Поморы
Из книги доктора медицины Франца Ульриха «Кемский Уезд и рыбные промыслы на Мурманском берегу во врачебном и экономическом отношениях».
«Русские или Поморы физически хорошо развиты, высокого росту, красивы собою; это народ гостеприимный, словоохотливый, отличающийся вместе с тем смелостью, предприимчивостью и особенною способностью к мореплаванию. Живут они в домах, большею частью двухэтажных: в верхнем этаже, состоящем из 2–4 светлых и просторных комнат, помещается само семейство помора; внизу же дома кухня, кладовые и помещение для рабочих. У более бедных дома одноэтажные или, подобно карелам, нечто вроде двухэтажных, причем изба находится наверху, а чуланы или помещение для скота внизу; последнее, впрочем, никогда не имеет непосредственного сообщения с жильем. Внутренняя обстановка жилища недурна; у многих можно даже заметить некоторого рода комфорт. При постройке домов поморы, по-видимому, не соблюдают никакого заранее определенного порядка, почему большие их селения имеют вид скученных в одном месте строений и производят, с окружающею грязью и нечистотою, на проезжающих не совсем приятное впечатление. Поморские селения расположены большею частью при устьях рек, в некотором, впрочем, расстоянии от Белого моря; причина тому заключается в желании жителей иметь пресную воду, тогда как в случае расположения поселка у самого моря поморы испытывали бы недостаток в такой воде вследствие влияния приливов и отливов моря.
Поморы одеваются опрятно и даже щеголевато: по праздникам носят черное платье, нередко также можно увидеть щеголей в шляпах; обувь у них кожаная. Вообще, по одежде поморы почти ничем не отличаются от мещан и зажиточных крестьян средней полосы России. Женщины одеваются в шелковые платья и имеют особенную страсть к золотым украшениям. Спят поморы на кроватях, беднейшие же — на полу, все вместе, без различия пола.
Мужчины гораздо трудолюбивее женщин; эти последние ленивы и ничем не бывают заняты (?). Причину развившейся между поморками в сильной степени проституции многие приписывают искони существующим продолжительным отлучкам мужей и почти всех лиц мужского пола на промыслы; но подобное суждение не выдерживает критики. Другие же стараются объяснить ее расколом, который, как известно, отчасти уже в своих началах носит зародыш разврата (хотя бы акулиновщина). Надо, однако, отдать справедливость тому, что проституция между поморами представляется не столь безобразной и отвратительной, как в цивилизованном мире: проституция у них основана на чувстве любви и в этом виде — в большом ходу, так как браки вследствие местных религиозных понятий (у раскольников) совершаются неохотно.
По степени распространения раскола уезд занимает первое место в губернии: раскола держится значительная часть жителей поморских селений от Сумы (Сумского посада) до села Кандалакши, преимущественно же женщины. Город Кемь составляет как бы центр сектантов. Между карелами раскол тоже распространен, в особенности в Кестенской волости, где, как известно, бывший Топозерский скит служил убежищем раскольников и раскольниц. Лопарей-раскольников вовсе нет. Сведения о числе раскольников представляют вообще большое разногласие: так, по данным полиции, раскольников обоего пола в уезде числилось в 1863 году 2610, а в 1869 — 3974, тогда как по духовной росписи за 1870 год цифра их составляла только 1332. Надо заметить, что собирать сведения о раскольниках нет почти никакой возможности; поэтому данные о их численности должны считаться далеко ниже действительности. Число раскольников, надо полагать, с каждым годом будет возрастать, так как такие влиятельные люди, как представители раскола, поморы-капиталисты, не останутся без последователей.
В отношении умственного развития поморы-мужчины могут считаться стоящими гораздо выше жителей некоторых губерний Империи; этому способствовала особенность экономических условий и почти исключительное их занятие различного рода промыслами и торговлею. Женщины же в этом отношении далеко уступают мужчинам. Цифры грамотных между поморами абсолютно незначительны; но сравнительно с числом грамотных у корелов и лопарей они очень крупны: на 15.250 обоего пола среди поморов приходится 1.096 грамотных, что составляет 7,1%; у корелов же числится всего 205 грамотных, что дает лишь 1,3% общего населения. Лопари стоят еще ниже корелов, грамотных у них нет почти совершенно: так, в Кольско-Лопарской волости на 1.493 жителей считается грамотных только 15 человек, или 1%; но и эти лица все почти русские, приписавшиеся к Лопарским обществам. По собранным мною сведениям, всего грамотных в крае, за исключением г. Кеми, в 1871 году было 1.421, что составляет 4,4% 1).
В крае существуют четыре училища Министерства Народного Просвещения: 1) уездное с приготовительным классом в г. Кеми; 2) женское приходское там же; 3) приходское училище для обоего пола в г. Коле и, наконец, 4) приходское училище в Сумском посаде. В этих четырех учебных заведениях числилось к 1 января 1870 года 127 учеников и 75 учениц, а к 1 января 1871 года 146 учеников и 97 учениц. Кроме поименованных училищ, в уезде находятся 2 шкиперских и 8 начальных сельских училищ; последние содержатся из особого сбора с крестьян. В сельских училищах обучалось всего в 1869 году 340 детей (291 мальчик и 49 девочек), а в 1870 году 250 детей (189 мальчиков и 61 девочка)…»
————————-
1) Цифра эта, по всем вероятностям, ниже действительной, ибо, по данным Архангельского Статистического Комитета за 1872 год, в сельских поселениях уезда грамотных числится 1.660 лиц, а в городских — 1.231 (Сир. Ки. губ. на 1875 г.). Прим. ред.
————
стр. 28-30
Автор — Ульрих, Франц Францевич
Заглавие — Кемский уезд и рыбные промыслы на мурманском берегу во врачебном и экономическом отношениях.
Всю книгу вы можете прочитать по адресу, который указан ниже.
.