От пашни до дальнего плавания – его трудовой путь продолжался 44 года

Горшков Валерий Александрович родился 15 июня 1938 года в Приморском крае, в селе Раздольное Ворошиловского района в семье военнослужащего. Вскоре отца, политрука воинской части, перевели в Саратовскую область, а с началом Великой Отечественной войны он уже был в действующей армии. В 1943 году отец погиб. Как сообщили семье очевидцы, в тот день военные наблюдали воздушный бой, подбитый советский самолет упал в расположение подразделения, где отец проводил беседу с бойцами.

В 1945 году Валерий пошел в школу рабочего поселка Аткарск, окончив ее в 1956 году. Тогда у него и в мыслях не было, что впоследствии он станет моряком. Поселок находился в100 кмот Волги. Поступил в школу механизаторов учиться на механика-комбайнера, а через год помощник комбайнера уже работал в МТС. В 1957 году уродился густой хлеб. Техника едва справлялась с подборкой скошенного. Желая протолкнуть жнивьё, нога молодого и неопытного механизатора попала в захват барабана комбайна. И только соскочивший с ноги сапог позволил избежать непредсказуемых последствий. Произошел тяжелый несчастный случай. Благодаря усилиям саратовских хирургов ногу удалось спасти, после чего Валерий год был на инвалидности. Выздоровел, его перевели машинистом на электростанцию МТС. Хотелось побольше зарабатывать. Перешел рабочим в путь на железную дорогу. В то время младший брат уже учился в Астраханском речном училище, и это стало определяющим в дальнейшей судьбе Валерия. В 1959 году он становится курсантом на экспериментальном отделении «судоводитель-судомеханик» того же училища. В 1964 году в составе группы из 29 выпускников направляется в Карелию, для работы на судах Беломорско-Онежского пароходства. В.Горшков и В.Самохвалов уже были с женами и детьми, и потому сразу согласились поехать в Беломорск, где им пообещали выделить жилье. Семья Горшковых поселилась в отдельную комнату по соседству с семьей, также молодого специалиста, Б.М. Певкина. Первую навигацию Валерий Александрович работал штурманом на т/х «Подпорожье» у опытного капитана Конюхова. Его он запомнил за крутой и строгий характер. В годы войны Конюхов служил на судах охраны союзных конвоев. Для полноправной работы на судах смешанного «река-море» плавания ему необходимо было получить морской диплом. В.Горшков в зиму 1964-65 года учится в Ленинграде: сначала на курсах штурманов малого плавания при ЛИИВТе, а затем в Каменоостровском мореходном училище рыбной промышленности, после чего получает свидетельство на право получения диплома штурмана дальнего плавания. Год за годом продвигался по служебной лестнице, и, казалось со стороны, что это ему удается легко. Контактный, коммуникабельный человек. По тому, как произносит он фразу из известного мультфильма «Кажется, дождь начинается...» можно судить, что перед тобой жизнелюбивый, обладающий чувством юмора, уживчивый во флотской среде товарищ. Спустя три года В.Горшков работает старшим штурманом на т/х «Балтийский-24».

1968 год. Беломорские моряки пошли в загранплавание. В.Горшков – старший штурман т/х «Балтийский-40», 1969 год –ст.штурман т/х «Балтийский-66». Затем были рейсы в порты Западной Европы на т/х «Балтийский-67», после чего В.А. Горшков получает диплом капитана дальнего плавания. В 1970 году его назначают капитаном на т/х «Балтийский-53». В период 1974—1976 годы Валерий Александрович работает заместителем начальника Беломорского морского порта по кадрам. Недолго задержался на берегу опытный моряк. Он снова капитан на т/х Балтийский-36, 24, Морской-1 и на буксире «Игарка». И только в 1983 году его морская «одиссея» закончилась. В 1984 году В.А. Горшкова попросили поработать на открытом в УПК отделении «матрос-моторист», где он был и как преподаватель, и как наставник по профориентации школьников. Им была создана учебная база будущих моряков.

1990 год. В.А. Горшков назначается на должность начальника Беломорского грузового района морского порта. В коллективе более 40 докеров-механизаторов и портовых рабочих. Главная задача – своевременная погрузка-выгрузка судов. Каждый случай простоя – ЧП. Здесь проявились его способности как организатора производства. В 1992 году в порту началось строительство железобетонного причала для обслуживания транзитного флота. Подводные работы были выполнены подрядной организацией. А потом прекратилось финансирование стройки. Наметился долгострой. Спустя два года было принято решение возобновить строительство своими силами и за счет средств порта. В.А. Горшкову предложили возглавить бригаду рабочих. Так в 1995 году причал был достроен и эксплуатируется вот уже 17 лет.

В 2001 году Валерий Александрович вышел на заслуженный отдых. Ветеран труда Российской Федерации. За добросовестный труд он имеет много почетных грамот, награждался Благодарностями и ценными подарками Беломорского порта и Беломорско-Онежского пароходства. Его портрет был на Доске Почета порта, а в 1968 году ему было присвоено звание «Лучший штурман Беломорско-Онежского пароходства». В.А. Горшков неоднократно возглавлял участковую избирательную комиссию по выборам в органы власти. В 1974 году его наградили Почетной грамотой за активное участие в проведении выборов в Верховный Совет СССР.

Ю.Лежнев

От пашни до дальнего плавания – его трудовой путь продолжался 44 года: 1 комментарий

Добавить комментарий