Навигация длиною в жизнь.

«Навигация  длиною  в жизнь».
Алексей Тихонов мечтал о голубых дорогах с малых лет. Его детство прошло в селе Гакручей на реке Свирь в Вознесенском районе Олонецкой губернии (Ленинградской области). Летом все свободное время Алеша проводил на реке. Он без устали мог наблюдать за проходящими мимо судами. Удивлялся, как это экипажи ориентируются ночью, как в темноте видят берег и фарватер…
В 1926 году шел парнишке шестнадцатый год. Алексей уже «вписал» первую строку в свою трудовую биографию. Вначале был матросом, затем рулевым на пароходе Северо-Западного речного пароходства.
Путь на капитанский мостик начинается с палубы — это правило не раз повторяли его старшие наставники, среди которых был и капитан парохода «Пугачев» Федор Тихонов. О нем Алексей Петрович отзывается с особой теплотой. Через всю жизнь пронес он благодарность к человеку, сделавшему из него речника.
В 1933 году Алексей Тихонов был назначен вторым помощником капитана на пароход «Пугачев» а затем — первым штурманом на буксир «Ока». Через два года он возглавил экипаж парохода «Кама» Северо-Западного речного пароходства.
Он хотел быть капитаном и в 26 лет стал им. Путь от матроса до капитана оказался для Алексея Тихонова значительно короче, чем для его наставников.
В навигацию 1940 года экипаж парохода «Никулясы» под командованием А. Тихонова освоил вождение тяжеловесных составов (две баржи и два-три плота) на Свири на линии Свирица — Петрокрепость — Ленинград. Буксировка смешанных караванов не только увеличивала производительность буксирного флота, но и сокращала потребность в нем. У доброго почина, как известно, широкие крылья. Опыт команды парохода «Никулясы» подхватили другие экипажи.
В трудные военные годы — с 1941 по 1946 год — Алексей Петрович руководил буксиром «Райсовет» Сухонского речного пароходства. На экипаже парохода лежала ответственность за перевозки грузов, необходимых для фронта и тыла. Молодые речники работали не покладая рук, понимая, что война — это не только наступление, атака, бой. Война — это напряженный труд миллионов людей и в тылу. Трудности встречались на каждом шагу. Например, котел на «Райсовете» топили дровами. На один рейс (на три дня) брали на борт сразу от 50 до 60 кубометров дров. Это была изнурительная работа для команды парохода, но в то время никто не жаловался на трудности.
В октябре 1946 года Алексей Петрович вернулся из эвакуации в Северо-Западное речное пароходство, работал на пароходах «Желябов», «Инженер Белов» и других. В 1954 году без отрыва от производства он успешно заканчивает Ленинградское речное училище и получает диплом капитана всех групп судов: речного, озерного и прибрежного морского плавания.

Вскоре Тихонов перешел на работу в Беломорско-Онежское пароходство. Значительной вехой в его жизни стал теплоход «Капитан Демидов» мощностью 600 лошадиных сил и грузоподъемностью 425 тонн. Это первый чисто грузовой теплоход в нашем пароходстве, который ходил на линии Петрозаводск — Шала. Семь навигаций отработал Алексей Петрович на нем. Он дал путевку в жизнь не одному десятку молодых речников. Кстати, первыми штурманами у Алексея Петровича на теплоходе «Капитан Демидов» были в свое время Л. Алехин, впоследствии заместитель начальника пароходства, Г. Суханов, потом капитан теплохода «Беломорский-14». на фото в первом ряду второй справа капитан Тихонов А.П.
В конце 60 х годов Алексей Тихонов — капитан рейда Петрозаводского порта. С этой должности он и вышел на заслуженный отдых.
Вся жизнь его связана с флотом. Более сорока лет Алексей Тихонов проработал на речном флоте и тридцать — в капитанской должности. Говорят, в экстремальных ситуациях человек проверяется на прочность. Тихонов с честью проходил такую проверку не раз.
Дома у Алексея Петровича висит его черный с золотыми полосками на рукавах всегда тщательно отглаженный мундир, увешанный трудовыми наградами, среди которых орден Ленина, многочисленные медали. Жизнь идет вперед. И, точно корабельная рында, отбивают склянки прожитые годы. Вот уже девять десятков позади.

Николай Никифорков, г. Петрозаводск

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.