зуйком. Обязанности зуйка известны: делай что прикажут. И он работал с темна и до темна. Тем не менее вырос Ванюшка здоровым, красивым парнем, хорошо изучившим рыбацкую науку. В наследство от дяди достались Ивану два старых коча. Начав с этих двух утлых суденышек, к 1917 году он владел уже несколькими пароходами. Тремя судами командовали его сыновья, одним зять. Возили они традиционные грузы русского Севера: лес, пеньку, лен, в основном на Англию. По выходу парохода из Архангельска, Иван уже Иванович, по телеграфу с главпочтамта, сообщал своему доверенному лицу в Лондоне мистеру Джонсону данные по грузу, время прихода и просьбу обеспечить обратную загрузку, что за соответствующую мзду мистер Джонсон и делал. Возвращающиеся пароходы Иван Иванович обычно встречал на Чижовском рейде и давал указания по дальнейшей работе. К слову сказать весь управленческий аппарат состоял из: самого Иван Ивановича, осуществлявшего общее руководство, его супруги Анфисы Григорьевны, окончившей гимназию и помогавшей ему в канцелярских делах, да старичка бухгалтера.
Когда подходил срок ремонта очередного парохода Иван Иванович ехал к владельцу Соломбальского судоремонтного завода, тот приглашал главного шкипера и они втроем обсуждали объем работ, сроки, общую стоимость, размеры премии за досрочный ремонт и штрафов за излишний простой. Пятьдесят процентов суммы переводились на счет владельца завода сразу же, остальные по окончании ремонта. Пароход на завод, экипаж в отпуск и никаких проблем для судовладельца.
После окончания Гражданской войны и Интервенции не осталось у Иван Ивановича кораблей, но кубышка была полна царскими червонцами. А когда наступили тяжелые, голодные времена для жителей Архангельска, чекисты забрали его в кутузку и потребовали денег. Покормит Иван Иванович клопов день другой, вызовет свою Анфису и скажет: «Отдай этим голодранцам горшок с золотишком, закопанный там то». Она приносила горшок несколько раз, пока все не вытрясли и наконец его отпустили.
Дожили наши старцы почти до войны. А похоронены на Соломбальском кладбище.
Вот такую историю поведал нам Петр Алексеевич Стрелков еще в 1968 году.
А. П. Устинов

Устинов Александр Петрович, родился 30 апреля 1938 года в г. Ленинграде. С 1941 года по 1944 год находился с матерью в эвакуации в г. Данилов, Ярославской обл. В 1954–1955 г. учился в школе юнгов — специалистов рядового плавсостава ВМФ по специальности рулевой -сигнальщик. По окончании учебы был направлен в  г. Таллинн в распоряжение командира в/ч 49300Т, это ОВСГ — отдел вспомогательных судов и гаваней, где и проработал до 1958 года в должности матроса 1-го класса. на буксирах м/б «15» и м/б «Тюлень». Работа заключалась в следующем: обслуживание ВМФ, т. е. буксировали щиты-мишени при стрельбах, оказывали помощь при швартовках кораблей, в  ледовых переходах буксировали объекты, когда работали в АСО (аварийно-спасательный отряд). За все время принимали участие: при снятии с камней в Финском заливе рыбацкого буксира, оказывали помощь при подъеме двух подводных лодок, сопровождали 3 секции: плавучего моста (с проблемами).
С 1958 по 1963 учеба в Архангельском мореходном училище на судоводительском отделении. Перед окончанием училища проходил стажировку на сторожевом корабле«Туман» в Североморске в должности мичмана.

В январе 1963 года был направлен в Беломорско-Онежское пароходство и назначен штурманом на теплоход «Балтийский-5».
В июле месяце 1963 года следуя из Калининграда с грузом песка в Финском заливе на траверзе маяка Шепелевский подорвались на мине, но своим ходом пришли в Кронштадт, а затем в Пиндуши на ремонт. Пробоина была около 60 квадратных метров.
В июне 1967 года назначен капитаном теплохода «Балтийский-56». В 1980 г. принял из новостроя теплоход «Балтийский-109», работал капитаном этого судна до  выхода на пенсию в 1999 г.
Устинов Александр Петрович — “Лучший капитан Министерства речного флота РСФСР”, награжден Орденом Трудового Красного Знамени и медалями «Ветеран труда» и «300 лет Российскому флоту» , присвоены звания: “Специалист высшего класса”. “Почетный работник речного флота”, “Отличник речного флота”, “Заслуженный работник БОПа”.

Материал предоставлен капитаном А. П. Некипеловым