Море, флот, люди

Океанический флот рыбаков Карелии

Океанический флот рыбаков Карелии

Из воспоминаний И.С.Киприянова, руководителя рыбной отраслью Карелии в период 1978-1986 годов.

На основании распоряжения Совета Министров СССР от 16.03.1951 № 3237 на базе Беломорского рыбокомбината была организована Беломорская база государственного лова рыбы.

Это было самостоятельное предприятие на хозяйственном расчете с непосредственным подчинением Министерству рыбной промышленности КФССР с местом базирования в городе Беломорске. 1 Мая 1951 года вновь созданное предприятие получило 5 средних рыболовных траулеров. Первыми капитанами ББГЛ были : Шверт Л.А.,Михельсон Е.М.,Кузьменков В.И.,Воробьев А.Ф., Для базирования флота в Мурманске был создан филиал ББГЛ, фактически Управление океанического флота. В этом же году вылов рыбы на одно среднестатистическое судно составил 295 тонн.Началось освоение Северной Атлантики дрифтерным ловом…. Базирование флота в Мурманске было экономически выгодным. Была также попытка решить проблему базирования флота в Беломорске, используя ледоколы. Но от этого пришлось отказаться: тяжелый опресненный лед мог повредить винты ледоколов. Эта мысль появилась слишком поздно. Ещё была идея: планировать рейсы таким образом, чтобы суда, выйдя осенью из Беломорска, возвращались в свой порт весной. В таком случае корабли приобретали свой порт базирования. Однако руководство филиала и многие из комсостава судов, проживающих в Мурманске, переезжать на жительство в Беломорск не имели желания. Но несмотря на организационные и житейские трудности , флот ББГЛ активно включился в работу. А вскоре появились десятитысячники. Их вылов составлял 10 тыс.тонн в год. Одним из них был капитан СРТ-4461 Любовский М.И., в 2010 году к сожалению,ушедший из жизни.
Флот пополнялся постоянно.Так в 1952 году на промысле работало 18 СРТ ББГЛ, а в 1954-м их уже было 24 и так далее. К 1974 году в ББГЛ было уже 47 добывающих судов типа СРТ, СРТ-Р «Бологое», СРТМ и СРТ-МК.
До пополнения флота морозильными судами с кормовым тралением типа «Омуль» постройки ГДР флот Беломорской базы гослова был средне-тоннажным, преимущественно кошельковым. Судоводители ББГЛ проявили себя грамотными и предприимчивыми навигаторами. Когда организовался промысел , они одними из первых пересекли Северную Атлантику на СРТ и начали там лов дрифтерными сетями. А с получением СРТ-Р, типа «Бологое», перешли на донный трал и кошелек.
Особенно успешно Карельский флот ловил кошельком сельдь на банке Гамильтон. Карельские рыбаки были первыми из северян, кто освоил кошельковый лов сардины и ставриды у берегов Сенегала и Мавритании. Капитан СРТ «Дуббе» Осташков Ю.А. за один рейс в этом районе выловил более 4000 тонн рыбы и был удостоен звания Героя Социалистического Труда.
Во второй половине 80-х годов несколько судов СРТ-МК были переоборудованы для лова рыбы ярусом. Оборудование для этого вида лова удалось закупить у норвежской фирмы «Мустад». Судно управления «Севрыбпромразведка», оборудованное ярусом, исследовало возможность промысла крупного клыкача в приантарктической части Атлантики, результаты исследований обнадеживали. В этот район было направлено несколько судов ББГЛ. Вся группа успешно преодолела этот длительный переход и приступила к промыслу.На крючки яруса попадалась крупная и сильная рыба. Порой не выдерживали знаменитые мустадовские крюки: они или разгибались, или ломались. В дальнейшем этот промысел стал постоянным. Суда после промысла ремонтировались в Буэнос-Айресе (Аргентина).Там же происходила смена экипажей. Почему была организована экспедиция именно для лова клыкача? Дело в том, что эта рыба несомненными пищевыми достоинствами напоминает нашу северную нельму, только гораздо больших размеров.
При промысле разноглубинными тралами в районе моря Скотия в качестве прилова попадался сравнительно мелкий клыкач, а ярусом можно было ловить крупный.По решению руководства ВРПО «Севрыба» и при активной поддержке Карельского обкома КПСС флот ББГЛ с 1982 года стал быстро пополняться судами проекта «Атлантик-333».
«Карелрыбпром» приобрел 33 судна, фактически всю серию.Получив эти суда, ББГЛ приобрела статус предприятия с современным промысловым флотом, способным ловить рыбу тралом,кошельком и ярусом. Имея такую солидную группу судов Карельские рыбаки освоили всю Атлантику, а в начале 90-х годов добрались и до Новой Зеландии…..
Вылов рыбы за период 1978-1986 гг. увеличился с 60 тыс. тонн до 175 тыс.тонн в год, почти в три раза, а флот обновился практически полностью.
Все эти преобразования происходили при непосредственном участии Масленникова Александра Семеновича, руководившего флотом и в целом ББГЛ длительное время.Это был очень порядочный и справедливый человек. Он пришел в руководство с мостика судна , отработав капитаном более двадцати лет. Его именем назван один из траулеров.
Самой высокой оценки заслуживает руководитель Мурманского филиала ББГЛ, фактически многолетний начальник Карельского океанического флота Носницын Александр Степанович. Он проработал начальником 22 года.
Привожу список капитанов , в разные годы работавших в ББГЛ и создавших славу этому предприятию: Акимов И.П.,Михельсон Е.М.,Ефимов Я.И.,Колоборденко А.И.,Шверт Л.А., Масленников А.С., Аскаланов В.Н., Бурков Л.П.,Бастанжи Х.С.,Куроптев И.С.,Воробьев А.Ф., Донник Г.И.,Любовский М.И.,Осташков Ю.А., Пельтонен П.Р., Недашковский Ф.В., Постников Г.П.,Рахманов А.С., Комиссаров В.А., Петров М.Т., Тарабукин А.И., Ветров В.С., Марипуу А.И., Агапов В.И., Тинтман И.Д., Храпов В.Е., Шереметьев В.В., Юнолайнен А.Ю., Илвунас В.А., Осадчий А.С., Алиев М.Н., Толчинский М.М., Евсюков А.К., Захаров В.Т., Смогулов М.Ш., Шмонин В.В., Миринкин Н.В., Сайченко Н.В., Политов Г.Х., Плеоплис А.И., Троицкий А.С., Агарков В.А.

Ю.П.Лежнев