Top.Mail.Ru
Море, флот, люди

На «ЛАДОГЕ» в ОНЕГО

Май 1965 года. Группа курсантов судоводительского отделения Петрозаводского речного училища в количестве 15 человек после сдачи курсовых экзаменов прибыла на борт пассажирского теплохода «Ладога» БОП-а для прохождения плавательской практики.

Разместившись в 4-местных каютах главной палубы, нас пригласили в носовой салон для знакомства с капитаном судна и инструктажа по технике безопасности.

Капитан В.А. Шевлягин

Капитан Владимир Александрович Шевлягин в безукоризненно сидящем на нем форменном костюме поразил нас своей интеллигентностью и лаконичной речью. Он проинформировал нас о том, что курсанты должны будут нести вахту, выполнять судовые работы по заведованию, присутствовать на проводимых занятиях по уставу службы на судах речного флота и учебных тревогах. Особо капитан подчеркнул условие: быть вежливыми по отношению к пассажирам и следить за своим внешним видом. Старший помощник капитана довёл до нас основные требования правил по технике безопасности, показал служебные и бытовые помещения на судне, рассказал о режиме питания, возможности выхода в увольнение, затем распределил по вахтам.

Несколько неожиданно для нас было узнать, что вторым штурманом работает женщина, Анна Тимофеевна Барсова. А когда мы увидели небольшого роста, в форме с нашивками, энергичную женщину штурмана, замешательство сразу же исчезло.

Теплоход «Ладога» совершал ежедневные рейсы на линии Петрозаводск — Пудож, Подпорожье. Отправление от причала Петрозаводска в 01:00, от Подпорожья — 13:00. Во время стоянки выполнялись погрузочно-разгрузочные работы (в основном товары для торгующих организаций), прием-выдача почты и операции с пассажирами. Так началась наша флотская жизнь на «Ладоге». Занятия по уставам и устройству судна с нами проводил капитан, действия по учебным тревогам мы отрабатывали под руководством старпома, судовыми работами мы занимались с боцманом Анатолием Королько. На ходовых вахтах курсанты стояли на руле, брали пеленги на маяки Ивановский, Клименецкий, Василисин и определяли место судна на карте под контролем штурманов. Запомнилось то, что капитан большое внимание уделял подготовке судна к выходу в рейс. Он требовал, чтобы вахтенные вместе с боцманом обязательно проверили все помещения под главной палубой, каюты третьего класса, чтобы все иллюминаторы были закрыты под заглушки, пассажиры предупреждены о недопустимости их открытия на ходу судна. Такие действия, как стало известно, были проигнорированы командой пассажирского теплохода «Булгария», который затонул в Куйбышевском водохранилище 10 июля 2011 года, что стало одной из причин кораблекрушения. Надо отдать должное капитану Шевлягину В. А., старшему механику Трошкову А. Н. в том, что они создали стабильный экипаж судна с завидным постоянством его состава. А. Т. Барсова дослужилась до старшего штурмана. Ее длительный, напряженный труд в плавающем составе БОП-а, как и труд Августа Николаевича Трошкова, также старожила этого судна, был увенчан правительственной наградой — Орденом Трудового Красного Знамени.

А. Н. Королько установил абсолютный рекорд работы на «Ладоге» — 35 лет (!) с 1962 по 1997 гг. Став после учебы в ПРУ штурманом, он закончил карьеру старшим помощником капитана. Его примеру последовал Василий Михайлович Сухов, начинавший третьим механиком в 1974 году и проработавший на «Ладоге» 24 года, сменив в должности старшего механика А. Н. Трошкова.

ЛАДОГА в  Кижах

Спустя 30 лет после первого знакомства с этим судном, в 1996 году я ступил на палубу «Ладоги» в Беломорске, чтобы с представителями турфирм отправиться в рекламный рейс на Соловецкие острова. Теплоход, после проведенного в 1995 году высоко затратного ремонта, приступил к перевозкам иностранных туристов, созданной БОП-ом туристической компании «Акватур Сервис», на линии Петрозаводск-Кижи-Повенец (ББК), Беломорск (петроглифы)-Соловки.

Судно было в образцовом состоянии, что безусловно порадовало. То обстоятельство, что этот теплоход не мог выиграть конкуренцию перед трехдечными судами «Речтурфлота», считаю следствием недостаточно проводимым маркетингом и короткой навигацией на Белом море. В связи с убыточностью работы на этой линии, в 1997 году «Ладогу» перегнали в порт города Сортавала, где судно стояло у причала как плавучая гостиница совместного российско-финляндского предприятия.

ЛАДОГА в порту Щецин

Осенью того же года «Ладогу» продали в Польшу. По имеющейся информации в 2017 году теплоход использовался в польском Щецине как гостиница и ресторан.

Ю. П. Лежнев

Оцените публикацию ПРОТИВЗА (Пока оценок нет)
Загрузка...
.