История

Председатель Совета ветеранов станции Беломорск Татьяна Румянцева

СЕГОДНЯ ДЕНЬ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКА

СЕГОДНЯ ДЕНЬ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКА

 

 

 

 

 

 

С Татьяной Леонидовной Румянцевой мы познакомились полтора года назад на курсах компьютерной грамотности для пенсионеров, которые осуществлялись в Центре поморской культуры города Беломорска в рамках проекта «Активное поколение». Татьяна Леонидовна сразу же расположила к себе, как человек очень добродушный, отзывчивый, ответственный и болеющий за дело.

Затем наша встреча состоялась уже тогда, когда Татьяна Леонидовна начала сбор материала по истории предприятия, на котором она трудилась более тридцати лет – станции Беломорск Октябрьской железной дороги. В ее доме хранятся многочисленные папки с биографиями ветеранов-железнодорожников, вырезки газет, фотографии, их копии, выписки из трудовых книжек, сохранились даже зеленый, желтый и красный талоны предупреждения МПС СССР к формуляру дежурного по станции 1990-х годов, которые отбирались у дежурного по станциям за нарушение ПТЭ, инструкции по движению поездов и маневровой работе, инструкции по сигнализации и пр. Это указано в «Положении о формуляре и талонах предупреждений дежурного по станции», напечатанное в формуляре Татьяны Леонидовны, где указана ее должность «дежурного по горке» (№ 330, 1990 г.).

День за днем вместе с краеведом объединения «Поморский берег» Галиной Трофимовной Пигановой мы разбирали эти бесчисленные документы, исписанные ручкой, карандашом, и через некоторое время, безусловно, возникло огромное желание узнать у Татьяны Леонидовны, как она пришла в профессию железнодорожника, посвятив ей всю свою трудовую жизнь.

Татьяна Леонидовна Румянцева
Татьяна Леонидовна Румянцева во время работы на станции Беломорск. 1995 г.

Татьяна Румянцева – коренная жительница города Беломорска. Она родилась здесь 25 августа 1950 г. После окончания железнодорожной школы № 82 (ныне школа №3) поступила в Петрозаводское торгово-кулинарное училище. В 1967 г. после завершения учебы работала продавцом гастронома в Сегежском городском торге, через два года пришла на станцию Беломорск учеником весовщика товарной конторы, затем трудилась в северном парке по приему и отправке составов.

Она очень хорошо помнит своего первого наставника – Алексея Семеновича Нестерова, ветерана Великой Отечественной войны, человека, требовательного к себе, понимающего, очень скромного. Девятнадцатилетняя Татьяна чуть позже узнает о том, что этот молчаливый человек воевал на фронте, тогда, когда увидит его фотографию на одном из стендов станции. Алексей Семенович прошел всю войну, был награжден медалью «За отвагу», «За освобождение Заполярья», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.». С 1947 г. до выхода на заслуженный отдых трудился он на станции старшим весовщиком товарной конторы. За труд имел 52 поощрения от руководства предприятия, ему присвоено звание «Ветеран труда  железнодорожного транспорта». Татьяна Леонидовна говорит, что если бы Алексей Семенович сегодня был жив, то мы много интересного узнали бы о станции Сорокская послевоенного периода.

Слева направо: А. С. Нестеров, весовщик, Е. М. Годиева, списчик вагонов, Т. И. Тимошенко, дежурный по парку. 1973 г.
Слева направо: А. С. Нестеров, весовщик, Е. М. Годиева, списчик вагонов, Т. И. Тимошенко, дежурный по парку. 1973 г.

Она вспоминает, что устроиться на работу на станцию ей посоветовала мама ее подруги, Лидия Марина, трудившаяся стрелочником. Как сегодня тот день перед ее глазами – 22 декабря 1969 года: в отделе кадров конторы станции учеником весовщика ее принимает Александра Лукинична Ильичева. Тогда на улице Железнодорожной, напротив зала ожидания, располагалось двухэтажное деревянное здание с вывеской «Билетные кассы». В нем, со стороны леса, было два подъезда: с южной стороны – в подъезде на первом этаже справа – размещалась товарная контора. С общего входа в нее висела вывеска «Товарная контора работает круглосуточно», на двери в товарную кассу – вывеска «Посторонним вход воспрещен».

В товарной конторе старшим товарным кассиром работали Анна Степановна Подолькова, Майя Александровна Круглова, товарные кассиры Нина Григорьевна Масунова, Нина Георгиевна Полякова. У весовщиков было небольшое окошечко, где товарные кассиры производили грузовые операции по документам. Помещение товарной кассы было маленькое с печным отоплением (топка находилась со стороны кабинета товарной конторы, где работали весовщики). В товарной конторе трудились в четыре смены по 12 часов.

Н. Г. Полякова на рабочем месте (товарная касса). 1985 г.
Н. Г. Полякова на рабочем месте (товарная касса). 1985 г.

После прохождения медицинской комиссии в г. Кеми Татьяну Леонидовну направили в грузовой цех к Светлане Николаевне Поповой, заведующей товарной конторы. Здесь в это время трудились Мария Прокопьевна Нестерова, агент по розыску груза и весовщики (работали за общим столом): Любовь Александровна Тюрикова, Людмила Михайловна Минина, Екатерина Филипповна Михайлова, Римма Алексеевна Нефедова, Серафим Васильевич Останин, Мария Ивановна Ремшуева, Анастасия Васильевна Минина, Галина Михайловна Федоткина, Наталья Степановна Егорова (Анохина), Елена Спиридоновна Карасова.

Практику проходила на рабочем месте, вечерами изучала теоретический курс на дому у Светланы Николаевны Поповой, которая жила в маленькой холодной комнатке на улице Строительной в квартире с общей кухней. Ее соседкой была Капитолина Васильевна Ремшуева. Весовщикам, находившимся на смене, некогда было учиться, они были постоянно заняты. Принимали экзамены члены комиссии из НОД-4 станции Кемь Октябрьской железной дороги, в которую входили старший коммерческий ревизор Яков Александрович Жеребцов и коммерческий ревизор Николай Степкин, ему на смену пришел Василий Павлович Степанов. После него ревизором была Анна Спиридоновна Майкова.

– На практике я отработала шесть смен, – вспоминает Татьяна Леонидовна, – а после уже трудилась самостоятельно, без напарника: с товарной конторы никого не привлекали. Через полгода, летом, я обучалась на курсах в г. Бологое в дорожной технической школе, после окончания которых меня перевели в северный парк весовщиком. С моим наставником на практике Алексеем Семеновичем Нестеровым трудились: Виктор Андреевич Пухов, Николай Егорович Сапрыкин.

После выхода Анны Спиридоновны Майковой на заслуженный отдых отделение расформировали, и она работала товарным кассиром в товарной кассе, агентом по розыску груза. Грамотный, выдержанный специалист, она всегда давала полезные советы по работе, никогда не отказывала в помощи. И сегодня во всем мне помогает. После нее коммерческими ревизорами здесь трудились Людмила Владимировна Максимкина, Галина  Анатольевна Долиновская, Елена Витальевна Геско, финансовыми ревизорами: Павел Федорович Федосеев, Людмила Сергеевна Долиновская.

С теплом вспоминаю работавших в грузовом цехе северного парка людей: Алексей Семенович Нестеров, Николай Егорович Сапрыкин, Виктор Андреевич Пухов, Раиса Григорьевна Кузнецова, Тамара Афанасьевна Червонюк, Алевтина Александровна Колчанова, Любовь Каншиева, Галина Рудницкая, Наталья Степановна Егорова, Елена Петровна Вопияшина, Елена Спиридоновна Карасова, Екатерина Александровна Сорокина, Ольга Григорьевна Матвеева, Вера Дмитриевна Лямина, Татьяна Александровна Короткова, Галина Дорофеевна Толмасова, Алевтина Михайловна Ротова и др.

Со мной трудилась Раиса Григорьевна Кузнецова, ее перевели со ст. Сумпосад. Вагонопоток постоянно увеличивался, поэтому появилась необходимость поставить еще одного весовщика в смену. Стали приходить к нам и молодые кадры: Людмила Тимофеевна Годиева, Лидия Афанасьевна Волошина, Тамара Афанасьевна Червенюк (Новикова).

Мы долго работали в парах: Виктор Андреевич Пухов и Людмила Тимофеевна Годиева, я и Раиса Григорьевна Кузнецова, Алексей Семенович Нестеров и Лидия Афанасьевна Волошина, Алевтина Александровна Колчанова и Тамара Афанасьевна Червонюк. Все трудились в четыре смены, редко кто болел, все «держались» за свои смены. Когда Раиса Григорьевна ушла в южный парк, я работала с Натальей Степановной Егоровой (Анохиной), после – с Екатериной Александровной Сорокиной.

Вспоминаю, что тогда товарный двор (пакгауз) находился напротив дома № 55 по улице Железнодорожной. На товарном дворе стоял пожарный поезд. Весовщиками на пакгаузе были Людмила Михайловна Минина, Екатерина Филипповна Михайлова (на сортировке грузов), грузчиком – Виктор Кузьмич Котов, он вручную перевозил груз из вагона на пакгауз или с пакгауза в вагон. На контейнерной площадке весовщиками работали: Любовь Петровна Акуратова (на сортировке тяжеловесных грузов), Зинаида Петровна Макарова (на сортировке выгрузки контейнеров), Алевтина Александровна Колчанова. Пакгауз в ночное время охраняли Анна Кузьминична Безрукова, Мария Яковлевна Мартынова, после – Виктор Иванович Ермаков, Алексей Семенович Нестеров.

Через некоторое время пакгауз и контейнерную площадку объединили. Было удобно для клиентов, когда стали вместе: товарная контора, пакгауз, контейнерная. На контейнерной площадке в небольшом помещении находились весовщики, здесь было очень холодно, в течение смены постоянно топилась печь. Весовщиками работали: Любовь Петровна Акуратова, Зинаида Петровна Макарова, Алевтина Александровна Колчанова, крановщиками – Вера Николаевна Кривич, Валентина Горбань, Иван Егорович Саломахин, Сергей Николаевич Скуридин, Светлана Хиршиева, Валентина Гладышева, стропальщиками – Григорий Викторович Пышкин, Анатолий Андреевич Ермаков, Вячеслав Геннадьевич Сырых. После 1980-х годов на контейнерной трудились Людмила Тимофеевна Годиева, Анна Алексеевна Горбачева, Людмила Кирилловна Липаева.

Развозом контейнеров по городу и району занимались имевшие специальный транспорт работники автоколонны 1368 города Беломорска. На специализированной машине водителем был Федор (к сожалению, не помню его отчества и фамилии), диспетчерами на контейнерной площадке – Эльвира Михайловна Кольцова, Валентина Матвеевна Цвирко.

 

Татьяна Леонидовна достает из папки листы с исписанными в столбик фамилиями людей, которых хотела бы, чтобы нынешние работники станции не забывали, помнили. Люди разных специальностей трудились рядом с ней, после нее, всех их объединяет одно: они – железнодорожники. В северном парке в 1980-е г. работали бригадир Алевтина Александровна Колчанова, Людмила Тимофеевна Годиева, Любовь Ивановна Попова, Валентина Васильевна Калабалина, Елена Петровна Вопияшина, Вера Дмитриевна Лямина, Татьяна Альбертовна Никитина, Светлана Александровна Ромилина и др., в южном парке – Татьяна Александровна Каллиева, Наталья Федоровна Лисицына, Наталья Андреевна Кириленко, Галина Ивановна Щербакова и др.

Агенты по розыску груза: Мария Прокопьевна Нестерова, Людмила Красикова, Валентина Васильевна Каминская, Алевтина Александровна Колчанова, Светлана Феодосьевна Командина.

В товарной конторе: старшие товарные кассиры Анна Степановна Подолькова, Майя Александровна Круглова, товарные кассиры Нина Григорьевна Мосунова, Нина Георгиевна Полякова, Анна Яновна Горбуль, Вера Ивановна Иванова, Вера Дмитриевна Лямина.

– В здании товарной конторы, – продолжает рассказ Татьяна Леонидовна, – было печное отопление, техничкой здесь работала Валентина Ивановна Федорова. Ей приходилось топить печки очень рано, в четыре часа утра, чтобы к началу рабочего дня в помещении было тепло. Везде успевала Валентина Ивановна: чистила снег, подсыпала дорожки песком, убирала в сарай дрова, которые сама и заготавливала. Правда, когда проводились субботники, то на них тоже заготавливали дрова.

Слева направо: Валентина Ивановна Федорова, Анна Алексеевна Горбачева. 10-й пост. 1970-е гг.
Слева направо: стрелочники ст. Беломорск Валентина Ивановна Федорова, Анна Алексеевна Горбачева. 10-й пост. 1970-е гг.

Работы в южном парке было много: когда со станции Кемь (с льдопункта) под погрузку рыбы поступали ледники, снабженные льдом, нужно было забираться на крышу вагона и проверять заправку льдом карманов.

Постоянно приходили вагоны с хлебными грузами, надо было выдавать согласно уставу комбикорма, ячмень, которые приходили насыпью, муку и т.д. Перевеска проходила через сотенные весы, на эту работу уходила целая смена или даже больше времени. В те годы было очень много выгрузки и погрузки. Склады находились на острове Старчина у моря (база хлебопродуктов), которыми заведовала Титова. В конторе за общим столом висела бумага от представителя базы хлебопродуктов, где было расписано, куда и какие вагоны, с какими грузами подавать под выгрузку. Например, мука всегда выгружалась в девятом тупике.

Приемосдатчики северного парка ст. Беломорск Т. А. Короткова и Е. А. Сорокина. 1980-е гг.
Приемосдатчики северного парка ст. Беломорск Т. А. Короткова и Е. А. Сорокина.
1980-е гг.

Старшие весовщики принимали погрузку на открытом подвижном составе. Весовщикам надо было принять груженые вагоны и порожние из-под выгрузки, нанести меловую разметку. Согласно разметке работал составитель поездов.

В помещении с весовщиками находился сведенист Адель Михайловна Третьякова, которая приходила во второй половине дня и вела учет грузового и транзитного простоя станции за сутки. Позднее ее заменили Валентина Григорьевна Пышкина, Роза Мусаевна Задорожная, Василий Григорьевич Красногир, Ольга Петровна Корнилова, Анастасия Ивановна Татаринцева и др. Люди на этой должности часто менялись, так как их не устраивал график работы.

В зимнее время, когда были сильные заносы, пурга, на стрелках не успевали чистить снег (делали все вручную), нас приказом переводили на снегоуборку.

Когда я стала работать бригадиром в северном парке ПКО, со мной трудились приемщики поездов: Светлана Юрьевна Дурова, Маргарита Михайловна Владимирова, Татьяна Николаевна Чкалова, Анжела Евгеньевна Хворостова, Наталья Юрьевна Ваврух, Лидия Сергеевна Машина, Валентина Васильевна Калабалина, Вера Васильевна Усик, Екатерина Геннадьевна Ткачук, Вера Александровна Новикова, Татьяна Владимировна Смирнова, Елена Юрьевна Иванюк, Галина Валентиновна Яковлева, Любовь Ивановна Суржик, Ирина Николаевна Кравец и др. Коллектив был дружный, все друг другу помогали.

Проработав тринадцать лет на железной дороге, Татьяна Леонидовна поступает в Петрозаводский техникум железнодорожного транспорта и оканчивает его спустя четыре года, получая специальность «эксплуатация железных дорог». В 1988-1989 годах она работала дежурной по горке, затем была переведена вновь в товарную контору, где трудилась приемосдатчиком 1-го класса, бригадиром пункта коммерческого осмотра и на других должностях. С 25 мая по 5 июня 1998 г. прошла краткосрочное обучение в Центре дополнительного образования Петербургского государственного университета путей сообщения по повышению квалификации по анализу причин крушений и аварий, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте.

Коллектив товарной конторы. Слева направо: товарные кассиры Н. Г. Полякова и В. И. Иванова, агент по розыску грузов С. Н. Попова, старшие приемосдатчики грузов Т. Л. Румянцева и Р. Г. Кузнецова, начальник товарной конторы Г. А. Долиновская, приемосдатчики Н. Ф. Лисицына, Г. И. Сафонова (Щербакова), товарный кассир В. Д. Лямина. 1985 г.
Коллектив товарной конторы. Слева направо: товарные кассиры Н. Г. Полякова и В. И. Иванова, агент по розыску грузов С. Н. Попова, старшие приемосдатчики грузов Т. Л. Румянцева и Р. Г. Кузнецова, начальник товарной конторы Г. А. Долиновская, приемосдатчики Н. Ф. Лисицына, Г. И. Сафонова (Щербакова), товарный кассир В. Д. Лямина. 1985 г.

Лидер социалистического соревнования, ударник коммунистического труда и одиннадцатой пятилетки, она была лучшей по профессии, показывала пример добросовестного отношения к порученному делу. Всегда в гуще общественных дел на производстве: инспектор по безопасности движения, член местного комитета профсоюзов, отвечающая за охрану труда, наставник молодежи, дважды депутат Беломорского городского Совета, участница художественной самодеятельности, Татьяна Леонидовна в 2002 г. вышла на заслуженный отдых. Через три года она единогласно была избрана председателем Совета ветеранов станции. Отзывчивая, спешащая прийти на помощь, Татьяна Леонидовна помогает ветеранам, навещая их, поздравляет с юбилейными датами и днями рождения, организует праздничные мероприятия.

За многолетний добросовестный труд она награждена многочисленными Почетными грамотами станции Беломорск, в том числе за активное участие в общественном контроле по вопросам охраны труда и техники безопасности (1987), за проявленную инициативу по развитию наставничества на дороге (1984), а также Почетными грамотами Петрозаводского отделения Октябрьской железной дороги (2002), Министерства путей сообщения СССР, благодарственными письмами Главы Беломорского муниципального района (2010), Главы Беломорского городского поселения в связи с 25-летием ветеранского движения в Карелии (2012). Ее портрет заносился на Доску почета предприятия (1987), присвоено звание «Ветеран труда Российской Федерации» (2001).

Светлана Кошкина

2 августа 2015 г.
[single_bg url=”http://karjalanmu.ru/wp-content/uploads/2014/03/NMeD0YfHlog.jpg”]