Море, флот, люди

Лесосплав и борьба с “грызунами”

Лесосплав и борьба с «грызунами»

Последний раз встретился со своим земляком, известным карельским журналистом, писателем Константином Васильевичем Гнетневым осенью 2018 года у себя дома. Звонок в дверь, открываю, и с некоторым удивлением приветствую гостя.
– «Извините Юрий Петрович, что не позвонил, но не заехать не мог»-говорит с порога.
– «Рад встречи, Константин Васильевич, проходите. Помню, виделись также неожиданно зимой в инспекции рыбнадзора. Я там оформлял разрешение на постановку мерёжи (традиционное занятие во время отпуска), а Вы, зашли чтобы попросить рыбинспектора свозить Вас на снегоходе «буран» в Разнаволок. Там надо было побеседовать с людьми чтобы написать статью о работе и жизни на Гидрометеостанции».
– «Все верно, так и было. Статья «Погода на всю жизнь» вошла в книгу «Путешествие странного человека».
Усадил гостя за стол и вместе пообедали. Обменялись новостями. Я показал в своей библиотеке книги Гнетнева и вышедшие в 2018 г. книги о истории Беломорского порта и Беломорско-Онежского пароходства. Подарил ему первый том издания. Выход из печати второго тома ожидался в конце года, и Константин Васильевич сказал, что приобретет его в Петрозаводске. Договорились поддерживать связь. Короткие весточки по электронной почте по случаю дня рождения и праздников напоминали о редких встречах. И в каждый раз Константин Васильевич обещал, что надеется увидеться и посидеть вечерок, вспомнить былое, общих знакомых и товарищей. Однако судьба ушедшего в мир иной писателя не позволила осуществиться задуманному. Светлая ему память.

С НОВЫМ ГОДОМ !
Когда: 04 января 2021 в 12:51
Кому: 21gkv@mail.ru
От кого: ЮРИЙ ЛЕЖНЕВ juriylezhnev@yandex.ru
Константин Васильевич, добрый день. С Новым годом !
Удалось посмотреть Музей Карельского фронта. Восторг неописуемый. Встретил нас с дочерью директор музея Сергей Юрьевич. Рассказал, что разработали концепцию и осуществили её исполнение специалисты Карельского национального музея. Уровень исполнения высочайший. Рекомендую посмотреть.
При встрече, хотелось бы побеседовать на тему которая по моему ( может ошибаюсь) не раскрыта карельскими писателями – ЛЕСОСПЛАВ. У меня лесосплав ассоциируется как ПУТИНА у поморов. Это прежде всего труд людей на реке Кемь, от сплавных участков озера Нижнее Куйтто до Кемской запани, лесобирж Кемской сплавной конторы, и как последнее звено этой цепи-отправление леса из Рабочеостровска потребителям Карелии . В памяти все перед глазами, приходилось по своей работе бывать на этом производстве, организовывать транспортировку древесины в плотах и судах. Предлагаю сделать профессионально об этом книгу. Полагаю что многие северяне, чья жизнь на протяжении нескольких десятилетий прошла в труде на реке Кемь и в Рабочеостровске, её ждут. Надо успеть, ведь старшее поколение уходит и хорошо бы найти тех кто поделится своими воспоминаниями. Если будет позволено общей обстановкой, с удовольствием составлю кампанию в поездке по местам трудовой славы, помогу чем могу.
С уважением Ю.Лежнев

С НОВЫМ ГОДОМ !
Когда: 04 января 2021 в 18:21
Кому: ЮРИЙ ЛЕЖНЕВ juriylezhnev@yandex.ru
От кого: Константин Гнетнев 21gkv@mail.ru
Спасибо за письмо, уважаемый Юрий Петрович! Да, мне тоже хотелось бы посидеть-поговорить с Вами вечерок. Думаю, посидим ещё и поговорим. Коль речь о лесосплаве, так эта тема очень широкая и глубокая по времени. И начинать нужно с 18-19 века, ведь и на лесозаводы Беляевых и других в Сороке, Рабочеостровске, Умбе и др. тоже сплавляли. Как без этого? И не только у нас в Прибеломорье, но и на юге (Ильинский лесозавод), в Питкяранте (Питкярантский ЦЗ), и в Повенце, и в Соломенном… Эта тема такая большая, что пуп развяжется, а мне, между прочим, 74-й годок идёт. Вы правы в том, что до сих пор эта важнейшая тема для Карелии никем не тронута, не раскрыта, а это отдельный и большой мир, тысячи людей там трудились, а какие мастера были!
Мы поговорим об этом и другом, были бы силы. Спасибо Вам! С Новым годом! Здоровья Вам!

О Лесосплаве .
Из воспоминаний Игната Сергеевича Киприянова, 1934 года рождения.
…В летнее время, чтобы заработать побольше денег, я попросился на работу сплавлять лес (на сплавах леса хорошо платили-подрядный способ). Меня не брали, поскольку я был еще подростком, а сплав леса считался опасным производством. Но мир не без добрых людей. Пебозерский карел Семён Иванович Филиппов под свою ответственность-написал расписку-взял меня в бригаду. Сплав леса проходил по реке Нижняя Охта (40 километров, 40 порогов). Начинался в первых числах июня (после таяния льда) и заканчивался в сентябре. На всем расстоянии лесосплава работало пять бригад, в обязанности которых входило обеспечивать пропуск леса на вверенных участках, разбирая заломы. Бригада в которой я работал, состояла из семи человек и находилась на самом опасном месте-пороге Кивиристи (Каменный крест). Берега порога-почти четырехметровые скалы. Когда случался залом (порог забивался лесом), на его разборку спускались рабочие на верёвках.Обычно это делали самые крепкие молодые ребята. Я участвовал во всех случаях. Разборку залома начинали снизу, и как только лес трогался, а это мгновение, нас за веревки поднимали наверх, откуда мы наблюдали страшную картину- бревна становились стоя, их ломало, несмотря на толщину 18-20 сантиметров. Вода над заломом поднималась до двух и более метров. Порог был короткий, но разность в уровнях составляла 3-4 метра. Часто лес не двигался на плёсах из-за слабого течения или сильного ветра, тогда мы с одним из рабочих бегали по брёвнам с одного берега на другой, шевелили брёвна, и они продолжали свой путь. Опыт езды на бревне я быстро приобрел, и он мне во многих случаях пригодился. Связи с бригадами никакой не было, и меня часто посылали курьером для передачи сведений. Ближайший населенный пункт, где был телефон – поселок Авнепорог. А для того чтобы туда попасть, надо было переправляться через Кемь-реку. Река в этом месте была шириной 300-400 метров, и по ней шел сплав, а в двух километрах от переправы находился крупнейший порог Кемь-реки –- Вочаж, там сейчас построена Подужемская ГЭС. Я брал два бревна длиной 6,5 метра и толщиной в верхнем диаметре 20 см., делал шест вместо весла длиной 2,5 -3 метра и бил с двух сторон по бревнам, придавая им ход. С места начала переправы и до противоположного берега меня относило на целый километр , за счет сильного течения и движущихся бревен. А потом, чтобы вернуться обратно, надо было ловить автомашину, которые после войны ходили очень редко, или идти пешком 25 километров…

А теперь о технологии сплава .
Она заключалась в следующем : –
Пройдя весь путь по реке, через специально сделанные бетонные лотки возле Подужемской и Путкинской электростанций, лес плыл до Запани, где была сооружена сортировочная сетка. Эта сетка представляла собой коридор, ограниченный бонами и переходными мостами, по которому течением реки несло брёвна. А по краям коридора вправо и влево устроены ворота. Через ворота лес попадал в оплотник, куда рабочие ( в основном женщины) баграми заправляли древесину, сортируя её по видам и сортаментам . По мере заполнения кошели катерами буксировали на Кемский лесозавод, лесобиржи Латушка и Баб-губа . В Рабочеостровск на погрузку леса в суда, отправляемого в адрес Беломорского ЛДК, Кондопожского и Сегежского ЦБК, подавали кошели не молем а в пучках, сформированных в запани на сплоточном узле. Так же на отдельной сплотке готовились плоты из пучков пиловочника в адрес Беломорского ЛДК . Эти плоты объемом 3 тыс. кубометров имели правильную форму , двойной оплотник и соединения цепями. Буксировка плотов выполнялась катерами Беломорской пристани (с 1976 г. Беломорского порта) по открытому в 1950 году морскому бережному фарватеру от устья р.Кемь до морского канала Беломорска. На фото буксирный теплоход “Александр Фетюлин”, 1979 год.
Кемская сплавная контора- одно из крупных предприятий Кемского района.
Объем лесосплава по р.Кемь за навигацию превышал 500 тыс.кубометров, 200 из них через причал Рабочеостровска отгружался в суда.
Вот как характеризует руководителей сплавконторы В. ИВОЧКИНА :-
…В 70-е годы директором Кемской сплавной конторы был Иван Степанович Иванчук, он  спокойно и  мудро руководил огромным коллективом,  казалось, что  делал это играючи. Внимание к человеку, живое участие в судьбе каждого работника, а не только «кубы» – вот что отличало директора И.С. Иванчука от других руководителей, встреченных мною позже. Да и команда у Ивана Степановича была тогда – будь здоров!
Среди молодежи  гуляла  байка: на вопрос «Кто в доме (конторе) хозяин?»  надо было отвечать:  «Иванчук, Червинчук и Рулев – «БОЛЬШОЙ ЗМЕЙ». Анатолий Данилович Червинчук – главный инженер – был техническим мозгом предприятия,  Василий Алексеевич Рулев – заместитель директора – отличным контролером, а еще он очень удачно уравновешивал строгого и неулыбчивого Червинчука, так как сам был юморист и балагур…

К такой оценке могу добавить личное воспоминание о совместной работе с Рулевым Василием Алексеевичем. В течение каждой навигации неоднократно встречались с ним на причале Рабочеостровска во время погрузки судов и в Кемской запани, проверяя качество сплотки леса. Проходя по бонам сортировочной сетки он тепло приветствовал работающих на воротах словами:- «Бог в помощь барышни, есть ли вопросы?» . На что женщины отвечали ему- «Бог-то поможет, но и Ваша бы помощь не помешала, рукавицы негодные, после двух смен разваливаются, а у Коренева других нет». «Разберемся, не переживайте», обнадеживает сплавщиков Василий Алексеевич. Следуя к другим воротам, останавливается у воткнутого в настил бона багра, насаженного на сучковатый еловый кол, на затёсе которого химическим карандашом надпись —- багор Рулёва… Юмор и на сплаве имел место.
Ежедневный контроль за качеством сплотки пучков и формировки плотов , отправляемых в Рабочеостровск и Беломорск осуществляли приемосдатчики Беломорского порта, работающие там по сменам. Старшим из них была Людмила Сергеевна Абрамова. Почти во всех актах проверки имелась запись о наличии в пучках «грызунов». Так сплавщики окрестили свои огрехи, когда габарит пучка превышал длину бревен, образуя таким образом внутри пустоты. «Грызуны» при погрузке леса в судно были причиной его недогруза до технической нормы. Из-за них на судно вмещалось меньше груза чем требовалось, соответственно и меньше была провозная плата. Эта проблема снижала оценку работы погрузочного участка порта.
В период 1970-1978 погрузка леса в суда выполнялась двумя плавкранами Беломорского порта с двориков поставленных по договору сплавконторой. Это боны, скрепленные между собой в конструкцию в виде буквы «Ш», (если смотреть сверху ), куда наши докеры с помощью шпиля плавкрана подводили пучки в рабочую зону кранов, и после снятия с них комплектов (проволочных стяжек), лес загружался в трюм судна. Все просто, но проблема недогруза судов не давала покоя.
Как часто бывает, хорошая идея приходит в голову тогда, когда ты прочувствуешь всю полноту ответственности за результаты работы на своем месте.
Оценив имеющиеся у нас в порту технические возможности, я пришел к выводу, что необходимо изменить технологию погрузочной операции таким образом чтобы перед тем как крану захватить грейфером лес, щеть бревен должна быть выровнена. Сделать это вручную невозможно. Деревянные дворики придется заменить на металлические с понтоном-торцевателем, приводимым в движение реверсивным электродвигателем обеспечивая работу на две линии погрузки (два крана). Подготовил эскиз этого сооружения и описание принципа его действия. После обсуждения проекта со своими специалистами и получив одобрение , приступили к его реализации. Рабочие чертежи было поручено сделать линейному механику Филимонову Н.К. с чем он успешно справился. По готовности документации я поехал в Кемь к Рулеву В.А. чтобы убедить его в необходимости изготовления механизированных наплавных сооружений в мастерских порта , и оформления договора на оплату этого заказа. Тем более что у сплавконторы и порта в этом был обоюдный интерес. Василий Алексеевич согласился с нововведением и доводами. К началу навигации изделие было готово для монтажа и первым же судном перевезено в Рабочеостровск. Сборка на воде заняла полтора часа. Теперь в трюма судна плавкраны стали подавать ровные, как спички в коробке, пучки бревен. И никаких «грызунов». В итоге достигли 100 процентов технической нормы загрузки судна.
За реализацию своего предложения приказом по пароходству меня поощрили месячным окладом. Ряд специалистов порта также были премированы -За освоение новой техники. Такая технология погрузки действовала 10 лет, до начала 90-х, когда было принято решение о прекращении лесосплава по р.Кемь.
С 1993 года Кемская сплавная контора неоднократно реорганизовывалась, меняя собственников и название. Просуществовав несколько лет, предприятие прекратило свою деятельность. Все же лесосплав был для него экономически целесообразен.
Перефразируя известную пословицу, можно сказать – созданное сплавлять , перевозить не может.
Ю.П.Лежнев