Память сердца Владимира Лежнева

Немало стихотворных строк посвящено городу Беломорску, расположенному на берегу Студеного Гандвига. Создателей поэтического слова можно понять, ведь природа нашего края не устает удивлять, поражать своей красотой, неповторимостью.

Беломорские земли богаты своей многовековой историей, которая тоже манит поэта, чарует своими традициями, сохраняющимися во времени. Тысячи лет назад пришел сюда человек, оставив на скалах Залавруги каменную летопись. В ней рассказано о том, как жили люди на берегу Белого моря, как боролись они за существование в суровом северном краю.

Петроглифы еще не все познаны, многое предстоит открыть и узнать, но ясно одно: человек на Севере — удивительное природное творение. В стихах беломорских поэтов он прославляется, прежде всего, как труженик, постоянно благословляющий дарованное ему Богом Белое море.

Никогда не забывал свою исконную родину уроженец города Беломорска Владимир Петрович Лежнев, в настоящее время проживающий в городе Череповце. В Беломорске он провел свои детские и юношеские годы, здесь его корни, здесь жили его родители, и остались дорогие для него люди. В.П. Лежнев не мыслит свою жизнь без родного Беломорска, его воспевает он в своих стихах, им гордится поэт и возмущается, когда городу причиняют боль. Душа поэта здесь, в родном уголке земли, и каждый раз, приезжая сюда к брату, он не устает поражаться красотой северной природы, добротой живущих здесь людей.

Рассказать об этом удивительном человеке у меня появилось желание после знакомства со сборником его стихов «Память сердца». Хотелось узнать, откуда автор черпает столько любви и нежности к своей малой родине, почему так сильна связь с тем местом, где не живет он уже более сорока лет.

Так я познакомилась с Владимиром Петровичем Лежневым…

«Шижня празднует Николу…»

Это строчка из стихотворения «Весна 1963 года» Владимира Петровича Лежнева, в котором он описывает праздник в селе Шижне, куда со всей округи, с Сумпосада, Золотца прибыли гости. Праздник этот доставил немало радостей: и в школу в тот день можно было не ходить, и сама Фекла Быкова, народная сказительница, пришла почитать «сладким голосом» сказки. Пока взрослые вели беседы «про рыбацкие дела», «оторванную льдину», ребятишки украдкой из стряпни извлекали изюм…

В старинном поморском селении Шижне и провел свое детство Владимир Лежнев. Он родился 30 июля 1946 года. По рассказам его отца, Петра Алексеевича Лежнева, начало села лежит в местечке под названием Деревенька, которая в настоящее время «сокрыта» под восемнадцатым шлюзом. Веселое это было место: гуляли, водили хороводы, но нынче оно под водой.

Шижня. Фото В.П. Лежнева

В новгородских частных актах XV-XVI вв. река Шижня упоминается часто. Например, в «Данной Моисея Федоровича и его жены Наталии с детьми Соловецкому монастырю на участок по реке Вирме и на рыбную ловлю в реке Шизне» 1459−70-х годов. Согласно документу, Моисей Федорович и его жена с детьми дарят обители участок в реке Вирме, «деревне свой участок», «землю страдомную и лес полешеи», то есть мелкорослый лес, пожни, то есть сенокосную землю, расположенную на низком месте у воды (иногда — это пахота, засеянное хлебом поле; прим. авт.) и ловища, а в «Шизни вочом ловить с того села…»[1] На пергаментном подлиннике печать желтого воска…

В 1539 году Соловецкому монастырю было пожаловано «13 луковъ» (лук равняется пространству в 252 саж. длины и 64 саж. ширины) по рекам Шижне и Выг и на Сухом наволоке (у Сорокской губы) с деревнями, в которых жило 4 или 5 поселенцев. Пожаловано со всеми угодьями, рыбными ловлями и солеварными оброками. С приобретением Шижни у монастыря появилась третья пристань на Поморском берегу, сверх приобретенных прежде на Суме и Вирме. Монастырь получал право суда над поселенцами в его владениях, кроме уголовных дел».[2]

Как и другие поморские села Шижня долгое время была вотчиной Соловецкого монастыря, который и устроил в селе первую церковь, но в 1730-х годах храм обветшал, и на средства прихожан в 1735 году была устроена церковь в честь Николая Чудотворца, что дает право образования Шиженского прихода относить к этому году.[3]

К 1896 году Шиженский приход состоял из села Шижни: «на правом берегу реки Выг против Сороки, в четырех верстах от нее» и «деревни Выгостровской»: «на пять верст выше Шижни по течению реки Выг, на острове Выг», где имелась часовня в честь великомученицы Варвары. Дворов в них к 1896 году состояло 164, жителей — 1057.

Храм, построенный прихожанами в 1735 году, не раз поновлялся: в 1876 году его обшили тесом и покрасили, в 1888 году стены изнутри обили тесом, пожертвованным купцом Беляевым, в 1892 году был позолочен иконостас.

В 1868 году в пользу церкви отдали рыбную тоню, дававшую в год до 20 рублей. В 1871 году для обучения детей в селе было открыто сельское училище. Известно имя священника, служившего в Шиженском приходе с 1896 года: Андрей Николаевич Камкин. Псаломщиком с 1889 года на службе состоял Александр Герасимов Синцов. [4]

Никольская церковь, по воспоминаниям старожил, отличалась богатым убранством. Отовсюду приезжали сюда венчаться. Семь колоколов, возвышавшихся на колокольне, звонили так, что слышно было на всю округу. П.А. Лежневу как-то довелось в Пасху быть звонарем.

Люди в Шижне жили хорошо, зажиточно, весело. Ловили рыбу. Насушат корюшки и везут ее продавать на лошадях в Архангельск. Оттуда привозили муку, соль, разные обновки.

Путешествующий в 1895 году из Архангельска на Соловецкие острова А.П. Энгельгардт, в путевых заметках назвал Шижню наряду с другими поморскими селами «значительным поморским селением», в котором насчитывалось 200 дворов. Для сравнения: в Сухонаволоцком — 125, Вирме — 70, Сумском Посаде — 280, Колежме — 140, Нюхче — 260: «В селениях Сороке, Шижне вылавливается в среднем около 5 миллионов, Сухонаволоцком — до 2 миллионов, Вирме — полтора миллиона и посаде Суме — до одного миллиона штук сельдей в год…» [5]

Непростое время пришлось пережить шиженцам в годы унижений и репрессий. Клавдия Александровна Демьянова, долгое время проработавшая в Шиженской школе, хранит в своем архиве фотографию 1929 года. На ней Никольский храм, куда в праздники съезжались не только из Шижни, но и близлежащих сел. Фотограф, к сожалению, неизвестен. Не передать словами, что чувствуешь, когда видишь такое — ведь через некоторое время угол церкви помешает строительству Беломорско-Балтийского канала, ее разрушат и сделают сетевязальную мастерскую.

Шиженская школа. 1973 год.

Фото из личного архива К.А. Демьяновой

В 1930-е годы рядом с Шижней располагались два лагеря: один у 18-го шлюза в местечке Бунчиха: «землянки накопаны большие, а сверху настелена крыша», другой — на месте нынешнего поселка Водников. Работа в неимоверно тяжелых условиях оставила по берегам канала множество безымянных могил. Канал построен на костях каналоармейцев. Вековую тишину округи разбудили вой сирен и взрывы скал. Строительство водной артерии изменило образ жизни местных жителей. Устье реки перекрыли дамбой, создав шиженское водохранилище с регулируемым водоспуском, фарватер проложили в скалистом грунте, изменив его направление, и выход в море по реке Шижне для рыбаков стал недоступен. Море рядом, и моря нет. Шлюзование маломерных судов (карбасов) было невыгодным делом для канала. С тех пор карбаса стали перетаскивать через дамбу, а с ликвидацией рыболовецкого колхоза, и этого уже не стали делать, так как массовый лов рыбы прекратился, ушёл в историю.

_________________________________________

[1] Материалы по истории Карелии XII-XVI вв. / Под ред. В.Г. Геймана. — Петрозаводск : Государственное издательство Карело-Финской ССР, 1941. — С. 109−110.

[2] История первоклассного ставропигиального Соловецкого монастыря : репринтное издание. — Москва : Товарищество Северного Мореходства, 2006. — С. 123.

[3] Шижненский приход // Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской Епархии / Архангельский Епархиальный церковно-археологический комитет. — Архангельск : Типо-литогр. Наследников Д. Горяйного, 1896. — С. 125.

[4] Там же. С. 125, 126.

[5] Энгельгардт, А.П. Русский Север : путевые записки / А.П. Энгельгардт. — Санкт-Петербург : Издание А.С. Суворина, 1897. — С. 48.

 

Светлана Кошкина

Продолжение http://karjalanmu.ru/teplo-rodnogo-ogonka/

Добавить комментарий