Море, флот, люди

ПАПА КЛЕЙН Анатолий Кябелев

ПАПА КЛЕЙН

Как уж так случилось, не знаю, а вот приглянулся мне сразу Борис Яковлевич, едва дверь редакционного кабинета раскрыл и представился: «Клейн Борис Яковлевич», – большой и сильный, добродушный и открытый, шапку снял – голова вся белая, ладонь подал – крепкая, грубоватая – «Пенсионер я, на рыбокомбинате работаю , там ящики колочу», – пояснил Борис Яковлевич. Ещё до встречи с Б.Я.Клейном, перебирая успевшие уже пожелтеть странички его, из архива, личного дела, встречаясь и выясняя отношение и его сослуживцев, для себя определил вешки с ним будущего разговора. Узловые, на непростом и достаточно трудном жизненном пути «папы Клейна», так его называли все, начиная от начальника пароходства и его заместителей и кончая молодыми штурманами. Пятнадцать скоротечных и памятных лет бессменно определял судьбу и карьеру флотских кадров пароходства.
« Моя самая большая мечта была – стать штурманом, капитаном, моряком , по-юношески увлеченно делился со мной Борис Яковлевич, – но только не военным моряком, а моряком гражданского флота, судоводителем грузовых теплоходов. Не получилось, не вышло. В сороковом году поступил в Ленинградское высшее военно-морское училище им.Фрунзе, в апреле 44-го закончил его, направление командиром на катер Балтийского флота получил…»

На фото 1941 года Борис Клейн в центре.

-Сразу-командиром?- как можно мягче и незаметнее попытался я вставить вопрос в наш разговор.
-Мой сокурсник Коля Кулаков « на один шаг» позднее зашел в кадры, поэтому и оказался старпомом. Я же-командиром катера. Участвовал в десантных операциях, в боях с катерами противника, нес дозорную службу во время совместных атак с торпедными катерами.

На фото катер-морской охотник.

Одна из первых боевых операций – разведка артиллерийских батарей противника на острове Соммерс на Балтике.
-Надо было подойти к берегу на расстояние четырёх-пяти кабельтовых, вызвать огонь вражеских батарей для того, чтобы засечь их.
Борис Яковлевич сделал паузу, на лицо легла, может быть, мне это показалось, тень, голосом, непривычно энергичным , он пояснил мне: – Пять кабельтовых до батарей-это же верная гибель. Но -обошлось. Судьба пощадила меня и команду.
Выяснилось, 12 августа 1944 года выходившая тогда в Ленинграде ежедневная краснофлотская газета «Красный Балтийский флот» поместила репортаж старшего инженер-лейтенанта В.Дубровского об этом памятном для Б.Я.Клейна рейсе. « Солнце уже клонилось к закату, когда морской охотник под командованием офицера Клейна стал приближаться к вражескому острову. Безмолвный до этого берег ожил…. Поблизости стали рваться снаряды. Образовался своеобразный огневой коридор, в котором на полном ходу шел морской охотник, на командирском мостике которого уверенно вёл корабль молодой офицер Клейн.
До берега было совсем недалеко. В этот момент один из снарядов врезался в борт, последовал взрыв. Командир катера послал под палубу своего помощника и боцмана выяснить последствия попадания снаряда. Морской охотник не отступал. Он продолжил вызывать огонь противника на себя, настойчиво выполняя задание командования….
…Командир приказал перекатить глубинные бомбы на правый борт, команда верхней палубы тоже перешла на правый борт. Так был создан искусственный крен. Команда непрерывно откачивала воду из трюма. Катер своим ходом пришел на базу. Боевое задание было выполнено».
За выполнение этого задания Б.Я Клейн получил первый орден Красной Звезды.
Спустя 18 лет военно-морской службы на боевых кораблях Балтийского флота, последовало увольнение из ВМФ по состоянию здоровья.
В Беломорско-Онежском пароходстве Борис Яковлевич приступил к работе в должности второго помощника капитана на пароходах «Владивосток», «Кемь», затем старпомом на теплоходах «Беломорский-1» и «Беломорский-2».
…Тот октябрьский рейс второй «Беломорки» в 1960 году был последним в завершавшейся навигации, вспоминает ветеран. Возвращались из Сегежи в Петрозаводск по Беломорско-Балтийскому каналу уже в условиях ледостава. В районе Ураловских створов между Сегежей и десятым шлюзом на повороте льдом сорвало и отнесло в сторону бакен. Несший вахту вместе с рулевым Валентином Трофимовым старший помощник капитана «не вписался» в фарватер, и «Беломорский-2» после касания грунта получил пробоину в районе первого трюма. В итоге Б.Я.Клейна направили на «исправление» на буксирный пароход «Мезень», к капитану Юрию Андреевичу Антонову…
-Справедливо было наказание, – без тени обиды или горечи вспоминает Борис Яковлевич,-с хорошим человеком судьба свела – Ю.А.Антоновым ! Вообще-то мне везло на хороших людей.
Хотел Борис Яковлевич продолжить список памятных для него людей, слова бы добрые о каждом нашел, но так уж случилось-при упоминании имени Ивана Васильевича Чанова не смог я удержаться от реплики;- Иван же Васильевич «повинен» в целой серии наказаний вас?
-Правильно. Одно ведь другому не мешает,-искренне удивился Б.Я.Клейн и вместе со мной рассмеялся,-Ситуация, понимаете, какая. Должность у Ивана Васильевича-начальник судоходной инспекции, моя -начальник отдела кадров Петрозаводской РЭБ, и не иначе, но суть одна- пятнадцать лет я работал с кадрами плавсостава. Флотские ребята и стали звать меня – «Папа Клейн».
… Ещё до разговора с Б.Я.Клейном я попытался расшифровать взыскания, вынесенные Борису Яковлевичу в бытность его работы в отделе кадров, с помощью заместителя начальника кадровой службы пароходства В.Б.Тренина.
-Вы только почитайте формулировки наказаний Клейна,- вводил меня в курс дела Виктор Борисович ;- За допущенные серьезные недостатки в организации работы с кадрами, за назначение А.Г.Власова на должность второго помощника капитана судов третьей группы при отсутствии прав на занятие этой должности, -За формализм в вопросах назначения командных кадров на суда, пренебрежительное отношение к приказам и просьбам капитанов…Строго предупредить, объявить выговор, строгий выговор, опять выговор…
-Да, не берите вы это в голову- просто и колоритно посоветовал В.В.Тренин,- такого кадровика , как Клейн, не было у нас в пароходстве, да и в перспективе его появление весьма проблематично. Авторитетом пользовался Борис Яковлевич безупречным, любили его моряки вот уж действительно как отца. И он никогда и никого не подвел, не обманул. Честность и порядочность во всём- исключительные.
-…Выговор, строгий выговор, снова выговор, – Вы то как оцениваете сейчас это?- спросил я Бориса Яковлевича.
-Хорошо, положительно оцениваю,- говорил Борис Яковлевич с улыбкой, -Да и где бы вы по тем временам нашли нормального руководителя-чтобы без выговора или «строгача»?
И о поощрениях Б.Я.Клейна я справился.
Орден Отечественной войны второй степени вручен в 1945 году, вторая Красная Звезда- в 1955, восемь медалей, первую из которых- «За оборону Ленинграда», курсант ЛВВМУ им. Фрунзе Борис Клейн получил в 1944 году, десятки Почетных грамот и др…. Закономерный набор наград фронтовика, привыкшего честно и добросовестно защищать Отечество, крепить его своим трудом. И всё же не удержался я и спросил:
-Вы недоработали в пароходстве до пенсии, добровольно перевелись в Карельское производственное объединение рыбной промышленности на аналогичную должность-начальника отдела кадров? Лучше бы не задавал этого вопроса . Потемнел лицом, потускнел взглядом Борис Яковлевич.
-Нет-нет, почему же говорить-так начистоту, -остановил меня Б. Я. Клейн- «Для меня это очень тяжело вспоминать. Сложилась к тому времени неблагоприятная обстановка.»..
Пять лет до выхода на пенсию Борис Яковлевич работал на новом месте. В день его шестидесятилетия десятки радиограмм с теплоходов пароходства принесли ему со словами признания от тех кого он «курировал» пятнадцать скоротечных и памятных лет.

Анатолий КЯБЕЛЕВ. «Водник Карелии». 29 ноября 1993 г.